Отношение к труду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить наиболее значимые изменения в значении понятия труд на этапе от античной до неоклассической философии.
Объектом исследования является труд.
Предметом – отношение к труду на временном этапе от античной до неоклассической философии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Личность и труд
Личность……………………………………………………………………5
Труд…………………………………………………………………………8
Глава 2 . Отношение к труду
2.1. Отношение к труду античных философов………………………………10
2.2. Отношение к труду философов средневековья ……………………… . 11
2.3. Отношение к труду в эпоху Возрождения………………………………14
2.4. Отношение к труду философов нового времени ……………………….15
2.5. Отношение к труду немецких классических философов………………16
2.6. Отношение к труду в неклассической философии……………………18
2.7. Отношение к труду в неоклассической философии……………………20
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Личность и труд

    1. Личность……………………………………………………………………5
    2. Труд…………………………………………………………………………8

Глава 2 . Отношение к труду

2.1. Отношение к труду античных философов………………………………10

2.2.  Отношение к труду философов средневековья ……………………… . 11

2.3.  Отношение к труду в эпоху Возрождения………………………………14

2.4.  Отношение к труду философов нового времени ……………………….15

2.5.  Отношение к труду немецких классических философов………………16

2.6.  Отношение к труду в неклассической философии……………………18

2.7.  Отношение к труду в неоклассической философии……………………20

Заключение……………………………………………………………………. 23

Список литературы…………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

Введение

Значение труда в развитии личности общепризнанно. Возможности для этого развития содержатся уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума. Весьма важно непосредственное отношение личности к самому труду. В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Отношение к труду определяется заинтересованностью в нем человека, осознанностью его потребности, стремлением к реализации своего трудового потенциала, и может быть положительным, отрицательным или индифферентным.

Актуальность проблемы состоит  в том, что на временном этапе от древнегреческих философов и до наших времен отношение к труду постоянно менялось. В одни времена труд считали уделом рабов и недостойным занятием для свободного человека, в другие - труд возрос до уровня высочайших религиозных ценностей.

Цель данной работы - выявить наиболее значимые изменения в значении понятия труд на этапе от античной до неоклассической философии.

 Объектом исследования является труд.

Предметом – отношение  к труду на временном этапе  от античной до неоклассической философии.

Задачи исследования:

- изучить взгляды философов  на понятие труд на временном отрезке от античной до неоклассической философии

- изучить взаимное влияние труда и личности

- выявить наиболее важные  изменения в понятии труд на временном отрезке от античной до неоклассической философии

Прежде чем преступить к изложению полученного материала, мы решили рассмотреть сами фундаментальные  понятия: личность и труд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Личность и труд

1.1.  Личность

Вся история мировой  социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность. Особое место в социальной  структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных  институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех  общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.

Личность -  это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической  науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о 4 основных положениях:

  1. Личность присуща каждому человеку
  2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет
  3. Личность - продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа
  4. Личность - индивидуальная, отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого[4]

 

  Понятие «личность»  неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

  Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности[4]. Другое значение  - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующий индивида как члена того или иного общества[9]. 

В обоих  определениях  подчеркиваются связи индивида, личности и общества. В науке проявляются  два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявления личности и общественных условий, в которых она действует. Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах, в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий.  Например, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других - в современном обществе.

Наряду с понятием “личность” употребляются термины  “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены  между собой.

Человек – это  родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени  развития живой природы – к  человеческому роду. В понятии  “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

        Понятие  индивид впервые использовал  в своих сочинениях древнеримский  ученый и политик Цицерон.  Так он перевел с греческого  слова «атом», что означало неделимый.  Термин «индивид» характеризует  человека как одного из людей. 

Индивидуальность  – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)[2].

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это  освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с  принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и  ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить  отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

 

 

1.2. Труд

Категория труда входит в качестве базисного понятия в терминологический аппарат многих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: философии, экономики, социологии, психологии, антропологии и др. Определения этого термина составляют достаточно широкий смысловой спектр: труд определяется в понятиях расходования энергии, физических усилий по преодолению сопротивления (в этом случае трудом можно назвать поведение животных и действие природных сил), переработки и передачи информации, целесообразной или социально необходимой деятельности и т.д.

