Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:04, контрольная работа
Как известно, способ существования человека состоит, прежде всего, в предметно-практической деятельности, в результате которой создано два продукта – мир культуры, в котором протекает жизнь человека, и раскрытое богатство творческих возможностей и потребностей индивида. Общественно-историческая практика послужила, таким образом, основой возникновения и развития способности человека преобразовывать мир по законам красоты, а тем самым формировать в себе собственные эстетические чувства и переживания, вкусы и идеалы.
Индивидуализм – культ изолированной личности, представленной самой себе, самовластие человеческого Я, возведенное в политическое и общественное право, заменившее собой Бога.
Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющегося собой мир горний, а следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем.
В связи с этим в первой половине XV в. была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося именно в материальном плане. Произошла реабилитация экономической деятельности, оправдание, в отличие от средневековой морали, корыстолюбия и денег как движущей силы развития общества.
Одной из основных возрожденческий ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.
В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип – «homo faber» – «человек-созидатель», «человек - творец», «человек-производитель», суть которого вылилась в конечном счете в емкую афористическую формулу: «человек – кузнец своего счастья»
Все это не могло не вызвать и изменение образа Бога в возрожденческой культуре.
В перспективе, при полном раскрытии ее черт, Бог уже не нужен такой личности, и дальнейшее развитие новоевропейского чувства личности ведет к деизму (признанию Бога лишь в качестве первотолчка, после которого Он самоустраняется из мира, представляя его дела естественному течению) или пантеизму (растворяющему Божественную Личность в мире), а, в конечном счете – и к полному атеизму, который становится, таким образом, лишь логическим следствием предельного развития антропоцентризма.
Но в классическом Возрождении, разумеется, всего этого еще не происходит. Так как слишком сильны еще позиции средневекового христианского мировоззрения. Поэтому случаи отказа от христианства в Возрождении (при самой острой критике Католической Церкви) очень редки и в основном выливаются не в форму атеизма, а в форму возвращения к язычеству под влиянием античных текстов.
Но при всем этом, образ Бога в возрожденческом христианстве все-таки принципиально меняется. Человек, ощущая себя индивидуальностью, стремится максимально сблизиться с Ним, сделать Его более понятным себе, в связи с этим принижает образ Бога до собственного понимания, уподобляет его себе. И в результате – постепенно создается все более плотский, очеловеченный Образ Бога и новозаветных персонажей, а образ человека все более предельно обожествляется и возвышается, но далеко не в средневековом христианском понимании «Образа и Подобия Бога».
Возвышенное отношение к человеческой личности очень ярко отразилось в искусстве Возрождения и является одной из отличительных его особенностей. Однако это обожествление человека имеет и свою отрицательную сторону. Человеческая личность обожествляется вся целиком со всеми ее хорошими и дурными сторонами. Возникает культ человеческой личности, культ отдельного индивидуума, культ наслаждения жизнью в самых разнообразных ее формах, вплоть до открытого оправдания и даже превознесения разврата и аморальности. Он ощущается уже и в «Декамероне» Джованни Боккаччо (1313 - 1375), но еще более в созданном почти двумя столетиями позже «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле, воплотившись в лозунге эпохи «Делай, что хочешь!».
В Ренессансе заметно стремление к трактовке человека как целостности, выраженной, прежде всего в телесной целостности. Наряду с этими представлениями о человеке сохраняются христианские представления о составности человека – деление его на душу и тело. Но уже начинает выдвигаться на первое место и теснить душу с ведущих позиций – ум (разум, интеллект).
Это происходит, прежде всего, за счет смены значения мировидческих пластов в культуре: выдвигающийся на первый план чувственно-материальный мир заслоняет собой мир горний, отражаясь в новой концепции природы. Возрожденческий антропоцентризм превращает природу в поле человеческой деятельности, но одновременно – и в источник образцов для нее, сокровищницу опыта, неумолимое следование которому полезно для человека. Природа (чувственно-материальный мир) выступает как живой организм, Божье творение, воплощение Божественного замысла, самостоятельная и активная по отношению к человеку сила, мало подвластная ему. Человек мыслится как часть живой природы – хотя и как часть, стремящаяся все более обособиться и выделиться из нее.
Вера в могущество человека и одновременно ощущение им себя частью огромного живого организма мира породили представления о возможности ставить этот живой мир себе на службу, определять и предугадывать в связи с этим свою судьбу. А, следовательно, широкого распространения магии и астрологии.
Астрология в большей степени отразила пассивную сторону этого взаимодействия человека с живым миром, в связи с чем сам человек выступает, прежде всего, как результат постоянно меняющихся влияний звезд и планет, подчиняющихся определенным законам, в которых от человека уже ничего не зависит. Ренессанс живет верой в предзнаменования, убеждением, что от планет «проистекает все доброе и злое». Все это обусловило небывалый расцвет астрологии в XV-XVI вв., вплоть до повального увлечения ее королями.
Поэтому не стоит забывать, что Ренессанс – это не только эпоха Леонардо и Микеланджело, но и эра Парацельса (1493-1541) и Нострадамуса (1503-1566): «бытовая практика алхимии, астрологии и всякой магии охватывала все возрожденческое общество снизу доверху и была отнюдь не результатом невежества, но результатом все той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы …» (Лосев А.В. Эстетика Возрождения).
