Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:26, курсовая работа
Русская философская мысль, являясь неотъемлемой частью европейского и общемирового культурного наследия, всегда имела и свои неповторимые особенности. В основном отечественная философская мысль главной своей задачей считала духовно-нравственное совершенствование человеческой личности, а через это-преображение всех сфер её деятельности и творчества по идеалам Божественной истины, любви, добра и правды. И поэтому осмысление, обсуждение наследия и заветов наших философов и мыслителей, надеюсь, поможет найти ответы на многие вопросы личной, национальной, религиозной, культурной, государственно-общественной жизни и творчески всё это реализовать на деле.
Введение 3
1. Русская философия XVIII в. Становление светской философии 4
1.1. Кружок «Ученая дружина» 5
1.2. Этическое направление 5
1.3. Материалистическая традиция 6
1.4. Разработка социологической проблематики 8
2. Русская философская мысль XIX века 9
2.1. Славянофильство в русской философской мысли 9
2.2. Концепция западничества 12
2.3. Философия конца XIX – начала XX веков. 14
3. Особенности русской философской мысли 21
Заключение 22
Библиография 24
Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Н.А. Бердяева. Философию он считает чистым творчеством в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека.
Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма.
С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника). Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах.
Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить теорию о мире как едином целом на основе прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира - личность.
П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно- философскую проблематику, в центре которой - идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве и учение о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мира основывающееся на нравственном учении личности.
Второе направление – русский марксизм.
В середине 1880-х годов народничество, вследствие массового разочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русские марксисты. Марксизм увлек на первых порах людей самых разных ориентаций - от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всем им казалось, что найдена окончательная истина, и социализм из народнической утопии превратился в настоящую теорию.
Возникновение марксизма в России
связывают с творчеством
«Легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк) в целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике народничества, в начале 1900-х гг. разошлись с ними по вопросам неприятия насильственных средств борьбы, подавления личности обществом, несогласия с идеями «воинствующего» материализма и атеизма.25
Таким образом, как и для Запада, для России XIX век — это век классики. В целом русская философия 19 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.
В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.
В 1860 – 1880-е годы отмечается преобладание в науке позитивизма и естественнонаучного материализма. В противостоянии им особый статус обретает религиозно-философская мысль.
Проанализировав развитие философской мысли XVIII-XIX вв., я выделяю следующие ее особенности.
Русская философия
сравнительно молодая. Она впитала
в себя лучшие философские традиции
европейской и мировой
Отечественной философской мысли присущи, по моему мнению, некоторые общие признаки.
Во-первых, отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые.
Во-вторых, отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом онтологизм русской философии.
В-третьих, особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична.
В-четвертых, с проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична.
В-пятых, русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, внимание обращено к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.
В допетровский период были заложены основы и традиции отечественной философской мысли. В новое время она получила ускоренное развитие, испытала сильнейшее влияние западной философии, восприняла иные импульсы идейной напряженности. Резкий поворот всей жизни российского общества в результате петровских реформ породил, с одной стороны, во многом пренебрежительное отношение к древнерусскому наследию, с другой — преувеличенные ожидания от общения с Западом. Но в целом в новое время европейская мысль оказала благотворное влияние на русскую культуру.
К началу XIX века усваиваются основные идеи западной философии, оформляется ряд областей философского знания. В то же время процесс становления оригинальной русской философии еще не завершился. Решающую роль здесь сыграла немецкая классическая философия, прежде всего учение Ф. Шеллинга, позднее – Г. Гегеля, проникавшие в Россию в первые десятилетия XIX века.
Отечественная философия постепенно адаптировалась к европейской, воспринимая от нее, особенно немецкой и французской, а затем английской, немало ценных идей и концепций. Складываются направления, аналогичные западным, в России активно преподают и работают иностранцы, русские люди ездят учиться в Европу, отечественная мысль становится частью общеевропейского интеллектуального универсума. Вместе с тем добросовестное ученичество и старательное подражание, типичные для XVIII - начала XIX вв. и давшие повод говорить о позднем, вторичном, заимствованном характере русской философии вообще, не могли удовлетворить творческую самобытную мысль. Принимая западный опыт, ценя и усваивая его достижения, отечественная философия все более начинала испытывать потребность в своем, оригинальном, незаимствованном слове. Наряду с подражательными шеллингианством, кантианством, гегельянством возникали собственные, отражающие неповторимый путь России течения — славянофильство, почвенничество, богоискательство. Но западный опыт не был отброшен, произошла своеобразная его переплавка, сложился творческий синтез своего и чужого. Владимир Соловьев стал подобной вершиной русского духа в философии XIX в. Подобный сплав и синтез привели впоследствии к появлению действительно великих отечественных мыслителей уровня о. Павла Флоренского, о. Сергия Булгакова, Николая Бердяева и других представителей религиозно-философского ренессанса.
