Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:26, курсовая работа
Русская философская мысль, являясь неотъемлемой частью европейского и общемирового культурного наследия, всегда имела и свои неповторимые особенности. В основном отечественная философская мысль главной своей задачей считала духовно-нравственное совершенствование человеческой личности, а через это-преображение всех сфер её деятельности и творчества по идеалам Божественной истины, любви, добра и правды. И поэтому осмысление, обсуждение наследия и заветов наших философов и мыслителей, надеюсь, поможет найти ответы на многие вопросы личной, национальной, религиозной, культурной, государственно-общественной жизни и творчески всё это реализовать на деле.
Введение 3
1. Русская философия XVIII в. Становление светской философии 4
1.1. Кружок «Ученая дружина» 5
1.2. Этическое направление 5
1.3. Материалистическая традиция 6
1.4. Разработка социологической проблематики 8
2. Русская философская мысль XIX века 9
2.1. Славянофильство в русской философской мысли 9
2.2. Концепция западничества 12
2.3. Философия конца XIX – начала XX веков. 14
3. Особенности русской философской мысли 21
Заключение 22
Библиография 24
Содержание
Введение 3
1. Русская философия XVIII в. Становление светской философии 4
1.1. Кружок «Ученая дружина» 5
1.2. Этическое направление 5
1.3. Материалистическая традиция 6
1.4. Разработка социологической проблематики 8
2. Русская философская мысль XIX века 9
2.1. Славянофильство в русской философской мысли 9
2.2. Концепция западничества 12
2.3. Философия конца XIX – начала XX веков. 14
3. Особенности русской философской мысли 21
Заключение 22
Библиография 24
Приложение. Русская философия XVIII-XIX вв. 26
Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания.
Русская философская мысль, являясь
неотъемлемой частью европейского и
общемирового культурного наследия,
всегда имела и свои неповторимые
особенности. В основном отечественная
философская мысль главной
Временем появления философии в России в ее современном значении, как отмечают многие исследователи (В.В. Зеньковский, А.И. Введенский, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев)1, можно считать XVIII век - эпоху Просвещения. Однако это не означает, что до этого периода философия в России отсутствовала.
В истории отечественной
В рамках первого периода русской философии сформировались три важнейших идейных потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный3. Через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и отдельные произведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Наряду с этим передовые русские мыслители в IX-XVII вв. пытались постигнуть судьбы Родины, своими произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства.
В первой четверти XVIII века в России произошли большие и изменения. Благодаря реформам Петра I, Московское государство превратилось в Российскую империю. Произошла смена государственно-религиозных идеалов. Идеал православной «Святой Руси» заменился идеалом сильного светского государства. В 1721 г. Петр I отменил патриаршество, поручив заниматься церковными делами государственному органу Синоду.
В России рождалась культура, ориентированная на европейские ценности. Ведущей тенденцией становятся наука и образование. В стране масштабно издаются книги, открываются школы, в 1755 г. возникает Московский университет, а еще раньше Академия наук, учрежденная Петром I. Еще одной характерной чертой новой культуры является ее превращение в светскую, что стало возможным по причине секуляризации духовной жизни.
Развитие духовной жизни России происходит под влиянием идей французского Просвещения, особенно в первый период деятельности молодой русской императрицы Екатерины Алексеевны, которая считала себя философом на троне. Она наладила личные контакты с видными деятелями французского Просвещения, переписывалась с Вольтером, Дидро, просила у них советов по проблемам философии. С этого времени философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Влияние просветительских идей Запада способствовало активизации философской мысли.4
Важным явлением в этот период стало создание кружка, получившего название «Ученая дружина Петра I». Его видными участниками были Ф. Прокопович (1681-1736), В. Татищев (1686-1750), А. Кантемир (1708-1744), И. Посошков (1652-1726).
Основными идеями представителей кружка были отстаивание необходимости независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания; разработка первой в России классификация наук; в теории познания критерием истины видели разум, физические и математические доводы, а саму истину - как согласие суждения с предметом. Ими была разработана философская терминология на русском языке.5
Представители «ученой дружины» теоретически обосновывали реформы государства и церкви, предвосхищая идеи будущих «западников».
Родоначальником русской философии большинство исследователей считает Григория Сковороду (1722-1794)6. Философия Г.С. Сковороды носит, прежде всего, этическую направленность. Вслед за Сократом, Сковорода излагает свое учение в диалогах, рассуждениях нескольких человек на определенную тему.
Основная проблематика философа – познание человека, его души, стремлений, желаний, поступков; соотношение добра и зла в человеческой жизни, их обусловленность и влияние на бытие людей. Он разрабатывает христианскую этику не в отвлеченном обществе, а в конкретном социуме, учитывая при этом особенности национального российского менталитета.
Г. Сковорода первым указал путь дальнейшего развития русской философии - путь непрекращающейся внутренней борьбы между западноевропейской рассудочностью и восточнохристианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души. 7
Интенсивное развитие естествознания в России способствовало становлению светской философии. Первым русским мыслителем мирового значения был М.В. Ломоносов (1711-1765), являвшийся, по словам А.С. Пушкина, «первым нашим университетом», «величайшим умом новейших времен». Будучи деистом, Ломоносов положил начало материалистической традиции в русской философии. Признание им бога в качестве архитектора мира, не вмешивающегося в ход мировых событий, привело к признанию теории двойственной истины. Согласно последней представитель естествознания и учитель богословия не должны вмешиваться в дела друг друга.
Занимаясь естественными науками, Ломоносов первостепенное значение придавал опыту. Он считал, что закон опыта нужно восполнять «философским познанием». Стремясь создать философию природы, он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации, а стремился к философским обобщениям8.
