Отношение к труду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить наиболее значимые изменения в значении понятия труд на этапе от античной до неоклассической философии.
Объектом исследования является труд.
Предметом – отношение к труду на временном этапе от античной до неоклассической философии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Личность и труд
Личность……………………………………………………………………5
Труд…………………………………………………………………………8
Глава 2 . Отношение к труду
2.1. Отношение к труду античных философов………………………………10
2.2. Отношение к труду философов средневековья ……………………… . 11
2.3. Отношение к труду в эпоху Возрождения………………………………14
2.4. Отношение к труду философов нового времени ……………………….15
2.5. Отношение к труду немецких классических философов………………16
2.6. Отношение к труду в неклассической философии……………………18
2.7. Отношение к труду в неоклассической философии……………………20
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

Античная онтология включает миф о золотом веке, повествующий о давних временах, когда людям не нужно было работать, чтобы обеспечить себе пропитание.

Впоследствии гнев Зевса  лишил человечество легкого доступа к пище,  и процесс ее добывания стал весьма трудоёмким. Предосудительное поведение людей и реакция на него сверхъестественных сил служили объяснением факта неизбежности и необходимости труда[8].

 

2.2.  Отношение к труду философов средневековья.

С рассветом в Европе христианства, труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело. Средневековую цивилизацию многие историки культуры трактуют как цивилизацию труда. В самих исходных постулатах христианства нетрудно обнаружить истоки положительной оценки труда. "В поте лица ешь хлеб свой" - говорится в Евангелии. Апостол Павел учил: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь".

Одним из интересных проявлений этой новой установки были идеи святого Фомы Аквинского о значимости труда, его своего рода "теология труда", ставшая основанием его известных учений о справедливой цене и греховности ростовщичества. 

Святой Фома доказывал, что труд богоугоден, что труд, а не праздность способствует духовному совершенствованию. Сам Бог в его толкованиях выступал как "первый работник", архитектор мира. В этом контексте именно труд выступал для Фомы Аквинского единственным правомерным источником собственности и богатства. Можно сказать, что в сочинениях крупнейшего богослова средневековья обнаруживаются зачатки того, что потом назвали трудовой теорией стоимости. 

Социальным идеалом для  святого Фомы было замкнутое государство, опирающееся на натуральное аграрное хозяйство. В этом государстве должно быть как можно меньше торговых обменов и денежных операций, на которые средневековый богослов смотрел как на неправедное, хотя и неизбежное зло. Только в труде он видел богоугодный источник дохода, тогда как богатство, наживаемое купеческим сословием и, особенно, ростовщиками, не создающими никакой видимой ценности, с его точки зрения, является греховным. Поэтому барыш от перепродажи и процент от ссуды, достающиеся купцу и ростовщику, должны быть запрещены в обществе, построенном на христианских началах.

Особую неприязнь у  святого Фомы вызывало ростовщичество. Христианство учит помогать другому человеку не ради выгоды, а из любви к ближнему. Ростовщики нарушают эту заповедь. Взимание процентов - это обогащение, дьявольское по своему характеру. Оно осуществляется без всякого видимого труда: даже ночью, когда ростовщик спит, он обогащается.  

Подобные рассуждения  подводили Фому Аквинского к любопытному  аргументу против ростовщичества - "от времени". Пытаясь оправдать  свой вид деятельности, ростовщики указывали на время. Они представляли его равноценностью того излишка, который они получали в проценте. Они ведь прямо увеличивали или уменьшали процент в зависимости от времени, на которое ссужали деньги. Но время, доказывал святой Фома, есть общее благо, Бог даровал время в одинаковое пользование всем людям. Между тем ростовщики, взимая процент за предоставление денег на определенное время, нарушают эту волю Бога. Они продают этот свободный дар Бога, поэтому их занятие несомненно греховно. 

Сходную аргументацию Фома Аквинский применял и в оценках  торговли и ценообразования. Только труженик - земледелец или ремесленник - производит реальные ценности, только он знает подлинную, справедливую цену произведенных товаров. Эта цена определяется вложенным в продукт  трудом, который является единственным настоящим источником ценности. Поэтому  справедливая цена должна быть постоянной, не зависящей от колебаний предложений  и спроса. Купцы же могут устанавливать  надбавку к этой цене лишь за вложенный  труд по перемещению товаров из других городов и стран[8].

Средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных  закономерностей. Его главная функция - сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта.

