Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:33, контрольная работа
К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии ХХ века.
Введение
3
Особенности западной философии ХХ столетия
5
1 От логического позитивизма к философии науки.
9
1.1 Основные идеи логического позитивизма.
9
1.2. Концепции философии науки по К. Попперу и И. Лакатосу.
11
1.3. Концепции философии науки по П. Фейерабенду и Т.Куну.
13
2 Философия экзистенциализма
15
Заключение
23
Список литературы
24
Содержание
Введение |
3 |
Особенности западной философии ХХ столетия |
5 |
1 От логического позитивизма к философии науки. |
9 |
1.1 Основные идеи логического позитивизма. |
9 |
1.2. Концепции философии науки по К. Попперу и И. Лакатосу. |
11 |
1.3. Концепции философии науки по П. Фейерабенду и Т.Куну. |
13 |
2 Философия экзистенциализма |
15 |
Заключение |
23 |
Список литературы |
24 |
Введение
Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки.
К этим потрясениям
следует отнести и социально-
Философия XX в. — это
множество самых различных
Эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для ХХ века:
все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии;
беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;
глобальные проблемы человечества;
анализ человечества
как единого целого в параллелях
с природой, Космосом, Богом, борьба
интеграционных и националистически-
вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблем.
Особенности западной философии ХХ столетия
Классическая западноевропейска
Радикальные изменения в западной философии, позволившие для ее обозначения ввести термин «неклассическая философия», вызваны не только внутренними потребностями развития самой философской мысли, но и внешними социокультурными факторами. Прежде всего следует отметить, что несокрушимой вере мыслителей в силу человеческого разума был нанесен первый удар французской революцией 1789 г. Общество, которое считалось основанным на «принципах разума», официально положившее учение «гениев человечества» в основу своей политики, на поверку оказалось неразумным и нечеловечным. Террор и гражданская война во Франции заставили многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Некоторые мыслители (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека. Было показано, что попытка создать всеобщее мировоззрение на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия и его атомизации нереальны. С одной стороны, происходила «невилировка», усреднение человека, а с другой - одиночество и беспомощность человека перед миром как предел индивидуализма.
XX век принес человечеству
не только огромные успехи
в науке и технологиях, но
и целую вереницу революций,
две мировые войны, крушение
колониальной системы,
Первая и вторая мировая
война показали, что наука может
быть использована для массового
уничтожения людей и их культуры.
Социально-экономические потряс
Эти процессы вызвали отход от классического видения мироздания, пересмотр проблемы смысла человеческого бытия, места человека в мире, его отношения к богу, к смерти и бессмертию, его конечного предназначения. Положение в философии начало радикально изменяться, происходил пересмотр целей и задач философствования, на передний план выдвинулись новые проблемы и способы их решения. Возрос интерес к тем сторонам жизни и деятельности человека, общества и бытия в целом, которые либо не выражались традиционными философскими течениями, либо присутствовали в них в качестве переферийных и не заслуживающих внимания. Так, например, стали обращать больше внимания на существование человека, на его свободу в качестве первичных реальностей.
Произошла также локализация отдельных проблем, при решении которых сформировались самостоятельные направления. Cначала это происходило либо в виде своеобразного дополнения классических философских систем (неогегельянство, неокантианство) и даже обновления философии Фомы Аквинского (неотомизм), либо в жесткой форме путем полного отбрасывания классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм)
Внутрифилософские процессы распада классических схем философии на рубеже XIX-XX вв. происходили на фоне кардинальных изменений в культуре. Культура как бы «раскалывается» на тех, кто выступает за научно-технический процесс и на тех, кто против него. Формируются две социокультурные ориентации, каждая из которых по-своему осмысливает абсолютизированный образ науки - сциентизм и антисциентизм.
Если представители
сциентизма рассматривали научное
знание в качестве наивысшей ценности,
то антисциентисты осуществляют широкую
критику науки как формы
Философская мысль занята
поиском оснований
Из отличительных черт философии ХХ века наиболее важными являются следующие: идеальный мир, создаваемый философией ХХ века, является результатом деятельности различных народов, принадлежащих к разным культурам. Это придает ему разнохарактерность, многосторонность. Таким образом духовная культура и философия XX в. характеризуется мозаичностью, наличием самых различных философских течений и школ.
1 От логического позитивизма к философии науки
1.1 Основные идеи логического позитивизма
Основные идеи логического позитивизма сформировались в рамках деятельности Венского кружка, в котором группа философов обсуждала проблемы философии и науки. В этом кружке состояли такие философы как О.Нейрат, К.Гёдель, А.Айер, и другие.
Логические позитивисты представляли себе философию не как особую форму сознания (и знания), а как род деятельности, которая заключена в анализе искусственных и естественных языков. Предметом философии становится язык науки как способ выражения знания. Задачами философии в философии логического позитивизма становятся: устранение из науки псевдопроблем, которые появляются из-за неправильного употребления языка, и построение моделей осмысленного рассуждения с использованием математической логики, которые будут являться идеальными моделями.
Главный тезис позитивизма заключается в том, что позитивное знание является результатом только специально-научного познания. Любая философия объявляется метафизикой – то есть таким знанием, которое не отвечает критерию научности, поскольку философские понятия не основаны на эмпирическом опыте. Различные метафизические понятия нужно исключить из массива научного знания.
Центром интересов логического позитивизма была проблема значения научных высказываний. Философами логического позитивизма был сформулирован принцип верификации, по которому научное высказывание можно свести к совокупности предложений, которые будут фиксировать данные «чистого опыта». Эти предложения имеют следующие свойства: безусловная достоверность и нейтральность по отношению к теоретическому знанию. Язык наблюдения, на котором формулируются эти предложения, считался независимым от языка теории. Логический позитивизм противопоставлял теоретическое знание (как неизменное) эмпирическому (как изменчивому). Сторонниками логического позитивизма предполагалось существование отдельно «словаря опыта» и «словаря теории» в науке, потому что опыт и теория говорят на разных языках.
Логический позитивизм рассматривал изменение научного знания с позиции кумулятивизма. Этот принцип предполагает, что рост научного знания происходит непрерывно, в отличие от развития науки, которое происходит путем добавления новых утверждений к уже существующему объёму знания.
Логическим позитивизмом была сделана попытка перейти на анализ эмпирических утверждений с точки зрения их представляемости при помощью логических понятий, при этом, исключив из логики и методологии вопросы, которые связаны с открытием новых знаний. Эмпирические утверждения становились основой научных знаний. Логические позитивисты были уверены, что эмпирическая основа научных знаний формируется только на основе языка наблюдения. Отсюда происходит и общая методологическая установка, которая предполагает сведение теоретических суждений к высказываниям наблюдения. Принцип верификации, который предложили позитивисты, предусматривает признание знаний, обладающих научной значимостью только тех, содержание которых обосновывается протокольными предложениями.
По этим причинам, факты науки в логическом позитивизме абсолютизируются. Они обладает приоритетом перед другими элементами научного знания. По мнению логических позитивистов, они определяют главный содержательный смысл и истинность теоретических предложений.
Согласно логическому позитивизму, существует чистый опыт, который свободен от изменяющих его воздействий со стороны познавательной деятельности субъекта. И существует адекватный такому опыту язык. Предложения, которые выражаются этим языком, проверяются непосредственно опытом. Они не зависят от теории, потому что тот словарь, который используется для формирования этих предложений, не зависит от словаря теоретического.
1.2. Концепции философии науки по К. Попперу и И. Лакатосу
Информация о работе Особенности западной философии ХХ столетия