Неоднородность понятия  труда связана с тем, что, во-первых, различные научные дисциплины изучают  различные проявления труда, и, во-вторых, сама трудовая деятельность проявляется  по-разному в различных исторических, социальных и экономических условиях.

Обратившись к этимологии слова «труд», можно увидеть, что  практически во всех индоевропейских языках слово "трудиться" первоначально означает "остаться без родителей", то есть быть обреченным на нужду, тяжелое существование, мучение, тяготы, повинность, боль, трудность (например, немецкое "arbei", готское "arbas", французское "travail", латинское "labor"). В английском языке слово "labour" также означает усилие, жизненные заботы, состояние изнурения, тревоги, страдания и даже родовые муки. В русском языке слова "труд" и "трудно" являются однокоренными, так же как "работа" и "раб" (подневольный работник)[3].

Отсюда мы видим, что уже исходные смыслы слова "труд" подчеркивают в качестве приоритетных принуждение, необходимость значительных физических усилий для того, чтобы добывать средства к существованию, и тем самым противопоставляют труд творчеству, которое ассоциируется преимущественно со свободным проявлением человеческих способностей. Эта традиция закрепилась в западной культуре и обусловила специфическое понимание труда и его "естественное" противопоставление творчеству.

Существует множество  определений слова труд, мы приведем только некоторые, наиболее значимые для  нас:

труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; результат деятельности, работы, произведение[3]. 

труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей[9].

труд - один из четырех основных факторов производства: осознанная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий, осуществления работы[6].

труд - это целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы[1].

 

Важно отметить, что трудовая деятельность занимает особое место в структуре социальных приоритетов. Труд неразрывно связан с историей и традициями общества и это позволяет ему определять его жизненное состояние: классовую структуру и социальную стратификацию, экономическую деятельность и социальные институты (культуру, образование, семью), механизмы власти и господства.

Труд выступает как  универсальная категория, охватывающее все стороны сугубо человеческой деятельности, являясь фактором самосозидания  личности. Поэтому философское осмысление процесса труда и включение его в систему антропосоциального происхождения и существования человека позволяет рассматривать его не только как предметную деятельность, отождествленную с вещественностью, но и как процесс творения субъектом своей социальной и индивидуальной субъектности.

 

Глава 2 . Отношение к труду

2.1.  Отношение к труду античных философов

В античной философии принято выделять три основных представления:  труд как сакральный акт единения человека и природы; труд как тягость или наказание; труд как поле повседневной деятельности,  перемежаемой праздниками. Освящение труда как естественного процесса,  аналогичного движению планет или росту деревьев, придавало ему положительную окраску, тогда как миф о труде как о форме кары, постигшей людей за неповиновение богам, предполагал его негативное восприятие.

Античности было свойственно  совмещение различных оценок труда.  С одной стороны, широко известна позиция Платона и Аристотеля,  интерпретировавших физический труд как удел рабов и занятие недостойное свободного человека. Доблесть в глазах членов античного общества состояла не в труде, а в созерцании, благородной праздности. Труд физический рассматривался как тягость, как мука. Свободный гражданин античного общества - это политик, воин, участник или зритель спортивных состязаний, посетитель дружеских пиров, театра или, если он настроен более созерцательно, философских школ. Даже изобразительное искусство, столь почитаемое древними греками, несло на себе отпечаток близости к неблагородному занятию. С другой стороны,  древнегреческая мифология содержит массу примеров выполнения какой-либо работы олимпийскими божествами, как-то:  Гефест является профессиональным кузнецом,  Гермес покровительствует торговле,  и т.д.  Очевидно,  что деятельность,  которой занимаются боги,  не может презираться людьми,  а,  напротив,  должна служить образцом для подражания.  В своих творениях Гомер и Гесиод уделяют значительное внимание процессу изготовления предметов быта,  земледельческим работам,  используют понятие ратного труда. Таким образом, несмотря на социальную девальвацию физической работы,  обусловленную рабовладельческим строем, интерес эллинов к данной сфере жизни был весьма высоким.

Информация о работе Отношение к труду