Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:46, контрольная работа
Развитие философии в Китае - одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания. Уже в первобытном обществе появляются первые ростки философии.
Если говорить обо всех школах, т.е. о существоваших философских направлениях , то их можно свести к десяти направлениям, среди которых главными были шесть школа служилых людейжуцзя в переводной школе называемая школой конфуцанцев, школа моистов- моцзя, школа дасистов -даоцзя, школа законниковлегистов-фацзя, школа номиналистов-минцзя часто называемая школой софистов и школа сторонников учения об инь и яннатурфилософы -иньянцзя.
Каждое из перечисленных направлений прошло исторический путь возникновения, развития, изменения и расслоения. После создания Кон Цю Конфуцием школы служилых людей конфуцианство разделилось на восемь течений, из которых наиболее известными являются конфуцианство представленное Цзы-сы, конфуцианство, прелставленное Мэном Мэн Кэ, и конфуцианство, представленное Сунем Сунь Цином. Моизм, созданный Мо Ди после его смерти распался на три течения, представленныеСянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. Даосизм, возникновение которого связывают с именем Лао Даня, в дальнейшем разделился, причем течение, связанное с изменениями влево, представлено школой СунаСунь Цзяня и Иня Инь Вэня, а с изменениями вправо школой Чжуан Чжоу. Легизм также делится на ранний и поздний.
Номиналисты в соответствии с особенностями их идей разделились на две школы- школу соединения тождества и различия и школу разделения сущности и явления. Идеи натурфилософов, возникшие весьма рано, первоначально в основном были связаны с астрономией, составлением календаря, искусством гадания по звездам, но в середине периода Чжаньго получила широкое распространение теория Цзоу Яня постоянной смены пяти стихий.
Помимо перечисленных шести школ, существовали и многие другие,представленные военными философами, философами-аграриями, философами-эклектиками и т.д. В силу того, что каждая школа представляла разные классы и прослойки, а в политических убеждениях и научных взглядах существовали расхождения и антагонизм, это неизбежно привело к возникновению запутанной и сложной обстановки, что явилось следствием огромных перемен в обществе, нашедших свое отражение на идеологическом фронте. Соперничество всех школ имело под собой глубокие общественные корни.
Начиная с периода Чунь Цю стали применяться железные сельскохозяйственные орудия и быки в качестве тягловой силы на полевых работах, что способствовало развитию производительных сил и их широкому распространению. Происходило массовое бегство рабов, вспыхивали многочисленные восстания. Развивались товарное хозяйство и ремесло. В связи с происходившими процессами стала возникать и развиваться феодальная частная собственность на землю, которая в конце концов сокрушила земельную собственностьрабовладельцев, в основе которой лежала колодезная система.
Начиная с 594 г. до н.э. до реформ Шан
Яна в царстве Цинь в середине
периода Чжаньго в каждом царстве
в разное время и в разной степени
завершилось изменение
Таким образом, одновременно с постепенной
ликвидацией класса рабовладельцев
и класса рабов появилосьдва новых
антагонистических класса - класс
землевладельцев и класс
Именно эти люди, овладевшие специальными
знаниями в области культуры и
примыкавшие к различным
Небо и человек, название и сущность, характер природы человека, положительные и отрицательные стороны учения о дао и дэ, происхождение мира и т.д. На все перечисленные вопросы интеллигенция, представлявшая различные классы и прослойки, высказывала различные взгляды, предполагала различные философские системы, отличавшиеся разными формами, содержанием и особенностями, вследствие чего и произошло разделение на различные философские школы. Условия , возникшие в обществе, в котором старое заменялось новым, в своюочередь создали для представителей всех школ своеобразную историческую арену, на которой они могли свободно соперничать во взглядах. Вслед за крахом господства в Поднебесной рабовладельцев -аристократов, объединенных под единой властью чжоуских Сынов Неба, идеология господствующего класса постепенно урачивала свое влияние и силу. Однако общество еще долго продолжало находиться в состоянии феодальной раздробленности, централизованная феодальная власть еще не возникла, новая идеология господствующего класса еще была не в силах занять господствующее положение , поэтому в области идеологической на какое-то время образовался вакуум.
