Образ человека В Философии и искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 14:19, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – показать, как менялся образ человека в философии и искусстве с течением времени, от Древнего мира до настоящего момента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Образ человека в философии ………………………………….…..3
Глава 2. Образ человека в искусстве...............................................................13
Список использованной литературы..............................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.85 Кб (Скачать файл)

Началось итальянское  Возрождение с обращения к  забытым сокровищам античной культуры в науке, литературе, искусстве и  философии. Но это было не просто возвращение к античности. Само понимание сути человека, природы, окружающего мира уже стало иным в самой своей оценке. Мировоззрение, самосознание человека эпохи Возрождения стали другими: если в эпоху античности человек учился у природы, то в период Возрождения он выделяется из природы; человек творец и мира, и самого себя, он наделен Богом свободной волей. Человек способен к познанию – и это порождает новое отношение к личности. Эстетический идеал Ренессанса, образ самого себя создающего, свободного, универсального человека было не столько прямым отображением эпохи, сколько ее великой мечтой, завещанной грядущим векам. Но в искусстве этот идеальный образ свободной универсальной личности обретал живую плоть и кровь и получил блестящее воплощение. Появляется портрет как наивысшее проявление гуманизма в искусстве. Именно в этот период создаются великолепные произведения архитектуры, скульптуры и живописи.

Античные образы практически  впервые в искусстве Возрождения  трактуются им как образы народной фантазии, фольклора, очень изящны и  поэтичны, ярким примером этому могут  стать полотна «Рождение Венеры», «Весна». А вот на полотне «Покинутая»  художник отразил противоречивость и саму трагическую сущность эпохи. При одном только взгляде на это  полотно в душе рождается масса  противоречивых чувств, в которых  доминирует грусть и тревога, граничащая с безграничным одиночеством.

Для просветителей была характерна вера во всемогущество разума и нравственную природу человека. Они отводили искусству исключительно важную роль в деле воспитания разумного человека. Идеал естественного человека, наделённого добродетелями и чувствительностью, нашёл воплощение в сентиментализме. Сентименталисты считали, что главное для человека - это чувства, а не разум. Нередко героями их произведений становились представители третьего сословия. Морализирующая живопись Ж. Б. Грёза призвана была прививать человеку нравственные ценности. Но картины Греза имели лишь временный успех. Чем ближе надвигался момент вступления буржуазии в период классовых боев, тем менее могли удовлетворить сентиментальные картины Греза с их тематикой, ограниченной вопросами семейной жизни. Высокий накал общественной борьбы, рост гражданского самосознания порождали интерес к античной героине; крепнущие ростки классицизма предвещали становление новых художественных идеалов.

XVIII век – в Европе  век либерализма и рационалистической  философии, развивающей идеи Дж. Локка, Руссо, Монтескье, Вольтера; век научного знания и универсальных  ценностей, когда поверх национальной  мозаики впервые проступает, от  Лондона до Санкт-Петербурга, всеевропейское единство; видевший в клерикализме главное препятствие к достижению всеобщего благоустройства на основах разума – не мог оценить миф иначе как «плод невежества и орудие обмана». В новой картине бытия самым новым считается отношение к природе, само содержание понятия природа. С этим понятием связаны и эстетические идеалы классицизма, и основные идеи просвещения, и представление о «естественном человеке».

Индивидуум, бывший в средние  века исполнителем Божьей воли, его  образом и подобием, становится важен  самому себе; «Я, и в первую очередь  незаурядное, гениальное Я, становится критерием ценности жизни».

Аналогично тому, как природа  стала источником познания, а естественность – ценностным критерием, личность отныне самоценна. Гений и культура наделяются сакральными свойствами, поскольку  заключают в себе и тайну мира, и способ овладения этой тайной. Знание, возводящее человека в ранг божества, позднее станет орудием  его «разволшебствления».

В мировом искусстве вряд ли есть другое произведение, которое  так точно раскрывает эту тему, как Менины Диего Веласкеса. Это, несомненно, одно из самых замечательных произведений великого художника.

Менины – разумеется, не первая картина, в которой наряду с основными персонажами присутствует автор, однако в отличие от таких известных случаев, как Афинская школа Рафаэля и др., здесь к его фигуре сходятся силовые линии сюжета. Освещенная вертикаль холста, застывшая кисть, наклон головы, красный крест на груди, вышитый на блузе художника, и другие детали приковывают внимание к этому неформальному центру картины, которая объективно утверждает новую иерархию ценностей – новый статус человека в меняющейся картине мира.

Сложная игра пространственных отношений, связывающих образы богоданного  монарха и человека-творца, воплощает  и объединяет мифы – уходящий и  становящийся.

