Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:42, реферат
Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.
ВВЕДЕНИЕ.............................3
1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.....5
1.1 Начало пути..........................5
1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского....6
1.3 Гуманисты и Николай Кузанский.................8
1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского...........9
1.5 Философия в творчестве Кузанского...............10
2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.............12
2.1 Проблема соотношения бога и мира...............12
2.2 "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"...........13
2.3 Понятия "развертывания" и "свертывания"............14
2.4 Проблема бесконечности и новая космология............16
2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие
природы и бога.........................18
2.6 Познание...........................19
2.7 Вера и знание..........................22
2.8 Интуиция и бесконечность познания...............22
ВЫВОДЫ.............................25
Литература........................27
только в гениальности отдельных математических открытий и догадок, сделанных
Николаем Кузанским, и даже не в подчеркивании им необходимости точных
измерений при изучении природных явлений, вплоть до призыва к
экспериментальному методу исследований. Математизация процесса познания,
провозглашенная Николаем Кузанским, имела огромное методологическое,
выходящее за рамки собственно науки, но тем более существенное для создания
нового метода научного познания мира метода, противостоящему авторитарному,
книжному, оторванному от подлинных естественнонаучных изысканий методу
схоластического знания.
Основное содержание творчества Николая Кузанского было плодотворным и
прогрессивным для развития философии. Кузанец, испытавший влияние
развивающегося естествознания, а также гуманизма Возрождения, был сам
выдающимся представителем естественнонаучной и гуманистической мысли той
эпохи.
Прогрессивное значение его творчества определяется той ролью, которую
Кузанец сыграл в истории диалектики.
Именно диалектическое учение Николая Кузанского о совпадение
противоположностей нашло свое продолжение и развитие в философии немецкого
классического идеализма конца XVIII - начала XIX веков. Диалектичность
философии Николая Кузанского позволила ему сделать шаги к материализму. Эти
шаги, не будучи последовательными, привели философа к пантеизму,
заключавшему в себе известную материалистическую тенденцию.
Именно понимание бога как "свернутого" и мира как "развернутого" максимума
нашло свое продолжение в материалистическом пантеизме Б. Спинозы.
Не менее важную роль сыграла также космология Николая Кузанского,
базировавшаяся на диалектико-пантеистическом мировосприятии философа.
Революционная идея бесконечности Вселенной, идея отсутствия во Вселенной
центра и окружности, верха и низа была воспринята и развита Джордано Бруно.
Николай Кузанский стоит в одном ряду с гуманистами Возрождения. Один из
первых мыслителей этого времени Кузанский высоко поднял значение личности
человека, проповедуя могущество, безграничную способность человеческого ума
к познанию. Человек - бог, творец; эта идея гуманиста Николая Кузанского
носит, по существу, атеистический характер, ибо несовместима с религиозным
представлением о человеке.
Велика заслуга Кузанца и в разработке гносеологических проблем. В
соответствии с потребностями буржуазии Кузанец пытался решить задачу
наиболее эффективного познания природы. Он ввел в познание математический и
естественнонаучный методы, что роднит его с будущим.
Николай Кузанский одним из первых среди философов высказал мысль о
противоречивости процесса познания, догадку о том, что "познание есть
вечное, бесконечное приближения мышления к объекту", каковым была для него
бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.
Объективно идеи Кузанца противоречили феодальной идеологии и подрывали ее.
Именно в его учении берет свое начало натурфилософия Возрождения. Поэтому на
основании вышесказанного Николая Кузанского можно считать одним из
выдающихся представителем ранебуржуазной культуры.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1. Бруно Дж. Диалоги. - М.: Госполитиздат, 1949. - 402 с.
2. Тажуризина З.А. Философия Николая Кузанского. - М.: Изд-во МГУ,
1972. - 148 с.
3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980.
- 368 с.
4. Кузанский Н. Избранные сочинения. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 380 с.
5. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII веков. - М.: Высшая
школа, 1984. - 448 с.
Информация о работе Николай кузанский жизнь и творчество философа