Освоение действительности чеовеком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Философия как способ духовного освоениядействительности человеком. 1. Предмет философии в его историческом развитии.
2.Задачи философского знания, их социо-историческое изменение.
3. Структура философии.
3. Функции философского знания.
Задание 2. Человек и природа: сущность и тенденции взаимодействия. 1. Понятие «природа» в философии и науке. Природа и окружающая среда.
Задание 3. Проблема субстанции в новоевропейской философии.
1. Дуалистическая метафизика Р. Декарта.
2. Учение Б. Спинозы о субстанции.

Задание 4. Бытие Бога как философская проблема 1. Пять «путей» доказательства существования Бога Фомой Аквинским.

2. Моральное доказательство бытия Бога в «Критике практического разума» И. Канта.
Задание 5. Диалектическая логика: особенности и принципы. 1.Соотношение логики и диалектики. Понятие о диалектической логике.
.Принцип единства логического и исторического.
3.Принцип восхождения от абстрактного к конкретному, его значения для юридической науки.
Задание 6. Диалектико-материалистическое учение о сознании 1.Сознание как высшая форма отражения. Значение принцип отражения дляюридической науки.
2.Структура и функции сознания. Предметное сознание и самосознание.
3.Сознание и язык. Функции языка. Знак и символ.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)

Государственное федеральное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

 

Уральская государственная  юридическая академия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Философия»

 

Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка факультета СОП

2 курса з/о Группа 212

Кривошеева Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011г.

Задание 1. Философия как способ духовного освоения действительности человеком. 1. Предмет философии в его историческом развитии.

 

 

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость, т.е. буквально означает «любовь к мудрости». Таким образом, философия предполагает именно любовь, стремление к знанию (истине), а не столько само знание (истину) как таковое.

 

Сегодня философия понимается как специфический духовный способ освоения действительности человеком. Она ставит и пытается ответить на вечные вопросы, любые ответы на которые  отсылают нас к следующему «почему?», тем самым имея в виду вопрос: почему вообще что-либо существует? В  конечном итоге философия всегда задает вопросы о мире в целом. Почему вообще мир есть? Что существует на самом деле? Возможно ли познание мира? Какое знание является истинным? Какое место занимает человек  в этом мире? Зачем человек живет? И др. Иначе говоря, философия  является мировоззрением.

Мировоззрение – есть совокупность взглядов, оценок, принципов норм, установок, определяющих самое общее видение, понимание мира, отношение человека к этому миру, выступающих в  роли ориентиров и регуляторов поведения  человека. Структуру мировоззрения  можно представить следующим образом:

1. Познавательный компонент  включает в себя обобщенные  знания – повседневные, профессиональные, научные и т.д.;

2. Ценностно-нормативный содержит ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д.;

3. Эмоционально-волевой компонент – это индивидуальная эмоциональная окраска тех знаний, норм, ценностей, о которых заявляет человек как о ставших его достоянием, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать в соответствии и ними;

4. Практический компонент  есть реальная готовность человека  к определенному типу поведения  в конкретных обстоятельствах  и его осуществление.

 

2. Задачи философского знания, их социо-историческое изменение.

 

Обратимся теперь непосредственно  к вопросу о философской проблематике. Несмотря на то, что состав проблем  и их выражение у философов  разных эпох и народов имеют свои отличительные особенности, в них  в той или иной мере есть и общее  – предельность, всеобщность и  «вечность» вопросов в системе «мир – человек». И. Кант называл философию  накой «о последних целях человеческого разума». В этом он видел ее достоинство и ценность. Сферу философии он подводил под следующие вопросы: «1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?».

