Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:30, реферат
Длительное время в философии человек рассматривался, как правило, в качестве сознательного существа. Его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Человек в этом плане выступал как «человек разумный». Однако, начиная с Нового времени, в философии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, в России Достоевский с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, которые не осознаются человеком.
Введение…………………………………………………………………………3
З. Фрейд и К. Юнг как основоположники глубинной психологии…………..4
Глава 1. Учение З. Фрейда о психоанализе человека,
культуре и религии…………………………..…………………………………..6
1.1 Структура личности…………………………………………..……….6
1.2. Возникновение и предназначение культуры………………………..8
1.3. Возникновение и предназначение религии……..…………………. .9
1.4. Психоанализ…………………………………………………...……...10
Глава 2. Психология бессознательного К. Юнга……………………………..13
2.1. Понятия коллективного и индивидуального бессознательного..…13
2.2. Архетипы……………………………………………………………...15
2.3. Структура личности………………………………………………….16
2.4. Проблема души современного человека…………………………….18
2.5. Самопознание и саморазвитие человека…………………………….21
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….
Великие новшества
никогда не приходят свыше;
они неизменно поднимаются
2.5. Самопознание и саморазвитие человека
Юнг придавал большое значение самопознанию и саморазвитию личности. Для этого, считает Юнг, необходимо изменение направленности сознания: ему следует отказаться от исключительной обращенности вовне. Вместо восприятия окружающего мира сознание должно обратиться вглубь психики, к ее бессознательной части. Самое увлекательное путешествие, по мнению Юнга, которое может совершить человек, это путешествие к своему бессознательному.
Юнг писал, что «сознание и
Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший в концепции и Юнга название индивидуация. Индивидуация – процесс становления личности, ее саморазвития. Юнг отмечал, что словом «индивидуация» (in-dividuation не– делимый) подчеркивается специфика этого процесса, в результате которого человек становится не–делимым, т.е. отдельным нераздельным единством или «целым».
Человеку, решившемуся на саморазвитие, по мнению Юнга, необходимо обратиться к поиску подлинно духовных ценностей, смысла жизни, стремиться реализовать свои творческие задатки. Индивидуацию не следует смешивать с индивидуализмом. Их отличие друг от друга можно определить по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям. Юнг писал: «действительный конфликт с коллективной нормой возникает только тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму, объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего индивидуализма. Но этот замысел, конечно, совершенно не жизненен. Поэтому он не имеет ничего общего с индивидуацией, которая, хотя и избирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме для ориентирования в своем отношении к обществу и для установления жизненно необходимой связи между индивидами в их общественной жизни».
Так, в учении Юнга, личностный рост непосредственно связан с полноценной общественной жизнью человека. Только личность может найти свое настоящее место в человеческом коллективе; только личности наделены способностью создавать сообщества, то есть по-настоящему интегрироваться в группы людей, а не просто быть отдельными «номерами» в безликой массе. Ведь масса – это лишь сумма индивидов, которая, в отличие от сообщества, никогда не может сделаться свободной и социально ответственной. Для Юнга самореализация – как в индивидуальном, так и в социальном смысле – становится условием морального развития человека и общества.
Подводя итог, необходимо сказать, что точка зрения Юнга на проблему человека не «расставила все точки над i», а стала очередным шагом на пути ее изучения. Заслуга Юнга заключается в том, что он выступил с критикой натуралистического подхода Фрейда к проблеме человека, указал на определяющую роль в человеческой жизни социокультурных факторов, призывал людей к самопознанию и духовному развитию. Однако Юнг в своем учении о человеке не смог до конца преодолеть биологизаторский уклон, характерный для фрейдовского понимания человека. Учение о коллективном бессознательном – врожденном психическом уровне – является ярким доказательством этого.
Заключение.
Влияние психоанализа легко обнаруживается в творчестве многих писателей, художников, кинорежиссеров. В 20-е годы, когда психоанализ получил распространение, он стал объектом критики таких философов, как К. Ясперс и М. Шелер. Позднее с критикой различных сторон психоаналитической концепции выступили Ж.-П. Сартр, Э. Мунье, К. Поппер и другие. Эта философская критика привела к многочисленным попыткам создания новых философских учений.
Однако несмотря на все влияние, оказанное психоанализом на гуманитарные науки, строгим критерием научности психоанализ никогда не соответствовал, а идеи самого Фрейда являются не менее умозрительны, чем воззрения критикуемых им философов. Фрейд не учел, что те эмпирические данные, с которыми имеет дело психоаналитик, представляют собой не экспериментальные наблюдения, но словесные ассоциации, воспоминания, эмоционально окрашенные истолкования событий. Психоаналитик вообще лишен возможности объективированного наблюдения – он не может проверить истинность утверждений пациента. Главным критерием истины в психоанализе оказывается чувство очевидности при обнаружении бессознательного содержания психики, которое сопровождается исчезновением невротических симптомов.
Главной особенностью психоаналитической концепции человека является утверждение о том, что бессознательное – это та сфера психического, где происходят существенные и значимые для человеческой жизни процессы, которые определяют поступки, побуждения и переживания человека. Своей задачей Фрейд и его последователь Юнг считал раскрытие содержательных характеристик бессознательного, в недрах которого, по их мнению, происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная. В связи с этим можно говорить о другой важной особенности психоаналитической философии, которая заключается в убежденности, что познание бессознательного делает человека свободным, освобождает от власти иррационального начала жизни, является условием благополучной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом.
Список литературы.
1. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 2008.
2. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М. 2003.
3. Фрейд З. Психология бессознательного. – М, 2001.
4. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
5. Юнг К.Г. Воспоминания, размышления, сновидения. М., 2007.
6. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 2001.
7. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. – СПб, 1997.
8. А. Канке. Учебник по философии. М, 2006.
Информация о работе Образ человека в психоаналитической философии