Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:46, контрольная работа
Развитие философии в Китае - одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания. Уже в первобытном обществе появляются первые ростки философии.
Особенности древней китайской философии
Развитие философии в Китае - одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания. Уже в первобытном обществе появляются первые ростки философии.
Люди в первобытном обществе,
исходя из собственного трудового опыта,
стремились понять мир природы, что
послужило основой для
Похоже, что Юй был общим вождем,
возглавлявшем различные родо-
Археологические находки после освобождения Китая, памятники культуры типа Эрлитоу в западной части провинции Хэнань свидетельствуют о том, что в период властвования династии Ся и близкого к нему времени в могильных захоронениях умерших хозяев имели место и случаи захоронения вместе с ними их рабов, что убедительно доказывает наличие классовых отношений. В Го юй приводится ссылка на Книгу дома Ся Если есть гуаньдани и хэцзюни, в кладовых всегда буд Гуаньдань и хэцзюнь- наиболее ранние меры веса, которые рабовладельцы использовали для эксплуатации населения. Отсюда очевидно, что в описываемое время уже существовали классы, эксплуатация и государство. Во-вторых , произошло стремительное развитие материальной и духовной культуры. По преданиям, древние роды делали оружие из камня, а при императоре Хуан-ди делали оружие из яшмы, в то время как при Юйе - основателе династии Ся - оружие делали из бронзы. Итак, в рассматриваемый период уже имелись изделия из бронзы. В период династии Ся начинает появляться письменность. Как Го юй, так и Цзо-чжуань приводят ссылки из Книги дома Ся Ся-Шу, а это свидетельствует о том, что в это время уже имелись книги. Среди памятников культуры из Эрлитоу обнаружено небольшое количество мелких изделий из бронзы , а накерамической посуде начертаны многочисленные письменные знаки, что, в общем , совпадает с сохранившимися записями в письменных памятниках. Использование металла и появление письменности является прогрессом, имеющим чрезвычайно важное историческое значение. В соответствии с происшедшими переменами при династии Ся появляются и философские идеи. Насколько позволяют судить имеющиеся в настоящее время материалы, они в общих чертах развивались в двух направлениях. Во-первых, наблюдалось развитие религиозных представлений. В письменных памятниках отмечается Юй сделал посуду для жертвоприношений, причем дошел при этом до чрезвычайной роскошиХань Фэйцзы.
Конфуций также говорил о Юйе так Он с пренебрежением относился к напиткам и пище, направлял величайшую почтительность к душамумерших и духам не заботился о своей одежде, но всячески стремился придать красоту траурной одежде и головному уборуЛунь Юй. Конфуций восхвалял Юйю за то, что во время жертвоприношений он, сам плохо питавшийся и носивший простую , грубую одежду, устраивал обильные жертвоприношения, а употреблявшиеся при жертвоприношениях одежду и головной убор стремился сделать как можно красивее. Отсюда видно, что при династииСя религиозные представления стали важным средством для установления господства, что , как это совершенно очевидно, резко отличается от религиозных представлений первобытнообщинного общества. Во-вторых, появились представления, направленные на смягчение классовых противоречий. В Книге дома Ся говорится Кого поддерживать народу, кроме добродетельного правителя имеется в виду правитель дома Ся С кем, кроме народа, правитель будет защищать государство.
Смысл цитаты в том, что если народ выступит против правителя династии Ся , кто будет тогда руководить им, а если правитель Ся будет вредить народу, не окажется никого , кто бы защищал государство. Как явствует из приведенных источников, прилагались все усилия для доказательства того, что отношения между правителем и управляемыми им людьми тесно взаимосвязаны, и это подчеркивалось , очевидно для того,чтобы скрыть противостояние и классовые противоречия. Рабовладельческий строй в Китае почти за девятьсот лет своего существования, вплоть до появления династий Шан приблизительно 16-12 в. в. до н.э. и Западной Чжоу приблизительно 11-8 гг. до н.э достиг большого развития. В период династии Ся в общественном производстве, помимо скотоводства, важное место начинает занимать земледелие.
