Особенности западной философии ХХ столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:33, контрольная работа

Краткое описание

К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии ХХ века.

Содержание

Введение
3
Особенности западной философии ХХ столетия
5
1 От логического позитивизма к философии науки.
9
1.1 Основные идеи логического позитивизма.
9
1.2. Концепции философии науки по К. Попперу и И. Лакатосу.
11
1.3. Концепции философии науки по П. Фейерабенду и Т.Куну.
13
2 Философия экзистенциализма
15
Заключение
23
Список литературы
24

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Общение индивидов, осуществляемое в таком мире, не является подлинным, оно лишь подчеркивает одиночество  каждого. Согласно Камю, перед лицом  ничто, которое делает человеческую жизнь бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и т. п. Характерное для Сартра стремление разобличить искаженные, превращенные формы сознания («дурной веры» или «самообмана») оборачивается требованием принять реальность сознания, разобщенного с другими и самим собой. Единственный способ подлинного общения, который признает Камю, — это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с другим, но это в сущности экстаз разрушения, мятежа, рожденного отчаянием «абсурдного» человека.

Иное решение проблемы общения дает Марсель. Согласно ему, разобщенность индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное. Но подлинное бытие — трансценденция — является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию — это диалог. Бытие, по Марселю, не Оно, а Ты. Поэтому прообразом отношения человека к бытию является глубоко личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом Бога. Любовь, согласно Марселю, есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная. Поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя, Марсель относит его к сфере «таинства».

Прорывом мира «man»  является, согласно экзистенциализму, не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественного, философского, религиозного творчества. Однако истинная коммуникация (общение), как и творчество, несет в себе трагический надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, что все в мире в конце концов терпит крушение в силу самой конечности экзистенции, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости всего, что он любит, незащищенности самой любви. Глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придает его привязанности особую чистоту и одухотворенность.

Социально-политические позиции у разных представителей экзистенциализма неодинаковы. Так, Сартр  и Камю участвовали в движении Сопротивления; с конца 1960-х годов  позиция Сартра отличалась крайним  левым радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали известное влияние на социально-политическую программу движения «новых левых» (культ свободы, перерастающей в произвол). Политическая ориентация Ясперса и Марселя носила либеральный характер, а социально-политическим воззрениям Хайдеггера была присуща консервативная тенденция.

В целом экзистенциализм  представляет собой умонастроение  человека XX века, утратившего веру в  разум исторический и научный, недаром  он находится в оппозиции как  к рационализму и классическому идеализму, верившим в разумную необходимость исторического процесса, так и к позитивизму. Не возлагая надежд ни на божественное провидение, ни на логику истории, ни на всесилие науки и техники и не доверяя природной мощи, экзистенциализм обращается не к силе, а к слабости — к самому человеку в его конечности. Сегодняшний человек, согласно экзистенциализму, может черпать силы только в своей слабости, он может обрести смысл своей жизни не перед лицом вечного и бесконечного, а перед лицом смерти. Освободить человека от всех надежд на то, что он может обрести свободу с помощью чего-то вне себя, и от всех иллюзий, связанных с этими надеждами, поставить его перед собой и заставить заглянуть в себя — вот та задача, которую поставил перед собой экзистенциализм.

Пока экзистенциализм  выступает как философия критическая, требующая разоблачения иллюзий  о человеке, пока он производит «феноменологическую  редукцию», очищая от внешнего и открывая ядро человеческой личности — экзистенцию, — он остается верным своим предпосылкам. Но как только он пытается утвердить положительные ценности, он вступает с этими предпосылками в противоречие. В самом деле, как совместить культурное творчество — созидание, утверждение — с устремленностью к ничто, концу, смерти? Как соединить культуру и экзистенцию? Перед лицом ничто всякое устремление, всякое творчество с самого начала обречено на крушение, перед лицом ничто незачем строить. Поэтому экзистенциалисты (прежде всего такие философы, как Сартр, Камю) склонны скорее к бунту, чем к творчеству, созиданию.

Поздний Хайдеггер в  поисках подлинного бытия все  чаще обращал свой взор на Восток, в  частности к дзен-буддизму, с которым  его сближала тоска по «невыразимому» и «неизреченному», а также склонность к метафорическому способу выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Логический позитивизм — ранняя форма аналитической  философии, одно из основных философских  направлений первой половины ХХ в. Он претендовал на анализ и решение  актуальных философскометодологических проблем, выдвинутых в ходе научной революции начала ХХ в. роли знаково-символических средств научного мышления, соотношения теоретического аппарата и эмпирического научного базиса, природы и функции математизации и формализации знания. Противопоставляя науку философии, логические позитивисты считали, что единственно возможным знанием является лишь научное знание. Традиционные вопросы философии они объявляли бессмысленными псевдопроблемами на том основании, что те формируются с помощью терминов, которые сами являются псевдопонятиями, поскольку не поддаются проверке, — это относилось к таким основополагающим понятиям традиционной философии, как, например, свобода, бытие, субстанция, дух, материя.

Предметом философии  в научной парадигме логического  позитивизма должен был стать  язык, прежде всего — язык науки как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания (ср. прагматизм) и возможности его выражения в языке.

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия  существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

 

 

Список литературы

 

  1. Бучило И.Ф. Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие. М.: ПЕРСЭ, 2001. – 447 с.
  2. Введение в философию. Учеб. пособие для вузов. Изд. 4. М., 2004.
  3. Введение в философию: учебник для вузов. Ч.1. /под общ. ред. И.Т. Фролова. – М: Политиздат, 1989. – 367 с.
  4. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. М.: ПЕР СЭ, 2001. – 447 с.
  5. Гриненко Г.В. История философии. М., Юрайт, 2004
  6. Гуревич П.С. Философия.. – М., НПО «Модек», 2004. – 1128 с.
  7. Лукашевич В.К. Философия и методология науки. Мн., Современная школа, 2006. – 320 с.
  8. Невлева И.М. Философия. М.: Изд-во РДЛ, 2002. – 448 с.
  9. Современная западная философия: учебн. пособие / под общ. ред Т.Г. Румянцевой. – М., 2003
  10. Яскевич Я.С. Основы философии. Мн., Высш. Шк., 2006. – 268 с.

Информация о работе Особенности западной философии ХХ столетия