Особенности формирования эстетической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, способ существования человека состоит, прежде всего, в предметно-практической деятельности, в результате которой создано два продукта – мир культуры, в котором протекает жизнь человека, и раскрытое богатство творческих возможностей и потребностей индивида. Общественно-историческая практика послужила, таким образом, основой возникновения и развития способности человека преобразовывать мир по законам красоты, а тем самым формировать в себе собственные эстетические чувства и переживания, вкусы и идеалы.

Вложенные файлы: 1 файл

эстетика.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

В средневековье было совсем иное: человек смотрел на мир и своими собственными глазами, и глазами Бога, и глазами отдельных членов  средневековой корпорации (множество зрительных центров: в искусстве средневековья). Линейная перспектива приводит к исчезновению этой зрительной многоцентрости.

Все пространство охватывается единым ощущением одного человека, поэтому начинает восприниматься как одинаковое во всех направлениях, постепенно теряя глубоко свойственную ему в предшествующие ему эпохи неоднородность.  Следствием является исчезновение доминанты пространственной вертикали, столь  характерной для средневековья, и постепенная  горизонтализация пространства – развертывание его в глубину и вширь, ибо пространство теперь все больше ориентируется на масштабы человека и его поля зрения в его повседневном (не религиозном) состоянии, что сразу же отсекает его вертикальные пласты.

Поэтому если для средневековья  характерна вертикальная ориентация пространства, ввысь, рождающая ощущение непостижимого  горнего мира, то для Возрождения  – горизонтальная ориентация  вглубь, создающая ощущение доступности и проницаемости чувственного - материального мира и выражающее объективное отношение к нему.

В архитектуре, в частности, начинается развертывание здания в  ширину по фасаду, да и само архитектурное  пространство в целом все более  переключает внимание на человека – на интерьер, в котором было бы ему легко и удобно.

В Возрождении происходит решающее изменение концепции света: идет активное движение от средневековой  концепции Божественного света, активного и не зависящего от человека, просвечивающего вещи изнутри  и наполняющего их (энергийно)  жизнью, делающей их неподвластными человеку и связанными с живым миром, к новой концепции внешнего цвета. Света, целиком зависящего от человека, идущего с его стороны, погружающего постепенно предметы в тень и тем самым превращающего их в глухие замкнутые формы, сквозь которые почти не просвечивает  жизнь.

Все эти процессы в  Высоком Возрождении разворачиваются  настолько активно, что приводят, в конечном счете, к  постепенному погружению вещей через все более интенсивную светотень во мрак, к постепенному растворению их светом и тенью, делающему их максимально зависимыми от мира и человека.

Это новая концепция  света, равно как и сам возрожденческий  антропоцентризм, требующий подчинения всего воле человека оказывается несовместимым и с онтологичностью цвета, то есть с использования ранее чистым цветом, представляющим  независимую от человека и чрезвычайно самостоятельную и активную энергийную среду.

Поэтому в Возрождении  начинается постепенное вытеснение этого независящего от человека чистого цвета, переход к сложным, составным цветам, намеренная подмена, изображение одних цветов другими, активное смешивание с черным – словом, сложные эксперименты, приведшие в конце концов к технике мелкого и зыбкого масляного мазка и к масляной живописи, тщательно избегающей онтологических цветов. Дело заходит настолько далеко, что основным средством в живописи становится не свет, а тень.

Постепенное исчезновение чистого цвета и все  более активное применение сгущенной тени, в конечном счете, приводят к началу широкого распространения в эпохи Возрождения графических искусств – в частности, черно-белой графики (рисунки и гравюры, которые начинают сознаваться как самоценные жанры искусства). Да и сама черно-белая графика есть, в конечном счете, не то что иное, как результат вытеснения чистого цвета из искусства (восточная графика и особенно гравюра – в большинстве случаев цветная или же монохромная, но не черно-белая).

 

  Главный результат  и основное завоевание Возрождения  — утверждение

активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих

начал, приведшее к  множеству великих достижений человечества, удобствам,

комфорту и повышению  качества жизни, — уже к концу XV в. плохо согласуется

с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в

острый конфликт с  нею и в полный разрыв со средневековым  целым.

    Все это  еще больше усугубляло противоречия  ренессансной эпохи, превращая

их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так и между

культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся  толчком для

создания новой  культуры – культуры Нового времени.

 

 

      3. Возрождение в Венеции. Архитектурный облик Венеции.

 

Последним из итальянских  городов, не раньше середины XV века, идеями Ренессанса прониклась Венеция. Непохожая на всю остальную Италию, она и прожила его по-своему. Процветающий, избегающий военных конфликтов город, центр морской торговли, Венеция была самодостаточна. Её мастера до такой степени держались особняком, что когда флорентиец Вазари в середине XVI века стал собирать материал для “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”, он не сумел добыть подробности биографий людей, живших столетием раньше, и объединил всех в одной короткой главке. 