Отныне творчество и созидающий человек «сосредоточивают в себе весь тот смысл, который принадлежал  Божьему творению. Мир перестает  быть тварью и становится «природой»; человеческое дело перестает быть служением  Творцу и само становится творчеством» (Гвардини Р.). Появление человека в картине мира в качестве центральной темы – это также появление нового объекта в системе знания. Причем объект и субъект в этом случае выступают в одном лице.

Появление в европейском  искусстве трагической ноты –  таких сюжетов, как Уран, пожирающий своих детей, и иных, не менее страшных вещей Ф.Гойи, драматических образов Т.Жерико, жутких персонажей О.Домье и т.д., – связывали с кошмарами наполеоновских войн. Однако это время уходило все дальше в прошлое, тогда как некогда светлый лик человека продолжал свои превращения. Возвышенные, полные достоинства образы Дж.Рейнольдса, Т.Гейнсборо, Ж.М.Натье, Ж.Ла Тура, Д.Левицкого, Ж.Энгра, Ж.Л.Давида сменяются мертвыми энсоровскими масками, мрачными видениями О.Редона, вульгарными одалисками Ж.Руо и, наконец, откровенной мизантропией, которая к середине ХХ в. доходит до прямого выражения отвращения и ужаса перед человеком и научно-индустриально-урбанистической цивилизацией.

Эта направленность не характеризует  европейское искусство в целом. Однако критическое деструктивное  начало нарастает с момента своего появления, тогда как направления, противостоящие ему, возникающие на почве соответствующих идеологий, вместе с ними вырождаются в безуспешных  попытках реставрации антропоцентрического мифа – мифа, помещающего в центре мироздания элитные – классовую  и расовую – разновидности  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели образы человека в основные эпохи, их смену  и развитие.

 В каждую эпоху человек исторически своеобразен - он таков, какова эпоха, которую люди сознательно или бессознательно создают. Вместе с тем от эпохи к эпохе человек сохраняет свои общие черты: способность к труду и мышлению, общественный характер своей жизнедеятельности, взаимодействие с природой, способность к художественному освоению мира, нравственную жизнь и др. Сохраняя эти черты и вместе с тем непрерывно развиваясь, человек остается вечной проблемой для самого себя. Поэтому вопрос: "Что такое человек?", "В чём сущность человека?" проходит через всю историю философии и оказывается центральным в современных дискуссиях о человеке.

Проблема человека в истории  философии решалась, как правило, с помощью методов, образующих некоторую "дополнительность": идеалистических, абсолютизирующих духовное начало в человеке, и натуралистических, придающих первостепенное значение природно-биологическим его особенностям. Этот дуализм души и тела - извечная тема философских трактатов о человеке. Вместе с тем, проблема человека ставилась еще и как вопрос о внутренних и внешних (природа, социальная среда, воспитание) факторах, определяющих самое существо человека.

История человечества насчитывает свыше 40 тыс. лет. Она объединяет все культуры и цивилизации, одни из которых мало менялись на протяжении тысячелетий, а другие стремительно трансформировались от века к веку. И каждая культура создавала свой образ человека.

На данный момент каждая культура оставила после себя большое  количество различных памятников искусства, по которым можно понять, какой  именно образ доминировал в то или иное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. Учеб. Пособие. Изд. 2-е, доп. - М.: Высш. Школа, 1976

2. Багновская Н. М. Культурология - М.: Культура, 2005

3. Викторов В. В. Культурология  - М.: Наука, 2004

4. Горфункель А.Х. Философия  эпохи Возрождения - М.: Высшая  школа, 1980

5. Грожан Д. В. История мировой культуры - Ростов-на-Дону: Илма, 2005

6. История мировой культуры.// Под ред. А. В. Волошинова  – Саратов: Буква, 2003

7. История мировой культуры.// Под ред. Г. В. Драча - Ростов-на-Дону: Просвет, 2004

8. Кадыров А. М. Культурология:  теория и история культуры  – Уфа: Диеста, 2004

9. Лега В.П. История античной философии. Изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997

10. Лега В.П. История западной философии. Изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997

11. Лосев А.Ф. История  античной эстетики. Аристотель и  поздняя классика - М., Искусство, 1975

12. Лосев А.Ф. История  античной эстетики. Итоги тысячелетнего  развития: В 2-х книгах. Книга 1. - М.: Искусство, 1992

13. Мельникова Е. В. Мировая  художественная культура – Омск: Меридиан, 2004

14. Ойзерма Т. И. Главные философские направления - М.: Наука,1971

15. Радугин А.А. Философия  - М.: Изд-во Центр, 2001

16. Соколов В.В. Европейская  философия XV-XVII веков - М.: Высшая  школа, 1996

Трубецкой С.Н. Курс истории  древней философии - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997


Информация о работе Образ человека В Философии и искусстве