Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:30, реферат
Длительное время в философии человек рассматривался, как правило, в качестве сознательного существа. Его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Человек в этом плане выступал как «человек разумный». Однако, начиная с Нового времени, в философии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, в России Достоевский с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, которые не осознаются человеком.
Введение…………………………………………………………………………3
З. Фрейд и К. Юнг как основоположники глубинной психологии…………..4
Глава 1. Учение З. Фрейда о психоанализе человека,
культуре и религии…………………………..…………………………………..6
1.1 Структура личности…………………………………………..……….6
1.2. Возникновение и предназначение культуры………………………..8
1.3. Возникновение и предназначение религии……..…………………. .9
1.4. Психоанализ…………………………………………………...……...10
Глава 2. Психология бессознательного К. Юнга……………………………..13
2.1. Понятия коллективного и индивидуального бессознательного..…13
2.2. Архетипы……………………………………………………………...15
2.3. Структура личности………………………………………………….16
2.4. Проблема души современного человека…………………………….18
2.5. Самопознание и саморазвитие человека…………………………….21
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт социологии и права
Факультет социологии
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
«Образ человека в психоаналитической философии»
Выполнила студентка
гр. СЦ-102
Рыжова А. И.
Проверил преподаватель
Коржевская Н. М.
Екатеринбург 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
З. Фрейд и К. Юнг как основоположники глубинной психологии…………..4
Глава 1. Учение З. Фрейда о психоанализе человека,
культуре и религии…………………………..
1.1 Структура
личности…………………………………………..……….
1.2. Возникновение и предназначение культуры………………………..8
1.3. Возникновение
и предназначение религии……..……
1.4. Психоанализ…………………………………………………
Глава 2. Психология бессознательного К. Юнга……………………………..13
2.1. Понятия коллективного и индивидуального бессознательного..…13
2.2. Архетипы…………………………………………………………
2.3. Структура личности………………………………………………….16
2.4. Проблема
души современного человека…………
2.5. Самопознание и саморазвитие человека…………………………….21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
С древнейших времен и до наших дней в философии устойчиво сохраняется большой интерес к проблеме человека. Как отмечал еще древнегреческий мыслитель Эмпедокл, человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека.
Длительное время в философии человек рассматривался, как правило, в качестве сознательного существа. Его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Человек в этом плане выступал как «человек разумный». Однако, начиная с Нового времени, в философии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, в России Достоевский с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, которые не осознаются человеком.
З. Фрейд и К. Юнг как
основоположники глубинной психологии
Среди психологов XX века австрийскому доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1900 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
Следует иметь в виду, что на современном этапе фрейдизм представляет собой не единую целостную систему, а множество различных научных школ и направлений, у которых имеются не только фанатичные приверженцы, но и не менее страстные противники. Чтобы понять ситуацию в мировой психологии, соотношение в ней различных научных сил, нужно знать учение самого Фрейда, знать, как оно сложилось и приобрело столь глубокое влияние на различные подходы к психике человека - самого сложного явления в известной нам вселенной.
Карл Густав Юнг - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии. В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии. На подобные факты указывал еще Э. Тайлор в "Первобытной культуре". К. Юнг описывал события, случившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции архетипов Юнга, как контакт с коллективным бессознательным.
Аналитическая концепция культуры К. Юнга является оригинальной теорией культур, не во всем принятой сторонниками ортодоксальной науки. Во многом она служит поискам универсального смысла истории во взаимодействии культур. Важнейшим ее положением было раскрытие категории "коллективного бессознательного" как наследуемой структуры психического, развивавшейся в течение сотен тысяч лет. Коллективное бессознательное представляет собой "совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и действенным образом определяет индивидуальную жизнь". Когда-то это было названо "наиболее революционной идеей" в науках о культуре и человеке в XX в. Век заканчивается, но пока никаких выводов из идей К. Юнга и их разработки не было сделано.
Глава 1. Учение З. Фрейда о психоанализе
человека, культуре и религии.
Человек, в понимании З. Фрейда, это, прежде всего, природное существо. Он полностью разделял теорию Дарвина о происхождении человека из природного мира и полагал, что специфика человеческого бытия полностью исчерпывается биологическими аспектами его жизни. Инстинкты действуют как на телесном, так и на психическом уровнях. Психическое выражение инстинктивных влечений Фрейд назвал «бессознательное», или «Оно».
1.1 Структура личности
В представлении Фрейда, структура личности состоит из трех составляющих – Оно (бессознательное), Я (сознание), Сверх-Я (неосознаваемые моральные требования). Оно характеризуется следующими особенностями. Во-первых, является хранилищем психической энергии инстинктов, во-вторых, имеет собственный принцип деятельности, который Фрейд назвал «принцип удовольствия».
Оно Фрейд считал архаическим, то есть древним, бессознательным базисом психики, доставшимся нам от животных предков. В этой сфере бессознательного есть очень мощный первичный импульс – импульс продолжения рода, с помощью которого природа обеспечивала воспроизведение новых поколений живых существ. Со временем безграничную власть первичных импульсов начинает жестко ограничивать внешний мир. Под влиянием этого мира в психике человека формируется новый элемент – Я.
Я олицетворяет собой сознание, рациональность. Эта инстанция развивается из Оно, по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Я выполняет три основных функции: 1) руководит контактом с реальностью (восприятие внешнего мира: видит, слышит и т. д.; 2) планирует деятельность человека, руководствуясь «принципом реальности»; 3) вытесняет желания и влечения Оно, которые никак не согласуются с реальностью. Вытесненный материал уходит из Я, но не исчезает из психики, а становится бессознательной ее частью. С точки зрения Фрейда, вытесненное желание в дальнейшем будет проявлять себя в сновидениях, оговорках, в каком-то непонятном поступке или в болезненной форме в виде невроза или психоза.