Мастера Венеции не стремились в Рим изучать античные руины. Им гораздо больше нравились Византия и Арабский Восток, с которыми Венецианская республика торговала. Кроме того, они  не спешили отрекаться от средневекового искусства. И два самых знаменитых городских здания – собор Св. Марка и Дворец дожей – являют собой два прекрасных архитектурных “букета”: в первый попали мотивы византийского искусства, а во втором уживаются средневековые стрельчатая арка и арабский узор.

Леонардо да Винчи, великий  флорентиец, порицал живописцев, слишком увлекавшихся красотой цвета, считая главным достоинством живописи рельефность. Венецианцы имели на этот счет свое мнение. Они даже научились создавать иллюзию объёма, почти не прибегая к помощи цвета и тени, а используя разные оттенки одного цвета. Так написана “Спящая Венера” Джорджоне. 

Художники Раннего Возрождения  писали картины и фрески темперой, изобретенной еще в древности. Масляные краски известны с античности, но живописцы  прониклись к ним симпатией лишь к XV веку. Первыми технику масляной живописи усовершенствовали нидерландские мастера.

Поскольку Венеция построена  на островах среди моря, фрески быстро разрушались из-за высокой влажности  воздуха. Писать на досках, как написал  свое “Поклонение волхвов” Боттичелли, мастера тоже не могли: вокруг было много воды, но мало леса. Они писали на холсте масляными красками, и в этом больше остальных ренессансных живописцев походили на современных.

К науке венецианские художники относились прохладно. Они  не отличались и разносторонностью дарований, зная лишь одно дело – живопись. Зато они были удивительно жизнелюбивы и с удовольствием переносили на полотна всё, что радовало глаз: венецианскую архитектуру, каналы, мосты и лодки с гондольерами, грозовой пейзаж. Джованни Беллини, знаменитый в свое время в городе художник, увлекся, по словам Вазари, портретной живописью и так заразил этим сограждан, что всякий венецианец, достигший сколь-нибудь значительного положения, спешил заказать свой портрет. А его брат Джентиле будто бы потряс до глубины души турецкого султана тем, что написал его с натуры: увидев “второго себя”, султан посчитал это чудом. Много портретов писал Тициан. Живые люди художникам Венеции были интереснее, чем идеальные герои. 
То, что Венеция задержалась с нововведениями, оказалось кстати. Именно она сохранила, как сумела, достижения итальянского Ренессанса в годы, когда в остальных городах он успел угаснуть. Венецианская школа живописи стала мостиком между эпохой Возрождения и тем искусством, что пришло ей на смену.

 

 

Архитектурный облик Венеции сложился в 14 — начале 16 вв. В нем переплетаются византийские, арабские и готические традиции. В центре города расположена обрамленная мраморными зданиями Старых (15 — начало 16 вв.) и Новых (16 — 17 вв.) Прокураций Пьяцца (площадь) св. Марка, вымощенная мрамором, с грандиозным 5-кугюльным одноименным собором (829 — 832 гг. перестроен в 11 в., фасад завершен в 15 в.). Эту городскую святыню украшают бронзовые византийские двери 11 в. и четыре бронзовых коня (4 — 3 вв. до н. э.) над центральным порталом, привезенные в 1204 г. из Константинополя. Интерьер здания украшают мрамор и мозаики 12 — 14 вв., мраморные мозаичные полы, многочисленные драгоценности, скульптуры, барельефы, колонны, привозившиеся как трофеи. На площади находится 100-метровая кампанила (888 — 1517 гг.; упала в 1902 г. и восстановлена в 1904 г.) с шатровым покрытием, у подножия которой находится маленькая Лоджетта (с 1517 г.), служившая в дни торжественных церемоний и празднеств трибуной для венецианских нобилей.

К площади Сан-Марко примыкает небольшая Пьяцетта, открытая на лагуну. По ее сторонам находятся Дворец дожей (9 в., завершен в 14 — 16 вв.) с мраморным фасадом и лоджиями и Старая библиотека Сан-Марко (1536 — 54 гг., арх. Я. Сансо-вино) из белого мрамора. С восточной стороны к Дворцу Дожей примыкает закрытый Мост Вздохов (1600 г.), по которому, согласно легенде, вели осужденных узников из дворца в тюрьму Поцци (16 — начало 17 вв.).

К северу расположен один их лучших ансамблей Венеции —  площадь Санти-Джо-ванни э Паоло с одноименной готической церковью (1246 — 1430 гг.), общественным зданием Скуола Гранде ди Сан-Марко (1488 — 90 гг.) и конным памятником кондотьеру Коллеони (15 в., скульптор А. Ве-роккьо). Вдоль центральной городской артерии — Большого канала длиной 3,8 км — расположены палаццо в стилях готики, ренессанса и барокко: нарядный Ка д'Оро («Золотой дом»), с желтоватой мраморной облицовкой фасада и позолоченной резной орнаментацией, трехэтажный, с парадным декоративным фасадом Вендра-мин-Калерджи (оба 15 в.), Корнер-Спинел-ли (конец 15 — начало 16 вв.), Корнер (16 в.), Редзонико (17 в.), Пезаро (окончен в 1710 г.) и другие. Среди мостов города широко известен мост Риальто (16 в., арх. А. де Понте) через Большой канал, у которого находится торговый центр Венеции. Одно-пролетная арка моста обрамлена двумя рядами лавок.