В ХII-ХIII наметился "исторический рывок" средневековой Западной Европы, в основе которого лежало развитие производительных сил (сельском хозяйстве, ремесле). Происходит "технологическая  революция" в агротехнике - появляется колесный плуг, боронование, совершенствуется упряжь животных, осваиваются новые  источники энергии - сила воды и ветра. Формируется дух уважительного  отношения к физическому труду, к деятельности изобретателей. Превращение  физического труда в ценность открывает путь к его рационализации. Тяжесть физического труда осознается как нечто нежелательное.

 

2.3.  Отношение к труду в эпоху возрождения.

Объективно эпоху Возрождения  следовало бы характеризовать как  эпоху перехода, потому, что она  является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются  основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и  государства, формируется идеология  секуляризма и гуманизма. Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности.

В эпоху Возрождения в  понимании труда появляются новые  оттенки. Труд рассматривается через  противопоставление не с творчеством, а с бездействием, праздностью; понимается не только как естественная потребность  человека, но и как необходимое  условие совершенствования личности и процветания общества. Впервые  допускаются предположения о  творческом характере трудовой деятельности и возможности свободной активности в труде (в т.ч. и физическом).

XVI век отмечен важным событием - так называемой церковной «реформацией», - в результате которой от католической церкви отделилось особое направление христианства - протестантизм. В связи с этим возникли коренные изменения в отношении к труду, которые, по мнению известного немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), явились фактором, способствовавшим развитию западного индустриального общества (капитализма)[3].

Главными идеологами протестантизма выступили Мартин Лютер (1483-1546) и  Жан Кальвин (1509-1564). Для нового христианского  учения характерен переход от созерцательного  понимания набожности к ярко выраженному  активистскому. Протестантизм требовал от всех верующих, чтобы они подтверждали свою веру не только молитвами, но и трудом. В отличие от средневекового католицизма, где идеалом служил отказ от всего мирского (монашеский образ жизни), единственным средством быть угодным Богу, с точки зрения Лютера, служит неустанный труд в своей профессии. При этом, чем более деятельность человека угодна Богу, тем больше она вознаграждается уже в этой земной жизни. Успех, состоятельность, преуспевание являются показателями избранности для спасения. Таким образом, труд, не входивший в число приоритетных ценностей, возвышается до уровня высочайших религиозных ценностей, наполняется нравственным содержанием, рассматривается как призвание[7].

Очень важно, что в отличие  от прежних времен протестантские учения сформировали отношение к предпринимательству  как к общественно-полезной и богоугодной  деятельности.

Предпринимательство подразумевало  рациональное ведение хозяйства   в   форме   предприятия   в   соответствии   с   этическими принципами и строгой законностью. Высокие прибыли рассматривались  как важный показатель успеха в предписанной Богом деятельности. Однако сам предприниматель  ни в коем случае не должен был наслаждаться плодами богатства, помня, что труд - религиозная обязанность.

 

2.4.  Отношение к труду философов нового времени.

В XVI - XVII вв. стали появляться учения, которые отстаивали необходимость упорного труда, высоко оценивали практическую деятельность ремесла. В качестве примера, этому можно привести идеи Ф. Бэкона о Великом Восстановлении и "пансофию" Я.А. Коменского, положенную в основу системы воспитания протестантской молодежи. Это была радикальная программа, идеалом которой было завоевание всего того знания и умения, которое было утеряно с грехопадением Адама. В саду Эдема он с готовностью подчинялся дисциплине труда, и его труд был удовольствием. Благодаря послушанию он получил полное господство и контроль над природой. Адама обычно описывали как садовника и натуралиста. Но горное дело и обработка металлов также причислялись к его наиболее совершенным навыкам. Он также умел превращать одни металлы в другие и применять химические процессы. После грехопадения Адам был лишен всего этого, а его потомки были наказаны, приговорены к докучному труду. Но даже после этого Бог оставил человеку возможность изменить ситуацию на более благоприятную. Покаянным трудом возрождающемуся человечеству было дозволено создать упорядоченную цивилизацию, в которой условия жизни человека были бы улучшены до определенной степени[6].

В свете этого наука  и, особенно, полезные, "практические искусства" рассматривались как  дар Бога недостойным детям. Делался акцент на трудовом начале, активном подходе к профессиональной и социальной жизни. Признание идеи святости ремесла способствовало более тесному контакту с природой в поисках продуктивного знания. Конечной наградой за эти усилия должно стать возвращение человеку власти над природой, что было основным мотивом Великого Восстановления.  

Поэтому образцом для юношества  должны быть не теологи - схоласты или  монахи, а представители практических профессий: шахтеры, металлурги, ремесленники. Разрыв между учеными и практиками - существенное зло, которое нужно  преодолеть[3].

