Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:42, реферат
Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.
ВВЕДЕНИЕ.............................3
1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.....5
1.1 Начало пути..........................5
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского....6
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский.................8
1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского...........9
1.5 Философия в творчестве Кузанского...............10
2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.............12
2.1 Проблема соотношения бога и мира...............12
2.2 "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"...........13
2.3 Понятия "развертывания" и "свертывания"............14
2.4 Проблема бесконечности и новая космология............16
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие
природы и бога.........................18
2.6 Познание...........................19
2.7 Вера и знание..........................22
2.8 Интуиция и бесконечность познания...............22
ВЫВОДЫ.............................25
Литература........................27
План
ВВЕДЕНИЕ......................
1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.....5
1.1 Начало пути..........................
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского....6
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский.................8
1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского...........9
1.5 Философия в творчестве Кузанского...............10
2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.............12
2.1 Проблема соотношения бога и мира...............12
2.2 "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"...........
2.3 Понятия "развертывания" и "свертывания"............14
2.4 Проблема бесконечности и новая космология............16
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие
природы и бога.........................
2.6 Познание......................
2.7 Вера и знание........................
2.8 Интуиция и бесконечность познания...............22
ВЫВОДЫ........................
Литература....................
Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века,
одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской
натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к
новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую
принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории
человечества, она была противоречивой.
Именно противоречивость, свойственная данной эпохе, - одна из особенностей
философии Николая Кузанского, представляющих борьбу разных тенденций.
Антифеодальное в основе своей содержание его философии еще сковано
средневековыми представлениями.
Спекуляции об ангелах, восхваление веры, призывы к аскетизму, придание в
развитии организма человека числу семь особого значения, призывы к
умерщвлению плоти, несовместимые с жизнерадостным духом Возрождения и в
тоже время - свойственные новым временам критическое отношение к схоластике,
интерес к античности, к познанию природы, высокая оценка математики,
человеческого разума характерны для философии Кузанца. Недаром горячий
поклонник Николая Джордано Бруно писал о нем: "Он был подобен пловцу,
которого бурные волны кидают то вверх, то вниз, ибо он не видел непрерывного,
открытого, ясного света, он не плавал в спокойной, ясной воде" [1, с. 368].
В наши дни философское творчество Николая Кузанского представляет большой
интерес и занимает прочное место в истории философии: ни один историк
философии, анализирующий мировоззрение эпохи Возрождения, не может пройти
мимо философского учения Николая из Кузы, поскольку именно философия
Кузанского демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим
представлениям.
Однако чтобы лучше понять значение философского творчества Кузанца в истории
Возрождения, следует рассмотреть и исследовать не только его философию, но
и обстоятельства личной жизни, его взаимоотношения с различными слоями
тогдашнего общества.
1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
1.1 Начало пути
Николай Кузанский родился в 1401 году в Германии - в местечке Куза Трирской
епархии, в семье зажиточного крестьянина - рыбопромышленника Иоганна Кребса.
Биографы сообщают [2, c. 11], что незаурядные способности Николай обнаружил
еще в детстве: он много читал, и очень скоро его интересы вышли за пределы
отцовских занятий. Отцу не удалось заставить сына идти по своим стопам.
Подростком Николай бежал из родного дома и нашел прибежище у графа
Теодориха фон Мандершайда, который занялся образованием подающего надежды
подростка.
Граф покровительствовал Николаю в течение многих лет, способствуя его
карьере. Предполагают, что на первых порах граф отдал способного подростка в
школу "братьев общей жизни" в Девентере (Голландия), где впоследствии
обучался Эразм Роттердамский. Это была школа мистиков, владевших
имуществом сообща, отвергающих богатство, славу, а вместе с ними и все
светское, мирское. Наставники этой школы проповедовали аскетизм и
благочестие, с помощью которых надеялись приблизиться к Христу. Обучали в
Девентере "семи свободным искусствам" и в то же время отвергали знание,
считая его недостаточным для постижения бога. Возможно, здесь Николай
проникся ненавистью к роскошной, разнузданной жизни высших сановников
римской церкви, здесь получил первые уроки аскетизма, отсюда вынес неприязнь
к премудростям схоластиков.
