Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 19:58, реферат
Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Так в истории было всегда.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Мифы как предпосылки возникновения философии………………………….4
2. Знание как основа философии…………………………………………………10
3. Этапы становления философии. Краткая характеристика …………………..17
Заключение…………………………………………………………………………22
Литература………………………………………………………………………….
Московский Государственный Лингвистический Университет
Факультет экономики и права
Кафедра туризма
Реферат по философии
«От Мифа к Логосу: этапы становления
философии»
Выполнила:
Студентка I курса
Москва, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Так в истории было всегда. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в переживаемый сейчас период истории, в начале III тысячелетия.
Первоначально слово "философия"
употреблялось в более широком
значении, чем закрепившееся за ним
позднее. По сути это был синоним
зарождающейся науки и
Ядром философии на ранних стадиях ее развития, да и позднее, было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все возвращается. Считалось, что рациональное понимание того или иного явления по существу и означало сведение его к единой первооснове. Проблема первоосновы, первоначала смыкалась с другой важной проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний о природе. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течение многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно с появлением ее теоретических разделов, они существенно видоизменялись, философский интерес к природе не угас и, насколько можно судить, угаснуть не может. 1
1. Мифы как предпосылки возникновения философии
История философии как методическое мышление началась два с половиной тысячелетия назад, но как мифологическое мышление - намного раньше.2
По мнению многих философов, формирование мифологического мышления связано с особенностями восприятия мира. Кузнецов В.Г и д.р. считают, что миф выступает древнейшей формой восприятия мира в его целостности, нерасчлененности. По его мнению, для первобытного сознания характерным является не противопоставление самого себя природе, а скорее отождествление с нею, осознание собственной включенности в нее.3
Здесь он солидарен с В.В. Соколовым, который предполагал, что для первобытного человека характерно "огромное преобладание коллективного над индивидуальным".4 Важнейшие структурные компоненты мировоззрения - "Мы", "Оно" и "Я" - связаны при этом таким образом, что "Я" (осознаваемая индивидуальность), с одной стороны, сильно зависит от "Мы" (осознаваемая коллективность), а "Я" и "Мы" вместе неотторжимы от "Оно" (как осознаваемой внешней природы). Человек этого периода еще не ставит вопросы природе, он непроизвольно воспринимает ее и тем самым познает. Результатами такого познания-восприятия выступают не понятия, а образы, совокупности которых складываются в мифологические системы. В них "мир, видимый первобытным человеком, заново создается его субъективным сознанием как второе самостоятельное объективное бытие, которое отныне начинает противоречиво жить рядом с реальной, не замечаемой сознанием действительностью"2.
Мир мифов – это мир грез и фантазий. Речь в мифах идет о творении мира (космоса) из первоначального хаоса, о происхождении животных и людей, о богах, все в этом мире определяющих, о борьбе титанов и богов, о грядущей гибели космоса, за которой последует (или не последует) его возрождение, о различных испытаниях, выпадающих на долю человека. В мифах нет отчетливых разграничений между природой и людьми, идеальными и вещественными, фантазией и реальностью. Миф связывал прошлое, настоящее и будущее, формировал коллективистские представления людей, обеспечивал связь поколений5.
Как отмечает А.Г. Спиркин, мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. Боги мыслились не только могущественными, но и капризными, преисполненными мстительности. Люди приписывали богам любвеобилие, нескончаемые измены, любовные распри и т.п.
По его мнению, суть мифологического феномена метко выявлена Г. Гегелем: «Все содержание, приписываемое богам, должно оказаться вместе с тем собственной внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его духу и характеру».6
Кузнецов В.Г и д.р также считают, что мифологические представления могли быть только образами.7 А "образ", как бы мы ни мудрили, есть зрительный "внешний вид", зрительная "наружная" сторона предмета. Пространственные, ограниченные внешней зрительной данностью, однократные и неподвижные представления при всей их суммарности не содержали ни доли обобщения. Мифотворческий образ - производное именно мифотворческого мышления со всеми законами мифотворческого восприятия пространства, времени и причины, с его слитностью субъекта и объекта. Поэтому метафоры мифа, хотя и носят очень конкретный характер, выступают бескачественными образованиями.
Отсутствие качественных признаков вытекает из отсутствия понятийной мысли, способной отвлекать признаки и строить "качество" предмета. Нужно осознать, что никакой эпитет, никакое описательное имя, семантически относящееся к эпохе мифотворчества, не выражают никаких качественных признаков, ни дурных, ни хороших. Как процесс познания-восприятия миф, имеющий дело с особой сознательно сконструированной реальностью, обладает собственной внутренней логикой, не менее жесткой в следовании заданным правилам, чем современная формальная логика. "Логика мифа" определялась характером мышления: оно, как мы уже сказали, было не абстрактным, а конкретным, не расчленяло, а, напротив, стремилось буквально все объединить в целостном представлении.
