Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:04, контрольная работа
Как известно, способ существования человека состоит, прежде всего, в предметно-практической деятельности, в результате которой создано два продукта – мир культуры, в котором протекает жизнь человека, и раскрытое богатство творческих возможностей и потребностей индивида. Общественно-историческая практика послужила, таким образом, основой возникновения и развития способности человека преобразовывать мир по законам красоты, а тем самым формировать в себе собственные эстетические чувства и переживания, вкусы и идеалы.
развития эстетической мысли в западноевропейских странах.
Просвещение (18 в.) было важным этапом становления эстетики как науки, поскольку проблемы эстетического отношения к действительности, сущности искусства и его роли в обществе получили в этот период более глубокое развитие, чем в предшествовавшей эстетике классицизма XVII в.
Деятели Просвещения нередко придерживались разных философских и социально-политических ориентации. Так, первый английский просветитель А. Шефтсбери был идеалистом, а деятели французского Просвещения Д. Дидро, К. Гельвеций - известные материалисты.
Английские просветители стремились к постепенному морально-эстетическому исправлению общественных антагонизмов (противоречий). Об этом же мечтал Ф. Шиллер в феодальной Германии конца XVII века. Во Франции, наоборот, Просвещение активно готовило революционное преобразование существующих порядков. Но при всей сложности и противоречивости Просвещения, как идейно-культурного движения, его эстетика имела ряд характерных черт: уверенность просветителей в способности человеческого разума проникнуть в тайны бытия, добиться гармонизации личности, а затем и преобразования общества на новых справедливых началах при помощи искусства. Отсюда характерное для эстетики Просвещения понимание эстетического отношения к миру в качестве одного из способов его познания и стремление к изменению общественных отношений на основе нравственных идеалов «естественного человека».
Художник для просветителей - это, прежде всего, борец за торжество добра и справедливости. Нормативность эстетики Просвещения была следствием наступательного характера его идеологии и орудием борьбы с разного рода элитарными тенденциями и течениями в искусстве феодального общества. Значительное место в эстетике Просвещения занимало учение о красоте, гармонии, и поиск их объективных основ (А. Шефтсбери, Д. Аддисон, Д. Дидро, И. Винкельман), а также разработка категории возвышенного (Ф. Хатчесон).
Особое внимание просветители обращали на специфику художественного отражения как диалектики идеального представления о добром, прекрасном и реальном опыте художника.
Многие просветители, например Лессинг, Дидро, уделяли внимание проблеме жизненной правды, естественности в искусстве. Следует отметить сложность отношения просветителей к классицизму. Так, они выступали страстными критиками академизма как консервативной тенденции в классицизме (Вольтер, Дидро, Лессинг), поддерживали реализм и сентиментализм (например, живопись У. Хогарта, Ж. Грёза, «мещанскую» трагедию в Германии и «слезливую» комедию во Франции, просветительский роман и т.д.). Но одновременно им был созвучен рационализм в искусстве, они разделяли интерес классицизма к гражданственности, его требование четкости и завершенности формы, что дает основание для термина «просветительский классицизм».
Большинство просветителей
рассматривали искусство
Просвещение внесло новое и свежее в пропаганду и популяризацию всех видов и форм искусства, сделало его доступным для широких слоев населения. Особый вклад внесли французские просветители, которые главное внимание уделяли выяснению социальной функции искусства. Например, Вольтер, Монтескье, Дидро, Гельвеции, Руссо, с одной стороны, подчеркивают нравственно-политический аспект искусства, с другой - указывали на то, что искусство может выполнить свою роль лишь в том случае, если оно будет давать правдивое отражение реальности. Немецкие просветители Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер рассматривали социальную обусловленность искусства.
Высокого расцвета на Западе достигла эстетическая мысль в исследованиях видных представителей немецкой классической философии - Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.
Несмотря на внутреннюю противоречивость, философско-эстетическая концепция Канта содержит ряд гениальных догадок о природе эстетического, о специфике эстетических принципов. Вместе с тем Кант отрицает объективный характер эстетических законов, несколько преувеличивает специфику эстетического и тем самым отрывает его от морали, науки, политики, социальной практики.
Гегель создаёт объективно-
Обосновывая свои идеи, Гегель приходит к мысли, что искусство есть не что иное, как «самопроизводство» человека во внешних предметах и явлениях. В процессе художественного творчества человек, по Гегелю, «удваивает» себя, «очеловечивает» природу, воплощает во внешних предметах свою родовую сущность. Мыслитель впервые в систематической форме применяет в анализе искусства диалектический метод. Он также впервые раскрывает диалектику художественного образа как единства общего и особенного.
Гегель подробно рассматривает категорию прекрасного, как наиболее существенную и широкую по объёму эстетическую категорию. Он определяет прекрасное как чувственное выражение идеи. В природе идея прекрасного раскрывается в правильности, гармонии, симметрии, чистоте материала, цвете, звуке и т.д. Так как природа лишена духовного начала, то природная красота является второстепенным, низшим видом. Лишь в искусстве она выступает адекватно идее прекрасного, как идеала.
Шиллер создал свою эстетическую теорию, в которой своеобразно толковал многие понятия эстетики. Так, например, он подверг критике субъективное толкование прекрасного Кантом. Шиллер признает наличие объективной основы красоты: пропорциональность, правильность, формы упорядоченности. Сами по себе они не создают красоты, но являются её необходимыми условиями. Он определяет красоту как «свободу в явлении». Таким образом, соразмерность, пропорциональность, совершенство, упорядоченность, гармоничность явлений действительности есть объективная основа прекрасного. Они могут быть восприняты человеком, оценены им, и человек не только познает законы, меру, существенные связи и отношения, но и делает эти познания принципами своей деятельности в соответствии с законами красоты.