Вернувшись в Германию, Николай некоторое время изучал философию в
Гайдельбергском университете. Шестнадцатилетним юношей, подобно знаменитым
соотечественникам Пурбарху и Региомонтану, будущий философ устремился в
Италию, известную своими гуманистами по всей Европе. Здесь, в Падуанском
университете в школе церковного права Николай завершил свое образование.
Именно в Падуе проявилось увлечение Кузанца естественными науками
математикой, медициной, астрономией, географией. Одним из его друзей стал
Паоло Тосканелли (1377-1446), будущий знаменитый математик, физик, географ,
первый наблюдатель-астроном в Европе, которому многим был обязан Кузанец.
Тосканелли обратил его внимание на ошибки астрономических альфонсовых таблиц,
которые Кузанец пытался исправить. В Падуе Кузанец познакомился и со своим
будущим другом, профессором права Джулиано Цезарини (1398 - 1444), который
пробудил в ученике любовь к классической литературе и философии. Свои
основные философские трактаты "Об ученом незнании" и "О предположениях"
Николай посвятил именно Цезарини.
В годы учебы Николая в Падуе преподавал лучший эллинист и латинист своего
времени Филельфо (1398 - 1481), лекции которого, возможно, слушал Николай.
Окончив университет в 1423 году и получив степень доктора канонического
права, Николай посетил в следующем году Рим, где познакомился с гуманистом
Поджо Браччолини, в то время канцлером Римской сеньории.
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского
Вернувшись на родину и проиграв здесь судебный процесс, затеянный его
покровителем-графом, Кузанец решил посвятить себя богословской деятельности.
В течение года будущий кардинал изучал богословие в Кельнском
университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие
неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с.
53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанец поступил секретарем к
папскому легату в Германии кардиналу Орсини. Став через некоторое время
священником, а затем деканом церкви св. Флорина в Кобленце, Николай не
утратил своего увлечения античностью. По примеру других гуманистов он
разыскивал в монастырских библиотеках древние рукописи; ему удалось найти 12
неизвестных в то время комедий Плавта.
Близко был знаком Кузанец и с крупными гуманистами того времени Амброджо
Траверсари (ум. 1439) и Лоренцо Валла (1407-1457). Именно благодаря
содействию Траверсари Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию.
Необычайно одаренный, преданный церкви и энергичный священник делает
успешную церковную карьеру, много сил уделяя попыткам реформирования
церковных нравов и учреждений, и становится (в 1448 году) кардиналом.
Его многообразная церковно-политическая деятельность была направлена к
попыткам восстановления единства и авторитета католицизма, достижению мира и
согласия вероисповеданий. Например, когда в 1437 году церковное
руководство решило послать в Константинополь миссию для переговоров с
греками по поводу объединения западной и восточной церквей, в это посольство
включили и Николая, учитывая его прекрасное знание греческого языка.
Необходимо отметить, что Кузанец был к тому же знатоком арабского и
древнееврейского языков, что позволило ему глубоко вникнуть в существо
средневековой арабской и еврейской философии. В Константинополе он собрал
ценные греческие рукописи, которые привез в Италию. Возвращаясь из
Константинополя, после изучения работ Псевдо-Дионисия он приходит к одному
из основных положений своей философии - к идее совпадения противоположностей
[2, c. 13].
Кроме того, Кузанец ведет переговоры с гуситами в Чехии (результаты которых
были неудачными), выдвигает планы имперских реформ, борется с
развращенностью духовенства.
Благодаря покровительству пап (особенно папы гуманиста Пия II) Николай
Кузанский играл выдающуюся роль в церковно-политической жизни Европы своего
времени, вместе с тем уделяя большое внимание научным занятиям. В 1459 году
Кузанский даже замещал в Риме отлучившегося на некоторое время папу Пия II.
Уже на склоне лет Николай путешествовал по монастырям Германии с целью
реформировать их, чтобы удержать духовенство от падения нравов.