Признание ценности человека как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения эпохи Возрождения. Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием studia humanitatis – буквально, «гуманитарные студии», так начиная с XIV века обозначали комплекс дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Если другие учебные дисциплины призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, помогают пробудить в человеке процессы самосознания. Осознав особое значение гуманитарных занятий, гуманисты особо подчеркивали значение античного наследия для воспитания человечности.
Начиная с Ф. Петрарки, обнаружилась тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматривались в качестве истинных учителей человечества.
Европейский гуманизм XIV-XV вв. имел несколько иной смысл чем, тот который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения (т.е. связанного с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры), гуманизм как понятие включал и мировоззренческое содержание. В контексте эпохи Возрождения, гуманизм не сводится к любви и человеку. Самое существенное в гуманизме – это направленность человека на самого себя. Человек объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Из античного совершенного человека, находящегося в гармонии с космосом, в эпоху Возрождения родился гигант, который был способен не только на гармоничные отношения, но и на управление всем мирозданием. Бог остается на втором плане, а человек, обладая неограниченными возможностями творчества, берет на себя божественные функции.
Человек обладает свободой воли изменять мир и самого себя по своему усмотрению и быть тем, кем он хочет. Самое драгоценное приобретение человека с точки зрения гуманистов, – свобода от средневековых регламентов.
Идея о величии человека, о его свободе – это идея христианская, которая была заложена в трудах Святых Отцов и религиозных философов Средневековья.
Идея свободы человека в эпоху Возрождения была интерпретирована в идею возможности воздействия человека на мир, которые не ограничены почти ничем, даже волей Творца. Человек Возрождения не смог усмотреть границы между пониманием свободы и вседозволенности.
Свобода, данная Возрождением человеку, не всегда оборачивалась для него добром. Освобождение от средневековых регламентов было воспринято как свобода от нравственности. Гуманисты полагали, что избавившись от средневековых регламентов, личность обязательно предпочтет добро злу, свободу зависимости. Но это оказалось утопией. Свобода личности обернулась произволом.
Некоторые ренессансные гуманисты ощущали себя избранными через приобщение к гнозису (знание).
Иногда это знание приближалось к тайноведению, раскрывавшееся избранным. Совершенно не случайно тяготение гуманистов к тем явлениям, которые были маргинальными или запретными в средневековой культуре: магии, алхимии, астрологии. Устремленность человека к магии несла в себе совсем не религиозность, а скорее самообожествление человека через его разрыв с Богом. Магия и тесно связанная с ней алхимия, в центре ставят индивида обладающего тайноведением. Гуманизм заведомо не для всех: гуманистический идеал личности был замыслен именно для избранных, в то время как в эпоху средневековья путь святости был открыт для всех.
Гуманистам чуждо понятие о греховной природе человека. Гуманизм объявил человека свободным от государства и Церкви, подлинным властителем своей судьбы, вершиной природного и творческого развития.
5. Секуляризация, то
есть освобождение общества от
безраздельного господства
6. Эстетизм, согласно которому сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Художник в своей творческой деятельности ориентируется на человеческое понимание мира и обращает внимание, прежде всего, на его гармонию, симметрию, меру. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Ренессанс – эпохой художественно-эстетической по преимуществу. Чувственные представления преобладают над моральными и научными;
7. Характерные черты искусства Возрождения. Искусство в период эпохи Возрождения занимала одно из центральных мест. Именно художники более других определяли содержание духовной культуры своего времени.
Ренессанс не был безрелигиозной культурой, лучшие произведения этой эпохи были рождены в русле церковного искусства. Практически все великие мастера Возрождения (Джотто, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело) создавали фрески, проектировали и расписывали соборы, обращаясь к библейским сюжетам и персонажам.
Однако именно в эпоху Возрождения начался процесс отделения художественных ценностей от религиозно-этических ценностей (секуляризация).
Ренессансный гуманизм
выдвинул идею самостоятельности
Искусство сделалось для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, а в Новое время – наука и техника. Неизмеримо возросла роль художника, порой его сравнивают с творцом Вселенной.
Происходит реабилитация
чувственной красоты, которая рассматривалась
как квинтэссенция самой
Образ природы занимает в художественной культуре Возрождения гораздо большее место, чем в античной и средневековой.
Особое значение приобрело воплощение красоты человека, который рассматривался как высшее творение природного мира.
В обществе Возрождения царил культ женской красоты. В отличие от Средневековья, создавшего идеал женщины хрупкой, с тонким станом, бледным лицом, умиротворенным взглядом, смиренной, воспитанной на молитвах, эпоха Возрождения отдает предпочтение физически крепким представительницам прекрасного пола.
Признаками мужской красоты были физическая сила, внутренняя энергия, воля, целеустремленность, умение достичь признания, славы.
Вся первая половина XV века проходит под знаком активного утверждения линейной перспективы как системы организации и передачи пространства. И это вовсе не случайно, а напрямую связано с утверждением возрожденческого антропоцентризма.
Под его влиянием происходит очень существенный перелом в представлениях человека о мире. На первый план выдвигается индивидуальная точка зрения, материализованная в системе восприятия пространства в линейной перспективе. Линейная перспектива появляется еще раньше – в античности. Но в Возрождении она имеет совершенно иные функции и масштабы; становится господствующей формой передачи пространства, превращает его в подчиняющуюся себе систему.
Личность встает в непосредственное отношение к миру, и весь мир начинает рассматриваться под углом зрения этой личности. Тем самым система изображения в линейной перспективе исключает ощущение присутствия Бога в мире.
Информация о работе Особенности формирования эстетической мысли