Проблема соотношения местного и привнесенного, автохтонного и трансплантированного, родного и общечеловеческого постоянно осмыслялась в отечественной истории, начиная со времен крещения Руси и активного внедрения чужой греческой веры. Но особенно страстными споры о судьбах России, ее культуре, вере, народе, о русской идее и русской миссии стали в новое время. Данная тематика остается по существу одной из важнейших и злободневных до сего дня (и будет таковой, очевидно, во все времена), играя роль напряженного импульса для развития отечественной мысли.
1
Науменко, С.П. Русская философия / С.П.
Науменко.– Режим доступа: http://www. krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_
2 Там же.
3 Мареев, С.Н. История философии: (общий курс): учеб. пособие для студентов нефилос. специальностей.- М., 2004.- 875 с.– (Учебное пособие для высшей школы).
4 http://society.polbu.ru/
5 Рябоконь, Н.В. Философия / Н.В. Рябоконь.– Минск, 2009.
6 В.В. Зеньковский называл его «первым
философом на Руси в точном смысле слова».
См.: Зеньковский, В.В. История русской
философии.– Режим доступа: http://www.magister.
msk.ru/library/philos/
7 Зеньковский, В.В. История русской философии.–
Режим доступа: http://www.magister. msk.ru/library/philos/
8
Лавриненко, В.Н. Философия: учеб. / В.Н.
Лавриненко.– Режим доступа: http://society.
polbu.ru/lavrinenko_
9 Уемов, А.И. Ломоносов и философия / А.И. Уемов // Вестник Московского университета.– Сер.7, Философия.– 2003.– № 5.– С. 123-128.
10 Гиренок, Ф.И. Философия: учеб. для студентов нефилософских специальностей / Ф.И. Гиренок– М., 2009.– 685 с.
11 Глоба, Т.А. Просветительская деятельность русских философов второй половины XVIII в. / Т.А. Глоба // Регионология.- 2009.- N 1.- С. 160-166.
12 Резвых, П.Ф. В.Й. Шеллинг в диалоге с российскими интеллектуалами /П.Ф. Резвых // Новое литературное обозрение.- 2008.- N 3.- С. 141-195;
Замалеев, А.Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия: лекции, статьи, критика / А.Ф. Замалеев.– 2003.– 208 с.
13
Мареев, С.Н. История философии (общий курс):
учеб. пособие для студентов нефилос. специальностей
/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева.- 2004.- 875 с.- (Учебное
пособие для высшей школы).– Режим доступа:
http://www.alleng.ru/d/phil/
14 Русская философия: словарь /под общ. ред. М.А. Маслина. – М., 1995.
15 Русская философия: словарь.
16Щукин, В.Г. «Семейная разладица» или непримиримая распря?: западничество и славянофильство в культурологической перспективе / В.Г. Щукин // Вопросы философии.– 2003.– № 5.– С. 103-123.
17 Белоус, А.О. Проблема личности и государства в российской истории: К.Д. Каваелин об основных этапах исторического развития России / А.О. Белоус // Вестник высшей школы.– 2011.– № 6.– С. 31-35;
Новиков, А.И. История русской философии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по филос. спец. / А.И. Новиков.– М., 2008.– 314 с.
18 Лавриненко, В.Н. Философия: учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.– 272 с.
19
Хатунцев, С.В. Общественно-политические
взгляды и идейная эволюция К.Н. Леонтьева
в 60-е - начале 70-х гг. XIX века / С.В. Хатунцев
// Вопросы философии.– 2005.–
№ 10.– С. 130-139;
Геворкян, А.Р. Историософские воззрения Н.Я. Данилевского / А.Р. Геворкян // Философские науки.– 2004.– № 6.– С. 92-99.
20
http://filosofija-tut.net.ua/
21 Кабанова, Л.И. "Наши пророки": к вопросу о литературоцентричности русской культуры и мысли / Л.И. Кабанова // Вопросы культурологии.– 2011.– № 3 (март).– С. 68-72.
22 Рудницкая, Е.Л. У истоков либеральной философско-идеалистической мысли. Владимир Соловьев / Е.Л. Рудницкая // Вопросы истории.- 2005.- N 3.- С. 17-33.
23 Васильев, В.А. Добро и добродетель в нравственной философии В.С. Соловьева / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания.- 2003.- № 6.- С. 254-269.
24 Треушников, И.А. Основные аспекты проблемы "Запад-Восток" в историософии всеединства / И.А. Треушников // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия.- 2009.- № 2.- С. 30-40.
25
В.Н. Лавриненко. Философия.– Режим доступа:
http://society.polbu.ru/