Видную роль играл Кузанец на Базельском соборе, куда прибыл в 1433 году.
Здесь он выступал сначала как сторонник верховной власти соборов и противник
папского абсолютизма, но затем встал на сторону папы Евгения IV. Возможно,
здесь сыграло роль покровительство римских пап этого времени гуманистам.
Николай, начиная с 1437 года и вплоть до своей смерти в Тоди в 1464 году,
связывает свою судьбу с римскими папами. При этом он отличался честностью
и принципиальностью и не боялся выступить с критикой папы и римской курии.
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский
Связи Николая Кузанского с великими гуманистами Энеем-Сильвием Пикколомини
(впоследствии папой Пием II), с Лоренцой Валлой, Амброджо Траверсари и
другими не исчерпывались личным знакомством и дружбой.
Филологическая культура гуманизма сказалась в том, что кардинал из Кузы
изучил греческий язык и обратился к подлинным памятникам античной философии
(известно, что он читал в оригинале Платона и Прокла), а имевшие
прочную средневековую традицию "Ареопагитики" предпочитал читать в новом
латинском переводе, сделанном для него его другом гуманистом Амброджо
Траверсари. Но собственно филологические занятия играли для Кузанца роль
подсобную.
С гуманизмом Николая Кузанского связывает обращение к диалогической форме в
ряде важных его сочинений (цикл диалогов, объединяемых участием в них
"Простеца"). Само обращение в этих диалогах к образу "неученого",
"простака", которому открыты глубочайшие истины философии, имело
полемический, антисхоластический характер и, несомненно, связано с
гуманистической полемикой против "профессиональной" философии университетов.
Правда, стиль его латинских сочинений далек от легкости и изящества творений
итальянских гуманистов.
С гуманистами связывают Николая Кузанского и общность научных интересов,
углубленное внимание к проблемам астрономии, космографии, математики - при
этом речь идет не о "литературном", "филологическом" движении в гуманизме, а
о гуманистах-ученых, таких, как его друг и соученик Паоло Тосканелли.
Естественнонаучные и математические интересы Николая Кузанского ближе к
новой науки итальянского Кватроченто [3, c. 55], чем к схоластической науке
средневековья.
В области естествознания он идет дальше многих современников-гуманистов.
1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского
Естественнонаучные принципы Кузанца во многом соответствовали духу времени.
Николай Кузанский выдвинул требование методического использования
математики, требование счета, взвешивания, измерения в деле познания
природы. Его сочинение "Об опыте со взвешиванием" являлось провозвестником
новой эпохи, эпохи господства науки и техники [2, с.19]. Николай ставит в
этой работе проблемы статики и динамики, экспериментальной физики. От
передовых ученых и художников своего времени он унаследовал принцип связи
теории и практики. Кузанец первым составил географическую карту Европы. Он
же предложил реформу юлианского календаря, давно нуждавшегося в улучшении,
которая была осуществлена лишь через полтора столетия.
Кантор, известный историк математики, отмечает весьма значительную роль
философа в истории математики, в частности, в решении вопроса о квадратуре
круга, об исчислении бесконечно малых величин. Впрочем, еще Бруно оценил
роль "божественного" Кузанца в области математики, назвав его
"изобретателем прекраснейших тайн геометрии" [1, с. 287].
Идеи Николая в области космологии в некотором отношении были революционнее
идей Коперника и подготовили учение Бруно о бесконечности вселенной, о
существовании обитаемых миров за пределами Земли.
Им оставлено обширное литературное наследие, включающее научные трактаты и
проповеди, сочинения по философии, богословию, по церковно-политическим
вопросам и объединяемое единой системой религиозно-философских воззрений.
1.5 Философия в творчестве Кузанского
Философские идеи развиты Николаем Кузанским в сравнительно небольшом
количестве произведений. К главным философским сочинениям Кузанского относят
[3, с.53] трактат "Об ученом незнании" (1440), примыкающий к нему
Информация о работе Николай кузанский жизнь и творчество философа