Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:42, реферат
Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.
ВВЕДЕНИЕ.............................3
1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.....5
1.1 Начало пути..........................5
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского....6
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский.................8
1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского...........9
1.5 Философия в творчестве Кузанского...............10
2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.............12
2.1 Проблема соотношения бога и мира...............12
2.2 "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"...........13
2.3 Понятия "развертывания" и "свертывания"............14
2.4 Проблема бесконечности и новая космология............16
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие
природы и бога.........................18
2.6 Познание...........................19
2.7 Вера и знание..........................22
2.8 Интуиция и бесконечность познания...............22
ВЫВОДЫ.............................25
Литература........................27
иерархическое представление о мире, Кузанец видит в боге не "нисхождение", не
"опускание" божества до низшей материальной ступени бытия, а проявление
божественного могущества. Поэтому мир рассматривается им в качестве
прекраснейшего божественного творения: "... по красоте и стройности вещей,
которые мы лицезреем, искусство и превосходство бога поражают нас" [3, с.
61]. Мир прекрасен, и "даже тленность" всего земного "не есть действительное
доказательство" недостатка благородства. Это последнее положение особенно
важно: временное и тленное, оказавшись результатом "развертывания" вечного
первоначала, получает свое оправдание. Красота мира, проявляющаяся в
"универсальной связи" всего сущего, выявляет внутреннюю стройность
творения. Бог, говорит Кузанский, "пользовался при сотворении мира
арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией, всеми искусствами, которые
мы также применяем, когда исследуем соотношение вещей, элементов и движений"
[4, с. 106].
Гармония мира находит свое выражение и в человеке - величайшем из
божественных творений, в существе, которому суждено познать бога и
созданный им прекрасный мир. Антопология и гносеология Николая Кузанского
теснейшим образом связаны с его пантеистической онтологией и космологией.
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие
природы и бога
Человеческая природа рассматривается Кузанским в качестве высшего и наиболее
значительного божественного творения: она "помещена над всеми творениями
бога". Как будто поставленный на определенной ступени иерархии человек
оказывается обожествленным и уже потому вне иерархическим существом:
природа его "заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в
себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с
полным основанием древние" [4, с. 119].
Характерное для всего сущего совпадение противоположностей находит свое
отражение и в человеческой природе. Соотношение "свернутого" в боге максимума
и "развернутой в космосе ограниченной бесконечности отражается и "малом"
мире" человеческой природы. "Она такова, - утверждает Кузанский, - что,
будучи возведена в соединение с максимальностью, становится полнотой всех
всеобщих и отдельных совершенств таким образом, что в человечестве все
возведено в высшую степень" [5, с. 55].
Но эта "полнота совершенства" есть на что иное, как божественность. Она
может быть свойственна лишь человеческой природе в целом, а не отдельному
человеку. Человек, поднявшийся до "соединения с максимальностью", "был бы
человеком так же, как и богом, и богом так же, как и человеком", он может
мыслиться только в качестве богочеловека [3, с. 63].
Подобное соединение божественной и человеческой природы возможно только в
"сыне божием", богочеловеке - Христе. Так учение Николая Кузанского о
человеке сливается с его христологией. Христология Николая Кузанского
неразрывно связана с его учением "о свертывании и развертывании"
божественного начала, о совпадении противоположностей - бесконечного
максимума и конечной природы - с пантеистическими тенденциями его философии.
Совершенная, абсолютная человеческая природа Христа есть "свертывание"
человеческой природы, подобно тому, как космос в "свернутом" виде содержится
в боге. Поскольку сущность человека воплощена во Христе, то человек
бесконечен; поскольку эта сущность ограничена в каждом отдельном индивиде,
человек конечен. Следовательно, по Кузанскому, человек - конечно-бесконечное
существо [2, с. 98].
Тенденция к отождествлению Иисуса с человечеством позволяет Кузанцу при
анализе микрокосма сместить акцент с идеи сотворенности человека, что
было присуще церковному учению, на идею творческой активности человека.
Человек в представлении философа не столько творение, сколько творец; именно
в этом видит Кузанец уподобление человека богу. С особой силой эта мысль
выражена в рассуждениях о свойствах человеческого ума, способного подняться к
бесконечному постижению мира на путях его познания.