Все множество философских  проблем можно свести к пяти большим группам – разделам философии:

1)       Онтология  (греч. ontos – сущее и logos – учение, слово) – учение о бытии;

2)       Гносеология  (греч. gnosis – знание) – теория познания, раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности знания и пути достижения истины;

3)       Антропология  философская (греч. anthropos – человек) – философское учение о человеке;

4)       Аксиология (греч. axia – ценность) – философское учение о природе ценностей;

5)       Праксиология (греч. praktikos – деятельный) – раздел философии, изучающий специфически человеческий способ отношения к миру, заключающийся в практической и преобразовательной деятельности.

Ядром всей философской проблематики выступает, так называемый, основной вопрос философии (основная проблема), который фиксирует  онтологическое и гносеологическое отношения материи  и сознания. По определению Ф. Энгельса, «высший вопрос всей философии есть вопрос об отношении духа к природе, о том, что является первичным  – дух или природа». Вторая (гносеологическая) сторона этого вопроса касается познаваемости мира. Варианты решения  центрального для философии вопроса  предопределяют поляризацию философских  учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в  философии – материализму или идеализму.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философское направление, признающее первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания и наших ощущений (объективно). Материя здесь, таким образом, выступает первоосновой действительности. Среди наиболее ярких представителей этого направления можно назвать Гераклита, Демокрита, Эпикура, Т. Гоббса, П.А. Гольбаха, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

Идеализм (от греч. idea – вид, образ, понятие) – направление философии, которое исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. В истории философской мысли это направление эволюционизировало в двух основных разновидностях: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский, Г. Гегель, представители русской религиозной философии и др.) первоосновой мира считает «мировой разум», существующий независимо от человека и его сознания. Субъективный же идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) исходит из примата субъективного (сознание человека и его ощущений) по отношению к внешней реальности и отрицает ее независимость от воли и сознания субъекта. Характерной чертой данного направления является агностицизм (греч. a – отрицание и gnosis – знание) – отрицание полностью или частично возможности познания мира.

Важно заметить, что материализм  и идеализм, в решении основного  вопроса философии, чаще всего исходят  из принципа монизма (греч. monos – один) – т.е. принимают за основу всего существующего одно начало (либо материю, либо дух), но в истории философии существовали и дуалистические (лат. duo- два) взгляды (например, Р.Декарт называл две разнокачественные всеобщие основы сущего – мыслящую и телесную), а также и плюралистические (лат. pluralis – множественный) толкования мира (четыре "корня" – Эмпедокла, монады – Г. Лейбница).

 

3. Структура философии.

 

Выделяют несколько исторически  сложившихся типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское. Непосредственными  предпосылками философского мышления являются мифология, религия и элементы научного знания, зародившиеся еще  в древности.

Наиболее ранним типом  мировоззрения выступает мифология (др. греч. – учение о преданиях) – синкретическое (синкретизм – нерасчлененность) эмоционально-образное представление о явлениях природы и общества, выраженное в символической форме. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественного (Бога или богов). Религия (лат. religio – благочестие, святость и лат. religare – связывать, соединять) – форма мироощущения и миропонимания, спецификой которой является культовая система, т.е. система обрядов, направленных на установление непосредственных отношений с абсолютным началом. В отличие от мифа религия не «смешивает» земное и сакральное, а, напротив, «разводит» их на противоположные полюса. Абсолютное начало, таким образом, «выносится в трансцендентную (в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания) область.

Для художественного мировоззрения  характерно творческое освоение действительности посредством художественных образов, в создании которых значительную роль играют эмоции, интуиция, символы, индивидуальные переживания и пр.

Мифологическое, религиозное  и художественное мировоззрения  носят духовно-практический характер. По мере общественного развития появилась  возможность теоретического освоения действительности. Возникновение такого типа мировоззрения, как указывалось выше, относят к середине I тыс. до н.э. Это – научное и философское мировоззрения, для которых характерно рациональное освоение мира (т.е. посредством разума; лат. rationalis – разумный).