Именно в этих условиях все школы
могли свободно соперничать и
в течение длительного периода
сосуществовать, что привело к
необычайному повышению активности
научных идей. Соперничество всех
школ освободило людей от пут, прогнивших
форм сознания рабовладельцев-аристократови
создало идеологческие
Например, Мэн Кэ и Сюнь Цин были
последователями конфуцианства, но
первый из них был идеалистом. а
второй - материалистом. Аналогичное
положение и в даосизме. В связи
с этим необходимо проводить конкретный
анализ идеологии каждого философа
в отдельности и в оценке его
взклядов исходить из того, как он решает
основной вопрос философии. Философская
борьба на идеологическом фронте в
период Чуньцю - Чжаньго явилась
продолжением и развитием в новых
условиях философской борьбы, начавшейся
при династиях Инь и Чжоу, но
она имела ряд особенностей по
сравнению с философской
Другими словами, после периода Чуньцю материализм и идеализм начали, исходя из присущих самой философии особенностей, создавать различные идеологические системы и развернули сложную, запутанную борьбу в различных областях философии. Начиная с династий Инь и Чжоу, это явилось важным шагом вперед в развитити древнекитайской философии, означавшим, что она уже созрела. Отмеченная особенность проявилась не только в том, что у философии появилось собственное поле деятельности, включая взгляд на природу, теорию познания, взглядна историю, взгляд на развитие, теорию о природе человека и т.д но и в том, что она выдвинула и развила целый ряд философских категорий и философских тем, например неботянь, человек жэнь, путь дао, закон природы ли, бытие ю, небытие у, жизненные силы ци, темное начало инь, светлое начало ян, пять стихий усин, доброшань, злоэ, польза ли и т.д. В дальнейшем почти все эти вопросы стали предметом длительных споров в истории китайской философии.
Однако в рассматриваемый
Например, в области астрономии на основе длительных, систематических наблюдений за небесными телами появились одними из первых в мире записи о солнечных и лунных затмениях, кометах, темных пятнах на Солнце и т.д. Неподвижные звезды разбили на 28 созвездий, было установлено, что период обращения Юпитера равен 12 годам. Около 350 г. до н.э. была составлена первая в мире звездная карта. В области исчисления времени в период Чуньцю был создан календарь, построенный по принципу девятнадцатьсолнечных лет и семь добавочных месяцев имееется в виду лунно-солнечный календарь, в котором смена фаз Луны согласовывалась с началом астрономического года. В этом календаре важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам так называемый Мегонов цикл, вслед за этим год разделили на 24 сезона, а продолжительность года была определена в 365,25 дня, что точно соответствует истинному положению вещей.
Были приобретены также
Еще более решительно рассеивает мистический туман вокруг понятия сроки, определенные Небом Фань Ли, считавший Небо - это природное небо, подчинающееся природным законам. Он говорилМудрый действует, сообразуясь со временем Го юй, т.е. мудрый должен действовать в соответствиис объективными законами и стремиться к тому, чтобы дела людей обязательно проверялись по небу и земле, так как только в этом случае возможно добиться успехаГо юй. Приведенные слова показывают, что отношения между Небом и человеком рассматриваются с позиции, представляющей соединение примитивного материализма и примитивной диалектики. Вслед за крушением религиозных представлений о Верховном владыке как господствующей силе появилась рафинированная идеалистическая философия. Основоположник даосизма Лао Днаь выдвинул интеллектуальное, нигилистическое понятие дао, рассматривая его как источник возникновения неба, земли и всего сущего, и создал объективную идеалистическую философскую систему, высшей категорией которой являлось дао. Затем Чжуан Чжоу придал объективному дао Лао Даня субъективный дух, превратив его в абсолютную тождественность, и создал широкую систему субъективно-идеалистической философии, в основе которой лежит релятивистская теория познания.
Мэн Кэ развил идеалистические идеи
Кун Цю, наделил Небо моральными
принципами и, считая, что природа
таких понятий, как человеколюбие,
долг, правила поведения, знание, зависит
от воли Неба, предложил свойственный
субъективному идеализму путь познания,
выразив его в следующих
Например философская школа
Суня и Иня критически подправляла
учение Лао Даня о дао, заменив
его понятием ци жизненная сила и
выдвинула материалистический взгляд
на природу, согласно которому материальное
ци или цзинци чистая жизненная сила,
является источником всего сущего,
и этим подвела базу под монистическую
теорию о материальности ци в древней
китайской философии. Сюнь Куан и
Хань Фэй-цзы продолжили и развили
существовавшие в прошлом материалистические
идеи, подвергли общей критике
идеалистическую философию Цзы-