Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:04, контрольная работа
Задание 1. Философия как способ духовного освоениядействительности человеком. 1. Предмет философии в его историческом развитии.
2.Задачи философского знания, их социо-историческое изменение.
3. Структура философии.
3. Функции философского знания.
Задание 2. Человек и природа: сущность и тенденции взаимодействия. 1. Понятие «природа» в философии и науке. Природа и окружающая среда.
Задание 3. Проблема субстанции в новоевропейской философии.
1. Дуалистическая метафизика Р. Декарта.
2. Учение Б. Спинозы о субстанции.
Задание 4. Бытие Бога как философская проблема 1. Пять «путей» доказательства существования Бога Фомой Аквинским.
2. Моральное доказательство бытия Бога в «Критике практического разума» И. Канта.
Задание 5. Диалектическая логика: особенности и принципы. 1.Соотношение логики и диалектики. Понятие о диалектической логике.
.Принцип единства логического и исторического.
3.Принцип восхождения от абстрактного к конкретному, его значения для юридической науки.
Задание 6. Диалектико-материалистическое учение о сознании 1.Сознание как высшая форма отражения. Значение принцип отражения дляюридической науки.
2.Структура и функции сознания. Предметное сознание и самосознание.
3.Сознание и язык. Функции языка. Знак и символ.
Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социо биология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.
В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.
Кант, исходя из понимания
природной необходимости и
Синтез позиций современной
биологии (челове́к — представитель вида
Человек разумный) и марксизма («… сущность
человека не есть абстракт, присущий отдельному
индивидууму. В своей действительности
она есть совокупность всех общественных
отношений») приводит к пониманию человека
как субъекта исторически-социально-
Задание 3. Проблема субстанции в новоевропейской философии.
1. Дуалистическая метафизика Р. Декарта.
Рене Декарт (1596–1650 г.) представитель нового времени. Наиболее выдающиеся из его философских работ, посвящены (как и у Бэкона) методологической проблематике. К ним принадлежат прежде всего «Правила для руководства ума», написанные в 1628–1629 г. в которых Декарт излагает методологию научного познания. С этой работой связано и вышедшее в 1637 г. как введение к его трактату о геометрии «Рассуждение о методе». В 1643 г. выходит его труд «Начала Философии» в котором полно изложены его философские воззрения. Декарт являет собой тип революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт «…никогда не принимать за истинное начало, что я не познал бы таковым с очевидностью…включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать его сомнению». Декартова связь с предшествующей философией обнаруживается уже в самом его исходном пункте. Он убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и неизбежного основания. Такое основание было найдено в самом разуме, точнее в его первоисточнике — в самосознании. «Мыслю, следовательно, существую» — вот самое достоверное из всех суждений. Значимость самосознания — продукт христианской цивилизации. В превосходстве умопостигаемого мира над чувственным, сомнению подвергается мир чувственный, небо, земля… В основу философии положил не принцип мышления как объект процесса, а именно субъективно переживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой от которого невозможно отделить мыслящего. Самосознание та точка, отправляясь от которой и основываясь на которой, можно выдвинуть все остальное знание, подобно тому, как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения евклидовой геометрии. Для рационализма XVII века математика является образцом строго и точного знания, которому должна подражать и философия (если хочет быть наукой). Не случайно именно Декарту (математику) принадлежит идея создания единого научного метода — «универсальной математики», с помощью которого возможно построить систему наук, могущей обеспечить господство человека над природой. Математика должна стать главным средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение, фигуру и движение. Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции. Декарт понимал субстанцию как вещь (всякое сущее вообще). Главное определение духовной субстанции — ее неделимость, важнейший признак материальности — делимость до бесконечности. Нематериальная субстанция имеет в себе изначально, не из опыта, идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия. Материальная субстанция, главным атрибутом которой является протяжение, Декарт отождествляет с природой, а потому она подчиняется чисто механическим законам — механике. Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связывающее звено между ними бог, который вносит в природу движение и инвариантность законов.
Рационализм (лат. rationalis — разумный) — учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположении ума.
2. Учение Б. Спинозы о субстанции.
Философские учения античности
отражали как особенности опытных
знаний, так и особенности
Стремление передовых философов к совершенствованию философского знания означало осмысление и обобщение результатов и методов новой науки. Поэтому философско-методологические работы принадлежат к числу главных трудов, в которых сформулированы многие принципы новой, антисхоластической, философии «Новый органон» Бэкона, «Правила для руководства ума» и «Рассуждение о методе» Декарта, «Трактат о совершенствовании разума» Спинозы.
Чтобы построить надежное
знание истинной философии пересматривались
схоластические установки и понятия.