 

2.5.  Отношение к труду немецких классических философов

В конце XVIII начала XIX вв. в результате так называемых промышленных революций формируется индустриальное общество, которое, если оставить в стороне терминологические нюансы также именуют капиталистическим. Индустриальным его называют потому, что в центре экономической системы находится промышленное производство (вторичная переработка) в отличие от добывающего характера доиндустриальных (аграрных) обществ. Капиталистическим - потому, что основным фактором, от которого зависит экономическое развитие, становится капитал (финансовые ресурсы, воплощенные в средствах производства, исходных материалах, заработной плате и т.п.).

Труд все более предстает  как товар. При доминировании  традиционного земледельческого типа производства рынок был вспомогательным  инструментом хозяйственной жизни.

В это время представления о благотворном действии труда (понимаемого как любая деятельность, на которую затрачены не только физические, но интеллектуальные и эмоциональные ресурсы) широко распространились в общественном сознании благодаря философии Г.В.Ф. Гегеля.

Анализируя в своем труде «Феноменология духа» познание как тождество познающего и познаваемого, Гегель полагает, что одного теоретического развития сознания недостаточно для того, чтобы достичь состояния «абсолютного знания». Это соединение познающего субъекта и реальности происходит, по Гегелю, в результате прогресса теории, но для него нужен и опыт практического отношения человека к миру. В этом контексте Гегель разрабатывает известную теорию о «воспитании» человека посредством труда. Значение труда как момента, конституирующего в человеке его отношение к предметной реальности, Гегель рассматривает в известной главе «Господство и рабство». Главная идея заключается в том, что труд воспитывает человека, благодаря ему, человек отделился от природы и осознал «самостоятельность» внешнего мира. С идеей труда как педагогики человечества Гегель связывает и концепцию о том, что, раб научится воспринимать идеалистическое отношение к действительности, потому что он будет смотреть на результаты своей деятельности как на результаты чужого (т. е. господского) намерения. Труд, по Гегелю, является также некоей практической подготовкой к объективному идеализму[7].

Гегель считает основным фактором исторического развития «труд», причем труд анонимный. Тем самым  он приближается к позднейшей марксистской концепции истории. Однако понятие  труда у Гегеля не является строго экономическим, он не различает, например, труд в экономическом смысле и  политическое участие граждан в  управлении античным полисом.

 

2.6.  Отношение к труду в неклассической философии

Идеи марксизма сыграли  исключительно важную роль в европейской  и мировой истории XIX - XX вв. Их влияние  на социально-экономическую и духовную жизнь мира невозможно отрицать и сейчас.

К.Маркс, обосновывая в  своих работах формационный подход к развитию общества и, раскрывая экономическую сущность капитализма, уделил основное внимания экономическому содержанию труда. Им также были изложены и философские характеристики труда, из которых следует, что труд является источником удовлетворения потребностей человека и выступает как универсальное понятие, охватывающие собой все стороны сугубо человеческой деятельности. Наряду с этим труд выступает условием самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.

Труд как самосозидание  личности позволяет не только по-новому взглянуть на человека и его место  в мире, но и объяснить и осмыслить  содержание мировоззренческих ориентаций и идеологических установок, выдвигаемых  современным социальным устройством - развитие способности принятия решений, осуществления выбора, определение своего предназначения, воспитание ответственности и т.д. Этому способствуют разворачивающиеся в труде свобода, творчество, дисциплина и т.д., которые развивались параллельно с трудом и находятся во взаимной связи с ним, являясь его атрибутами.

При сложившейся к XIX в. системе распределения доходов и способе производства происходит, по мнению К. Маркса, отчуждение труда, при котором труд утрачивает характер выражения человеческих творческих сил, становится лишь средством для поддержания существования; продукты и сам процесс труда приобретают самостоятельное бытие, независимое от воли и планов человека. Поэтому в процессе труда рабочий относится к своей собственной деятельности как к чему-то чуждому, ему не принадлежащему, и только вне труда рабочий не чувствует себя оторванным от самого себя. Отчужденный труд связан с отчуждением человека от себя как творящего существа, от других людей, от всего мира, который воспринимается как чужой и враждебный. Отчужденный труд разрушает креативные способности человека (которые могут и должны проявляться именно в трудовой деятельности), тем самым разрушает его личность и превращает человека в вещь. В концепции отчужденного труда прослеживается и критика современной Марксу политэкономии, построенной на абстракции homo economicus, которая сводит творчески-трудовую сущность человека к потребности в деньгах как единственно подлинной потребности. В результате человек в классической политэкономии становится расчетливым рабом нечеловечных, неестественных и надуманных вожделений. Чем беднее человек становится как личность, тем выше его потребность в деньгах, чем больше степень его отчужденности, тем больше потребление и обладание становятся смыслом его жизни[7].

Информация о работе Отношение к труду