В античности философия и  наука еще не прошли окончательный  процесс дифференциации и почти  не различались. Наука выделилась в  самостоятельное явление и сформировалась как социальный институт только в  эпоху Нового времени, когда обрела методики исследования, стала экспериментальной  и в полном смысле получила прикладное значение.

 

3. Функции философского знания.

 

Философия выступает в  двух ипостасях: 1) как информация о  мире в целом и отношении человека к этому миру, 2) как комплекс принципов  и всеобщих методов познания. Поэтому  выделяют две группы ее функций: мировоззренческие  и методологические.

Мировоззренческие функции:

1. Гуманистическая: философия  укрепляет духовную сферу человека, помогает определить смысл его  жизни, сформулировать ориентиры  его поведения и пр. Русский  философ XIX в. В.С. Соловьев говорил,  что философия: «…освобождает  человеческую личность от внешнего  насилия и давала ей внутреннее  содержание. Она делает человека вполне человеком»;

2. Социально-аксиологическая:  философия разрабатывает и формирует  представление об общественном  идеале, интерпретирует социальную  реальность, критикует и сопоставляет  ее с идеалом. Функция критики  окружающей действительности вызвана  неудовлетворенностью в ней человека, желанием ее изменить. В философии  разрабатываются представления  о ценностях: о добре, справедливости, красоте и т.д.;

3. Культурно-воспитательная: философия участвует в социализации  личности, формируя ее духовные  качества, устраняя проблемы в  общении и коммуникации.

Перечисленные выше функции  выявляют практическую направленность философии, которая выражается в  основном в двух моментах: этико-воспитательном и социально-преобразовательном.

4. Отражательно-информационная: философия собирает, систематизирует, перерабатывает информацию, которая хранится в виде философских понятий, категорий, законов, принципов.

Методологические функции:

1. Эвристическая: философия  создает предпосылки научных  открытий, содействует приросту  научных знаний и способна прогнозировать их;

2. Интегрирующая: философия  сводит элементы человеческого  опыта в единую целостность;  частные картины и образы мира  приводятся в соответствие друг с другом;

3. Координирующая: философия  систематизирует, рационализирует  другие науки, координирует методы и языки наук;

4. Логико-гносеологическая: заключается в разработке самого  философского метода, в логико-гносеологическом  обосновании познавательной деятельности.

Открытой остается проблема средств философского исследования, поскольку нет широкого систематизированного освещения данного вопроса. В  частности это зависит от наличия  различных мировоззренческих позиций  философов. Тем не менее, среди наиболее значимых средств познания в философии  можно назвать следующие:

- диалектика (греч. dialegomai – рассуждаю, веду беседу) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления и основанный на этом учении универсальный метод познания (в этом смысле метафизика будет рассматриваться как антипод диалектики). Диалектика имеет множество исторических форм. Исходная – та, которую использовали Сократ и Платон, понимая ее как искусство ведения диалога. Итогом диалога является установление посредством множества вопросов границ проблемной области (границ неизвестного);

- значительную роль в  философском исследовании играют  формально-логические методы, законы  и правила (например, индукция  и дедукция);

- мысленный эксперимент:  философ конструирует какую-либо  идеальную модель, а затем мысленно  экспериментирует с этими идеальными  объектами;

- герменевтическая интерпретация  – метод выявления внутреннего  смысла текстов с целью достижения  понимания;

- большое место в творческом  процессе философов занимают  иррациональные (лат. irrationalis – неразумный) средства: интуиция, элементы мистики, медитация и т.п.;

- важную роль в философском  творчестве играет сомнение, по  Гегелю, «расшатывание той или  иной предполагаемой истины»;

- необходимо также отметить  большое значение практики как критерия истинности.

Философия в то же время  не содержит в себе запрета на использование  методов других наук в решении  частных задач философского познания.

 

Задание 2. Человек и природа: сущность и тенденции взаимодействия. 1. Понятие «природа» в философии и науке. Природа и окружающая среда.

Информация о работе Освоение действительности чеовеком