Давая определение материи, русский мыслитель писал: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». При этом он избегал отождествления материи и вещества, сведения материи к телесности. По его мнению, никакого абсолютного пространства не существует: мир заполнен целиком и представляет собой сочетание двух родов материи – «собственной» и «посторонней». Материя вечна и неуничтожима и всегда остается в пределах наличного бытия.
Согласно Ломоносову, все происходящее в мире связано с процессами движения материи. Движение понималось им с механистических позиций: «Тела приводятся в движение одним только толканием». Таким образом, в тени оставлялся сам источник движения.9
Вслед за Ломоносовым материалистические идеи в философии разрабатывал А.Н. Радищев (1749-1802), написавший философское произведение «О человеке, о его смертности и бессмертии». Находясь на позициях деизма, он считал бога «первой причиной всех вещей», который находится вне пространственно-временных отношений природы, поскольку «понятие и сведение о необходимости бытия божия может иметь бог един». Материальный мир, приведенный однажды в движение толчком творца, продолжает самостоятельно двигаться и развиваться.
Отстаивая материалистические позиции, Радищев писал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе». Человек в процессе взаимодействия с природой познает ее благодаря опыту, который есть «основание всего естественного познания». Чувственный опыт, по Радищеву, должен дополняться опытом разумным, поскольку «сила познания едина и неразделима».
Основное внимание Радищев уделял
социально-философским
Мыслитель считал, что человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, что обеспечивает бесконечное совершенство человеческого рода. Цель жизни заключается в стремлении к совершенному блаженству.
Радищев неоднократно отмечал действие естественных условий на развитие «умственности человека», на обычаи и нравы людей. С местоположением людей связывались и их потребности, удовлетворение которых осуществляется посредством различных изобретений. При этом главным мотивом человеческих стремлений считался личный интерес.10
Отечественная философия эпохи Екатерины II с наибольшей целеустремленностью разрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как «совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. Причем активность в этом направлении прилагала сама императрица, состоявшая в переписке с французским философом Вольтером: в составленном ею знаменитом «Наказе» (1767) не только провозглашалось равенство всех сословий перед законом, но и высказывалось «пожелание» об улучшении положения крепостных крестьян. Позже её взгляды резко трансформировались (после восстания Е. Пугачева и Французской революции).
К середине XVIII века складываются либеральное (Д.И. Фонвизин) и консервативное (М.М. Щербатов) направления социально-политической мысли.
Таким образом, российское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировой философии. Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого и настоящего11. Отход от церкви не означал для ученых разрыва с верой, с традицией, с культурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, а осуществлялся с опорой на предыдущие достижения.
По существу, самостоятельное философское творчество в России начинается именно в этот период, хотя фундамент его был заложен в конце XVIII в. Из философских направлений первой четверти XIX в. следует отметить прежде всего то, которое тяготеет к Шеллингу. Представителями шеллингианства были профессора Московского и Петербургского университетов Д.М. Велланский, И.М. Давыдов, М.Г. Павлов, которые много сделали для развития и пропаганды философии, в том числе и для создания в 1823 г. первого в России «Общества любомудров». В него входили В.Ф.Одоевский, Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский, А.И. Кошелев и др. К «Обществу» примыкали В.К. Кюхельбекер и А.С. Хомяков.12
Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия, восстаниями и народными выступлениями. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала всеобъемлющего философского анализа, ситуаций и перспектив развития страны, то есть решения вопроса о том, по какому пути развития идти России. Решение этого вопроса нашло своё отражение в русской философии этого периода.
Поиски путей исторического развития России в XIX в. проходили в атмосфере противоборства двух тенденций русской философской мысли. Представители первой акцентировали внимание на самобытности русской культуры, связывая ее с неповторимым своеобразием духовной жизни. Представители второй стремились вписать Россию в процесс развития культуры Запада. Они считали, что поскольку Россия встала на путь цивилизованного развития позже других стран Европы, постольку она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.
Довольно четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40-60-е гг. XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876), а вторую - западники Н.В. Станкевич (1813-1840), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877), Т.И. Грановский (1813-1855), К.Д. Кавелин (1818-1885). Б.Н. Чичерин (18828-1904). Все последующее развитие русской культуры являлось борьбой представителей этих двух тенденций, происходившей в различных формах.
Непосредственным поводом к полемике и оформлению направлений стали «Философические письма» П.Я. Чаадаева (1793-1856), в которых поставлен вопрос о месте России в истории. П.Я. Чаадаев – религиозный мыслитель, считавший, что история направляется Божественным провидением. Руководящая роль католической церкви соответствует провидению, Западная Европа достигла больших успехов в осуществлении христианских начал. П.Я. Чаадаев в этом отношении – западник. Россия – ни динамичный Запад, ни малоподвижный Восток, она как бы выпала из всемирной истории, провидение ее оставило. Россия существует как бы для того, чтобы преподнести миру какой-то серьезный урок. В дальнейшем П.Я. Чаадаев изменяет свою оценку исторической роли России, но им была сформулирована первая оригинальная тема русской философии.13
Проблема места России в истории находится в центре внимания славянофилов (И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина). И.В. Киреевский (1806 – 1856) творчески синтезировал идеи патристики и западной философии Нового времени (прежде всего, Ф. Шеллинга). Особое внимание он уделяет вопросу отличия духовной культуры («просвещения») России от Запада. Киреевский отмечает следующие различия: культура Запада унаследовала от Рима индивидуализм и рационализм, отсюда преобладание там эгоизма и рассудочного познания. Результат рационализма – анализ, «самовластвующий рассудок – эта логическая деятельность, отрешенная от всех других познавательных способностей». На Руси, напротив, сохранились общинная собственность, союз государства и церкви, «живое и цельное зрение ума». Нужно развивать начала православной культуры и противопоставить их «разлагающемуся» Западу.14