2.6 Познание
Совершенно в духе передовых мыслителей Возрождения Кузанец видит цель в
познании, духовном освоении мира: "Всякий разумный дух стремится к
познанию. Ибо познание есть жизнь ума, та цель, к которой он стремится..."
[2, с. 99]. Возможность познания заложена в самой природе человеческого
разума. "Благородное подобие бога", человеческий ум именно в своей
познавательной деятельности осуществляет свое предназначение. Если бог
"развертывает" из себя мир, то человеческий разум развертывает из себя
"предметы рассудка" [2, c. 103]. Это, однако, не означает, что по Николаю
Кузанскому, в человеческом разуме уже заключены заранее готовые понятия, что
знание предшествует ощущению внешнего мира. "Развертывание" не есть и
субъективное "творение" понятий, речь идет о прирожденной человеку - по самой
человеческой природе - способности суждения. Осуществить эту способность,
"развернуть" ее человек может только при соприкосновении с миром природы -
этой божественной книги, в которой бог раскрыл себя человеческому знанию.
Ум человека, единый по своей природе, обладает способностями [5, с. 56],
низшей из которой является ощущение с воображением. Эти способности
принадлежат единому по своей природе уму или духу.
Начало процесса познания невозможно без чувственного пробуждения. На основе
ощущений с помощью рассудка разум составляет себе понятие о вещах.
Воздействие вещей на ум человека через ощущения возможно благодаря наличию в
человеческом организме некоего жизненного "духа" - телесной субстанции,
связывающей по представлениям средневековой медицины и физиологии, ощущения с
разумной способностью человека [3, c. 65].Воображение служит посредствующей
ступенью между ощущением и рассудком. Рассудок есть проявление активной
способности человеческого разума. Будучи тесно связан с телом как орудием
познания, рассудок осмысляет полученные ощущением внешние впечатления и
позволяет, путем их логического различения и сопоставления, прийти к
более глубокому пониманию сути вещей. Однако и рассуждение не способно дать
полноты знания. К постижению истины ведет разумная высшая способность
человека - его разум, способный к интуитивному постижению. Он возвышается
над рассудочной деятельностью. Если рассудок не может идти выше и дальше
знания конечного мира вещей, то функция разума - высшее знание сущности
вещей и явлений, познание бесконечности. Рассудочное знание не может
постичь бесконечной сущности мира, оно не может постичь совпадения
противоположностей в "свернутой" природе максимума.
Онтологическому учению Кузанца о боге и космосе и их диалектической связи
соответствует и его гносеологическое представление о предмете познания.
"Существует лишь один объект для духовного видения и чувственного зрения,
- утверждает Кузанец, - первое видит то, как он существует в себе, второе -
как он познается посредством знаков. Единый объект есть "Сама Возможность"
[3, с. 65].
Итак, единый и единственный объект познания - пантеистически понятый и
истолкованный бог, трактованный в неразрывном единстве с чувственно
воспринимаемым миром природы [2, с. 100].
Чувственная познавательная способность направлена на "некий чувственный
предмет", но это - "тот же объект", но познаваемый "только тем способом,
которым он становится известным чувству посредством видимых знаков".
Эти рассуждения Николая Кузанского содержат постановку проблемы сущности и
явления. Интеллектуальным познанием постигается сущность вещей,
отождествляемая с "Самой Возможностью" (Бытие-Возможность, Неиное). Максимум
в других сочинениях Кузанца, определяющего этими понятиями бога как
бесконечную сущность вещей. Поскольку сущность вещей есть бесконечность, в
которой совпадают противоположности, процесс познания рассматривается как
раскрытие этого совпадения, как восхождение от знания конечных вещей к
постижению их бесконечной сущности.
2.7 Вера и знание
С пантеизмом Николая Кузанского связано и решение им важнейшего для
средневековой и ренессансной философской мысли вопроса о соотношении веры
и знания.
В основе учения Николая Кузанского о соотношении веры и знания лежит
представление о космосе, природе как "божественной книге", в которой бог
"раскрывает" себя человеческому знанию, и о боге как "свернутом" начале
Вселенной [3, с. 66]. Поэтому здесь нельзя ограничиться простым приведением
высказываний философа о приоритете веры.