Отметим, что в истории эстетики её предмет и задачи менялись. Для Аристотеля эстетика – это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона – вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Канта предмет эстетики – прекрасное в искусстве и т.д. Современная эстетика, предметом которой является весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости его явлений, обобщает мировой художественный опыт.
2. Культура эпохи Возрождения
Мировоззрение и мироощущение Ренессанса. Возрождение, или Ренессанс, (одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.). Термин «возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джордж Вазари. Под ним он подразумевал возрождение античности. Большинство представителей светской культуры – художники, философы, ученые – подвергают существенному пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья и в поисках идеала обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.
Период истории итальянского
искусства, относящийся приблизительно к 1500-1550
годам, называют Высоким Возрождением
(Ренессанс). Это время, придавшее центральное
значение "богоравному" человеческому
творчеству, выдвинуло в искусстве личностей,
которые - при всем обилии тогдашних талантов
– стали олицетворением целых эпох национальной
культуры (личностей –"титанов",
как их романтически именовали позднее).
Индивидуальное, авторское творчество
теперь приходит на смену средневековой
анонимности. Огромное практическое значение
получает теория линейной и воздушной
перспективы, пропорций, проблемы анатомии
и светотеневой моделировки. Центром ренессансных
новаций, художественным "зеркалом
эпохи" явилась иллюзорно-натуроподобная
живописная картина, в религиозном искусстве
она вытесняет икону, а в искусстве светском
порождает самостоятельные жанры пейзажа,
бытовой живописи, портрета.
Время, в которое жили возрожденцы, заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. Человек эпохи Возрождения смог восстановить в себе потенции античности – рефлексивность, способность к осознанию себя и мира, понимание антиномий жизни, стремление к осмысленности существования не только индивидуального, но и цивилизации в целом. Все эти изменения неразрывно связаны с формированием гармонически развитой личности, способной не только глубинно познавать мир, но и преобразовывать его, быть творцом собственной жизни и творцом истории. Возрождается в период Ренессанса и жизнеосмысливающее значение мифа. Но уже мифологически осмысленная жизнь приобретает особую целостность, в которой материальное и духовное, земное и божественное, христианское и языческое звучат в единой гармонической полифонии.
Возобновляется античная традиция рассмотрения телесного и духовного в их единстве. Эстетическое становится доминирующем аспектом культуры Возрождения, как и в эпоху античности, когда весь космос представлялся эстетически прекрасным теперь отрицается негативное отношение средневековой морали ко всему телесно-природному, в противовес этому выдвигается на первый план идеал прекрасного.
Однако было бы неверно
толковать Ренессанс как
Восстановление античного наследия (разыскивание рукописи древних авторов, очищение текста от позднейших наслоений и ошибок переписчиков и т.п.) было не самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Деятели Возрождения, очарованные достижениями греческой античности, положили начало органической преемственности, процессу трансляции духа великой культуры. И в то же время сохранили в себе свободный, естественный способ отношения к миру, позволивший совершить прогрессивный переворот культурного возрождения. Культура Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии при помощи совершенствующегося естествознания.
В период Ренессанса, как в никакой другой, идет интенсивное развитие всех областей жизни, науки, техники, философии. Леонардо да Винчи оставил миру открытия в области инженерии, физики, математики, астрономии, анатомии (устройство для подвески церковных колоколов, модели строгального станка, многоствольной скорострельной пушки, вертолета, экскаватора, велосипеда, аэроплана, анатомический атлас мышц и нервов человека, которым пользуются и поныне); врачи уже изучали строение тела, анатомируя трупы, так как был снят запрет с научного исследования человеческого тела; Коперник предложил принципиально новую модель мироздания (геоцентрическую), базирующуюся на объективно истинной картине движения планет. Он освободил естествознание от догматов теологии; Христофор Колумб открыл миру Американский континент; Васка да Гама, обогнув Африку, прошел морским путем из Европы в Индию; Магеллан совершил первое кругосветное путешествие; Галилео Галилей сконструировал телескоп и термоскоп; Джордано Бруно утверждал, что вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно, Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел. Весь мир представляется Бруно как нечто живое, в его учении явно проглядывается возрожденческий гилозоизм (от греч. «гиле» – материя и «зое» – жизнь). Н.Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область «знание о незнании». Человек предстает у Кузанского как Богочеловек, и его главная способность реализуется в способности познания прежде всего структурно-математическим образом, геометрически (геометризм в эпоху Возрождения являлся важнейшей формой представления действительности). Можно перечислять до бесконечности, однако важно выявить связь между великими научными техническими достижениями и становлением новой культуры, нового мировоззрения и мироощущения. Изменения во всех областях жизни приводят к переменам в умонастроениях людей и пробуждении их самосознания. И, прежде всего, это выразилось в тех основных чертах, которые стали характерными для эпохи Возрождения:
Главное в Возрождении – это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.
Именно в нем и происходит формирование основ Новоевропейского чувства личности – автономной индивидуалистической личности, осознающей собственную ценность, всевластной, активно действующей и испытывающей потребность в свободе от каких либо ограничений. С этого момента человеческая личность, а не Бог и мир в целом, становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Эту черту культуры эпохи Возрождения, тесно связанную с антропоцентризмом называют индивидуализмом.
Информация о работе Особенности формирования эстетической мысли