Среди многочисленных церквей  Венеции наиболее примечательны  своей архитектурой Санта-Мария  Глориоза деи Фрари (14 — 15 вв., с алтарными  картинами Тициана в интерьере); Сан-Дзаккария (10 в., перестроена в 15 в.); небольшая Санта-Мария деи Мираколи (15 в.), первое подлинное сооружение венецианского Возрождения; Иль Реденторе (16 в.); восьмигранная, с куполом Санта-Мария депла Салуте (17 в.) у входа в Большой канал; Скуола Гранде ди Сан-Рокко (16 в., с картинами Тинторетто); церковь и монастырь Сан-Джорджо Ма-джоре (16 в., арх. А. Палладио) и многие другие исторические памятники.

С Венецией связано творчество зодчих Палладио, Лонгена, Сансовино  и других, художников Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Тьеполо, Гварди, Каналетто. В Галерее Академии искусств и во Дворце дожей имеются коллекции картин художников Венецианской школы. Многочисленные художественные произведения украшают венецианские дворцы и храмы. Художественно-культурные сокровища Венеции превратили ее в центр международного туризма мирового значения.

 

Наиболее древние здания сохранились на Торчелло, острове, который  называют «Матерью Венеции», потому что  он был заселен еще в V—VI вв. и  со временем сделался торговым центром  островной жизни.

В VII в., когда каменное строительство в Италии прекратилось почти повсеместно, а великий  Рим продолжал погружаться в  трясину варварства, богатые жители Торчелло построили у себя кафедральную церковь Санта Мария Ассунта  — трехнефную базилику, разделенную двумя продольными рядами великолепных колонн (в XI—XII вв. ее перестроили). Внутреннее помещение украшено мозаиками в византийском вкусе. Около собора сохранились остатки баптистерия VII века с колокольни открывается прекрасный вид на лагуну и острова.

Поблизости находится  церковь Санта Фоска, основание  которой относится к VII—VIII веков; это крестовокупольное здание меньших  размеров, чем собор, перестроенное  в XI—XII вв. Церковь окружена с пяти сторон арочными портиками на колоннах из греческого мрамора; ее купол не сохранился (сейчас можно видеть его невысокий широкий барабан, почти плоско перекрытый черепицей). Этот остров прозвали «Маленькой Византией» за художественный облик его зданий.

На Торчелло всегда была жива память об Аттиле, прозванном «бичом божиим», и, хотя он на островах лагуны никогда не был, там до сих пор показывают каменное кресло, называя его троном Аттилы (вероятнее всего, это кресло принадлежало епископу, имевшему здесь резиденцию).

«Мать Венеции» и «Маленькая Византия», население которой сократилось теперь до ста человек, превратилась в тихий и зеленый уголок, овеянный спокойствием и поэтичностью; здесь, находя спасение от бурного ритма современного города туристов, писал Э. Хемингуэй свой роман о Венеции «За рекой в тени деревьев».

В VII веке жители другого  острова — Мурано — воздвигли  у себя церковь Санти Мария  э Донато (ее тоже перестроили в XII в.): это кирпичная трехнефная базилика с колоннами из греческого мрамора; ее шестигранная алтарная абсида окружена двумя ярусами перспективно сокращающихся арок на тонких сдвоенных колоннах.

 

 

                                        Заключение

 

 

Эстетическая деятельность является формой и сферой общественной практики, связанная с искусственным  возбуждением эмоций. Зарождение эстетической деятельности непосредственно связано с трудом, в ходе которого человек формирует природу согласно своим потребностям. Первоначально элементы эстетической деятельности были тесно переплетены с бытовой, обрядовой, культовой  сферами. Эстетическая задача существовала наряду с утилитарной. Однако, постепенно, в процессе освоения человеком предметного мира, природы и осознания самого себя в качестве субъекта деятельности, эстетическое восприятие и оценка приобретали самостоятельную ценность. Воссоздание природной красоты и предметов, обладающих чисто эстетическими свойствами, положило начало искусству, которое играет ведущую роль в общекультурном развитии.

Было выяснено, что  в различные исторические эпохи  эстетическая деятельность существует в разных формах, она по-разному реализовывается в общей деятельности людей, что, в свою очередь, приводит к неодинаковым достижениям в истории мировой культуры. Эстетическая деятельность сосредоточивает свое внимание на общечеловеческом и обнаруживается, к примеру, не только в деятельности художника, пишущего картину, но и в деятельности участника карнавала, который действует по законам комического и совершающего подвиг, который действует по законам возвышенного и т.д. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетики. Эстетика входит в труд, художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она сформировывает в человеке творческое созидающее начало и способность принимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство. Таким образом, эстетика заботится о чувствах и воспитании.

Информация о работе Особенности формирования эстетической мысли