В структуре личности есть еще один важный элемент – Сверх-Я. Формируется он под воздействием нравственных требований общества. Сверх-Я выступает судьей, который четко следит и дает оценки всем желаниям и поступкам человека. Наряду с совестью и самонаблюдением, Сверх-Я наделено такой функцией, как носитель идеала-Я. Этот элемент представляет традиции народа, включает ценности поколений.
В психоаналитической философии отношения между этими тремя элементами предстают как весьма сложные и многообразные. Раскрывая взаимодействие Я и Оно, Фрейд использует в качестве аналогии образ всадника и коня: «В своем отношении к «Оно» «Я» похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля».
Взаимоотношения между Я и Сверх-Я оказываются не менее сложными. Сверх-Я по отношению к Я является своего рода моральным цензором, гарантом неподчинения слабого Я силам бессознательных влечений Оно.
По Фрейду, представления человека
о свободе воли иллюзорны, поскольку
за волевыми решениями и вообще сознательными
актами скрываются совсем иные – подлинные
и неосознаваемые – мотивы поступков.
Истолкования же собственных действий
чаще всего оказываются
1.2. Возникновение и предназначение культуры
Значительный
Фрейд так определял культуру: «Это все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных». Он выделял две ее стороны. Во- первых, культура содержит знания и умения, которые позволяют людям овладеть силами природы и получить от нее материальные блага. Также она включает все те требования и нормы, которые необходимы для упорядочения отношений людей между собой, а особенно для распределения достижимых материальных благ.
В работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд отмечал, что человек находится в сложном, противоречивом положении. С одной стороны, культура – источник его страданий, с другой – она необходимое условие жизни в обществе. Самым лучшим выходом из этого положения Фрейд считает увеличение культурной значимости научного знания. «Мы верим в то, что научная работа имеет возможность узнать кое-что о реальности мира, благодаря чему мы в состоянии увеличивать нашу мощь, уменьшать наши страдания и в соответствии, с чем устраивать нашу жизнь». Именно наука, по мнению Фрейда, поможет человеку примириться с требованиями культуры. С помощью психоанализа человек научится управлять бессознательными импульсами и, значит, уменьшится «репрессивная» функция культуры. В связи с этим основную цель психоанализа Фрейд формулировал так: «Там, где было Оно, должно стать Я». На пути к этой цели произойдет также освобождение культуры от религиозных представлений, так как они «иллюзия» и не соответствуют реальности. Религию, утверждает Фрейд, нужно считать общечеловеческим неврозом, который будет преодолен в ходе развития человечества.
Фрейд утверждает, что каждая культура основывается на принуждении к труду и на отказе от первичных позывов и потому неизбежно вызывает страдание. В связи с этим помимо средств принуждения в культуре создаются средства, призванные примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы. Последние Фрейд называет «психологическим арсеналом культуры». К ним относятся культурные идеалы, творения искусства и религиозные представления.
1.3. Возникновение и предназначение религии
По мнению Фрейда, религиозные представления произошли из той же самой потребности, что и все другие завоевания культуры, из необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи природы 15 и ограничении первичных позывов, имеющих антикультурный характер. Культурная значимость религиозного мировоззрения связана с тем, что оно позволяет компенсировать чувство беспомощности, возникающее у человека перед силами природы. Также религия умаляет страх людей перед опасностями и превратностями жизни, вселяет уверенность в добром исходе, утешает их в несчастье. Обещания защиты и счастья тесно связаны с этическими требованиями. Они являются платой за выполнение религиозных заповедей; только тот, кто им подчиняется, может рассчитывать на эти благодеяния, непослушных ждут наказания.
Религиозное мировоззрение Фрейд трактует как «иллюзию», укорененную особенностях душевной жизни человека. Недоказуемость религиозных учений, их несоответствие разуму и опыту, нарастание в культуре рациональности неотвратимо ведут к падению значения религии. Религия, утверждает Фрейд, подобна общечеловеческому неврозу; она должна быть преодолена в ходе человеческого развития. Его взгляды в этом вопросе схожи с воззрениями Л. Фейербаха, полное собрание сочинений которого он внимательно прочитал еще в юности.
Однако Фрейд, сознает, что последствия разложения религиозной нравственности среди широких масс могут быть деструктивными, что требует пересмотра отношений между культурой и религией, поиска иных оснований морали. Он утверждает необходимость замены религиозного воспитания интеллектуальным, ориентированным на науку.
«Освобожденное от давления религиозных учений воспитание, – пишет Фрейд в работе «Будущее одной иллюзии», – изменит в психологическом существе человека; Бог наш, Логос, может быть, не очень всемогущ и в состоянии исполнить лишь малую часть того, что обещали его предшественники. Если мы это поймем, то примем с покорностью. Интереса к миру и жизни из-за этого не потеряем, так как есть у нас одна надежная точка опоры. Мы верим в то, что научная работа имеет возможность узнать кое-что о реальности мира, благодаря чему мы в состоянии увеличивать нашу мощь и в соответствии с чем устраивать нашу жизнь. У науки много открытых и еще больше тайных врагов среди тех, кто не может ей простить, что она обессилила религиозную веру и грозит ей полным уничтожением. Науку упрекают в том, сколь малому она нас научила и сколь несравненно больше оставила нерешенным. Но при этом забывают, как она молода, как трудны были ее первые шаги и как ничтожно мал тот период, к которому человеческий интеллект окреп для ее заданий».
Информация о работе Образ человека в психоаналитической философии