Философы обращались к осмыслению и
обобщению методов математики, ибо
видели в ее истинах проявление «естественного
света» человеческого разума, который
собственными силами, без помощи каких
бы то ни было авторитетов и, даже, без
помощи сверхъестественного «
Связь философии Спинозы с картезианством настолько очевидна, что долгое время рационалистическое учение Ренэ Декарта рассматривалось как единственный ее источник. Спиноза был его младшим современником и просто не мог не испытать значительного влияние мыслителя. Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка, с другой, - реакция на это влиятельное учение. «Основы философии Декарта» (раннее произведение Спинозы) содержат введение, поясняющее, что Спиноза не всегда разделяет взгляды, изложенные в книге.
Принимая физику Декарта
в целом (хотя и выражая некоторую
неудовлетворенность к концу
жизни), в картезианской метафизике
он находил три
Также большое влияние
на философские воззрения Спинозы
оказали идеи Джордано Бруно, особенно
его пантеистические
Итак, Бенедикт (Барух) Спиноза - один из интереснейших философов в истории философии, его называли также реформатором новой философии. Один из важнейших показателей глубины и жизненности философского учения Спинозы его влияние на мыслителей последующих поколений и тем более веков. Спиноза посвятил разработке своего учения всю жизнь.
Задание 4. Бытие Бога как философская проблема 1. Пять «путей» доказательства существования Бога Фомой Аквинским.
В традиции доказательств существования Бога наиболее известны пять доказательств существования Бога или «пять путей» Фомы Аквинского (1225-1274):
1. «От движения – к Перводвигателю».
2. «От связи причин и следствий – к Первопричине».
3. «От случайности – к Необходимому Существу».
4. «От несовершенств в
мире – к Абсолютному
5. «От целесообразности в мире – к Устроителю мира».
Доказательство первое: В природе происходит движение. Ничто не может начать двигаться само по себе, для этого требуется внешний источник действия. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог — недвижимый Движитель.
Доказательство второе, космологическое: Каждое следствие имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмыслен. Следовательно, должна существовать «беспричинная причина», первопричина всего последующего. Это и есть Бог.
Доказательство третье: Все
предметы мира находятся во взаимосвязи
и взаимоотношении друг с другом,
и их существование возможно только
во взаимосвязи и взаимоотношении.
Однако бесконечный поиск
Доказательство четвертое, онтологическое: В окружающем мире наблюдается последовательное иерархическое возрастание сложности строения предметов и существ (например, от насекомого до человека), нескончаемое всеобщее стремление к совершенству. Следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное, являющееся источником всякого совершенства. Это и есть Бог.
Доказательство пятое, телеологическое: В окружающем мире наблюдается определенный порядок и стройность, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог.
Эти пять доказательств существования
Бога Фомы Аквинского традиционно используют
католические богословы в качестве
подтверждения факту Его
2. Моральное доказательство бытия Бога в «Критике практического разума» И. Канта.
КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА (1788) — одно из трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества. Состоит из предисловия, введения, учения чистого практического разума о началах (аналитика и диалектика чистого практического разума) и о методе заключения. Посвящено этической проблематике: доказательству существования чистого практического разума и утверждению трансцендентальной свободы.
В предисловии и введении
очерчивается абрис системы чистого
практического разума и подчеркивается
значение центрального в ней понятия
свободы. В «Аналитике чистого практического
разума» рассматриваются
В «Диалектике чистого
практического разума»
В учении о методе Кант рассматривает способы проникновения законов чистого практического разума в человеческую душу и влияния на ее максимы. В заключении подчеркивается важность для человека «звездного неба» и «морального закона», бесконечно возвышающего его ценность как интеллигенции через его личность.
Задание 5. Диалектическая логика: особенности и принципы. 1.Соотношение логики и диалектики. Понятие о диалектической логике.
Диалектическая логика — в широком смысле есть философская наука, систематически развернутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах правильных рассуждений, как и в формальной логике, только с учётом действия законов диалектики.
Предмет диалектической логики — мышление. Диалектическая логика имеет своей целью развернуть его научное изображение в тех необходимых его моментах и притом в той последовательности, которые не зависят ни от нашей воли, ни от сознания.
Наиболее перспективным способом решения любой научной проблемы является исторический подход к ней. В случае с Диалектической логикой (ДЛ) такой подход к тому же оказывается и весьма актуальным. Дело в том, что логикой ныне именуются учения, которые значительно расходятся в понимании границ предмета этой науки. Так, предмет диалектической логики, с одной стороны, пересекается с предметом диалектики (теория познания, онтология, метод); с другой стороны, предмет ДЛ (собственно логики) непосредственно увязан с предметом логики формальной. И та, и другая (формальная логика и диалектическая логика) являются науками о рассуждениях, закладывают рассудочную модель человеческого мышления в основу описания и развития представлений о естественном и искусственном интеллекте.