При династии Шан произошло дальнейшее разделение земледелия, ремесла и скотоводства,что способствовало развитию товарообмена и применению огромного количества рабского труда, а это привело к быстрому развитию общественного производства и культуры. Дальнейшее развитие получило производство бронзы, в большом количестве стали отливаться не только ритуальные сосуды, оружие и предметы обихода для рабовладельцев, но и начали появляться в небольшом количестве бронзовые орудия труда, а вслед за этим появились изделия из железа и в сельскохозяйственном производственачал применяться рабочий скот. При Западной Чжоу произошло еще большее развитие производительных сил. Увеличилось производство бронзы, более широко стали применяться изделия из железа, возросло количество ремесел, улучшилось по сравнению с прошлым техника производства, более совершенной стала колодезная система в земледелии, получила более широкое развитие система орошения, увеличилось количество сельскохозяйственных культур, повысилась техника обработки почвы, возросли масштабы применяемого коллективного труда в сельскохозяйстве. Вслед за развитием производства был достигнут прогресс в области науки и техники, немало ценных результатов было достигнуто в астрономии, искусстве составления календаря, математике, метеорологии, разработке 24 сельскохозяйственных сезонов года, географии, науке о Земле, механике, физике, химии, медицине и многих других областях науки. Политическая система при династиях Шан и Чжоу с каждым днем становилась все более совершенной.
В соответствии с развитием родового
рабовладельческого строя образовались
крупные и мелкие клики аристократов-
Рабовладельческий строй при династиях Шан и Чжоу представлял систему бесчеловечной , жестокой эксплуатации и угнетения.
Не только земля и средства производства находились в собственности рабовладельца, но и рабы рассматривались как его частная собственность, которых он мог использовать на работах, продавать , дарить, убивать, хоронить вместе с умершими хозяевами в могилах или использовать как скот при жертвоприношениях. В ответ на такое бесчеловечное отношение рабы уклонялись от работ, приводили в негодность средства производства, убегали, поднимали восстания и т.д выражая таким образом свой протест.
Жестокая классовая борьба между
рабами и рабовладельцами в период
династий Шан и Чжоу способствовала
развитию философии. Условия общественной
жизни при династиях Шан и
Чжоу придали философии две резко
выраженные особенности. В первую очередь
в сфере идеологии главное
место занимало религиозное мировоззрение.
При династии Шан высшим божеством,
создавшим вс и распоряжавшимся
всем, считалсяШанди Верховный
Хотя в то время уже существовали теория о светлом и темном началах, учение о восьми триграммах и учение о пяти стихиях, содержащих положения примитивного материализма и спонтанно возникшей диалектики, и хотя предпринимались попытки объяснить изменения в предметах на основании противостояния светлого и темного начал, объяснить появление всего сущего на основе многочисленных предметов из мира природы, все же эти идеи были скованы религиозными представлениями. Только после того, как в концеЗападной Чжоу получили развитие атеистические представления, эти идеи постепенно обрели жизнь и силу. Философия при династиях Шан и Чжоу была тесно связана с политико-моральными представлениями. С возникновением рабовладельческого строя отношения между людьми превратились в отношения противоборствующих классов. Для того чтобы эффективно поддерживать свое господство, класс рабовладельцев нуждался не только в политической силе, но ему было необходимо выработать и моральные категории, в которых отражались и выражались бы права и обязанности людей, добрые и дурные поступки. Как указывается в главе Поднебесная в сочинении Чжуа-цзы, философия в этот период считала Небо главным, добродетель - основой, что соответствует реальной исторической обстановке. Этот вывод свидетельствует о том, что в то время философия, религия и мораль были тесно связаны друг с другом. Иньский правитель Пань-гэн, предостерегая народ, говорилДля меня нет далеких и близких, тот,кто совершит преступление, будет наказан смертью, тот, кто проявит добродетель, будет прославлен за сделанное доброШан-ш, т.е. независимо от степени родства совершивший преступление и творящий зло будет приговорен к смертной казни, а совершающий добрые дела будет награжден. Еще более ценили добродетель чжоусцы, выдвинувшие положение Проявлять добродетель и остерегаться наказанийШан-шу.
Подобные представления о
вознаграждении за добрые и
наказании за дурные поступки
показывают, что в эпоху Шан
и особенно при династии Чжоу
уже сложилась начальная
Так, отбрасывая одно и добавляя другое, правила поведения передавались от династии к династии и в своем развитии превратились в сложнейшую систему.
Помимо правил поведения, важное место
занимали сыновья почтительность -
продукт родовых кровных связей
. Встречающиеся в Ши-цзине
Почти вся древнекитайская
философия была тесно связана
с политико-моральными
Исходя из сказанного, можно
утверждать, что рассматриваемая
особенность философии при
Резкая смена общественных формаций привела к возникновению на идеологическом фронте течения, выступавшего за свободу идей , создание новой обстановки соперничества всех школ, представлявшихся множеством новых философов, в результате чего развитие древнекитайской философии вступило в новый важный исторический этап. Наблюдавшееся в этот период на идеологическиом фронте соперничество всех школ началось приблизительно в конце периода Чуньцо, достигло наивысшего расцвета к середине периода Чжаньго и закончилось в конце этого периода.