Вера есть путь постижения бога в нем самом в "свернутом" виде. Но познание
"развернутого" мира, более того, познание бога, в результате чего
человеческий разум достигает объекта, переходя от конечных вещей к
бесконечной сущности, - есть дело разума, и верой оно заменено быть не может.
Николай Кузанский еще сформулировал учения о "двух книгах" (Писания и
Природы) как соответственно объектах веры и знания. И именно через познание
"книги природы", по Кузанцу, идет путь подлинного разумного знания, не
смешиваемый с путем веры.
2.8 Интуиция и бесконечность познания
Неполному и недостоверному чувственному и рассудочному знанию Кузанец
противопоставляет не веру, а высшее интеллектуальное созерцание, дающее
понимание совпадения противоположностей в единстве, когда "в своей простоте
ум все созерцает, как бы свою величину в одной точке, и все - вне всякой
слаженности из частей, и не так, что одно есть это, а другое - иное, а так,
что все есть и одно есть все" [4, с. 188]. Это знание определяется у
Николая Кузанского как интеллектуальное видение или интеллектуальная
интуиция, противопоставляемая рассудочному формально-логическому знанию как
средству, недостаточному для охватывания бесконечности и совпадению
противоположностей. Это "постижение непостижимого", познание "невидимым
образом" не отождествляется с мистическим экстазом: в нем подчеркивается,
прежде всего, его интеллектуальный характер [3, с. 67].
Интеллектуальная интуиция рассматривается в философии Николая Кузанского
как "ученое незнание", выступающее в данном случае не в качестве
предпосылки, а в качестве итога процесса познания. Ученое незнание есть
именно "ученое". И оно есть именно "знание", но знание того, что истина не
дана в готовом виде, что постижение истины есть процесс. Оно есть "знание
того, что существует абсолютно несоизмеримое" [2, с. 130]. И оно есть
именно знание, а не религиозный экстаз.
Процесс постижения истины есть бесконечное движение к ней. Познание
бесконечно из-за бесконечности объекта, и потому, что оно никогда не может
быть завершено. И сама истина рассматривается в философии Кузанца как
объективная, но недостижимая в своей полноте цель усилий разума. Ибо
познание никогда не сможет остановиться: истина неисчерпаема. "Разум так
же близок к истине, как многоугольник к кругу, ибо, чем больше число углов
вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не
станет равным кругу" [4, с. 10].
В этом гениальном образе содержится глубочайшая мысль о бесконечности
познания. Утверждая историческую ограниченность каждого данного этапа
познания мира, Кузанец отвергает самоуверенное "всезнайство" схоластики,
считавшей возможным достижение полноты знания. С эти связан и отказ Кузанца
от принципа авторитета [3, с. 68] - не только человеческого, но, по
существу, и от авторитета Писания, которое рассматривалось как "способ
выражения" истины, но не сама истина, постигаемая собственными усилиями
разума.
Бесконечный процесс познания, бесконечное приближение вписанного
многоугольника к кругу завершается в философии Николая Кузанского полным
совпадением субъекта и объекта, именно в этом своем совершенстве обретающем
мистический характер. Конечным результатом интуитивного постижения бога
оказывается "обожествление" человека. Таким образом, Кузанец ставит основой
процесса "обожествления" не волю, а именно разум и интеллектуальную
интуицию.
Характерно, что свою мысль об относительности человеческих знаний -
"предположений" - Николай Кузанский распространял и на область религиозных
знаний. Каждая религия, по учению Кузанца, есть, по существу, также - в той
же логике вписанного многоугольника - лишь приближение к полноте истины. Эта
точка зрения (при этом Кузанский наиболее близким к истине считал
католическое христианство) вела в тенденции к преодолению религиозного
фанатизма и утверждению принципов веротерпимости [3, с. 69].
Необходимым условием приближения к истине в философии Николая Кузанского
становится путь математизации знания. И здесь, несмотря на следы
пифагорейской мистики чисел, нашла свое отражение глубочайшая мысль о
необходимости математического метода познания мира [2, с. 115]. Дело тут не
Информация о работе Николай кузанский жизнь и творчество философа