Как форма целостного, синтетичного восприятия мира миф является формой сознания, адекватной первобытной эпохе, а, следовательно, он не только объясняет мир, но и выполняет регулятивно-прагматические функции. Он поучает, так как основан на истине, воспринимаемой как непреложный закон и священное слово, неверие в которое равно богохульству, его предписания не требуют дополнительного обоснования.
Уход человека от первобытности привел к угасанию мифа, но не прекратился начатый им поиск разгадок мира. Многие мифы вошли в гуманитарную сокровищницу культуры.8
По мнению А.Г Спиркина миф порождает философию и эстетику, которые в сумме, и составляют современное язычество. Миф ничуть не теряет своей значимости, просто меняет форму.
Многие сюжеты язычества закреплённые в мифе, сейчас вполне объяснимы с точки зрения философии. Например, для древних славян характерно было восприятие себя как потомков богов. Чтобы это понять необходимо вспомнить языческий принцип всеединства (принцип всемирья). Всё связано в мире. Человек и космос. Боги - это силы космоса, законы бытия. Т.е. и человек и Боги являются элементами одной системы - Мира. Род - главное божество славянского язычества. Род - первоисточник всего. И Боги и люди и весь Мир порождены Родом, т.е. имеют один источник. Но при этом Боги как силы и законы космоса и бытия, определяют жизнь в той или меньшей степени. Человек существо живое, сущее в жизни, следовательно, его рождение было определено Богами и законами. Возвращаясь к мифу надо вспомнить и вечный сюжет борьбы светлого и тёмного божества, Бога-героя и некоего Змия. Причём побежденная «плохая сила» всегда оживает (ибо она бессмертна) и бой начинается вновь, от мифа к мифу. Здесь, по мнению автора, затрагивается очень интересная тема языческого добра и зла.
Мир - сбалансированная система войны и единства противоположностей, которые не могут существовать друг без друга в рамках системы нашего бытия. Именно здесь и можно усмотреть корень языческого понимания данной проблемы.
Как указывает автор, языческое зло, не есть зло, как привык его понимать человек современный. Неся в себе тенденции разрушения и потери, оно всё равно вписывается в закон мировой правды, ибо без него не было бы и добра и самой жизни. Например, зима наступает лишь для того, что бы пришла весна, съеденное растение даёт жизнь зверю и.т.д. Именно поэтому "плохая сила" и не может умереть. Его смерть означала бы конец мироздания. А смысл существования героя и есть в борьбе с "плохим", чтобы поддерживать равновесие в мире.
Приведенный выше пример отражает философию «нарисованную» в мифе. Он считает, что мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Никакая философия и никакая наука и жизнь вообще не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И все-таки надо их знать - они составляют значимый факт культуры.
Подробно анализируя творения Гомера, Гесиода автор доказывает постепенность перехода от Мифа к Логосу.
«Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и «Одиссея». О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находился на почве мифологии. Ему принадлежит изречение: «Мы все - вода и земля». Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод (VII в. до н.э.) - крестьянский поэт, автор знаменитых «Трудов и дней» и «Теогонии». Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме олимпийских богов. «Родословная богов» начинается так: вначале был Хаос. Из него родилась Земля (Гея). Вместе с Землей рождаются Эрос и Эреб — начало мрака вообще и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо - видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину. Такова предварительная «Теогония» т.е. происхождение мира. После этого начинается родословная богов: от брака Геи и Урана, т.е. Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны - гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из титанов - Кроноса - берет начало новое поколение богов: сын Кроноса - Зевс в борьбе за власть отсекает у отца «мужское достоинство», которое с огромной небесной выси падает в море, поднимая сильную волну, и из морской пены появляется во всей своей божественной красоте богиня любви - Афродита. Богиня справедливости Дике и Необходимость есть начало всякого земного рождения и слиянности - та, которая посылает женщину сопрягаться с мужчиной и, наоборот, мужчину с женщиной; она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из всех богов. Начинается уже «историческая» полоса мифологии. Гесиод приводит нас к последнему поколению богов, потомков Зевса - «олимпийцев», а отсюда - романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающими героев, о которых повествуют гомеровские поэмы; это упоительно-фантастическая череда любовных приключений богов. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу. Однако Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов, способствуя развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности».9
Постепенность перехода от мифологического мышления к философскому мышлению поддерживает и И.Т. Фролов с соавторами, делая упор на процесс философской рационализации мифа, при котором образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. По их мнению, постепенное выхолащивание мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии).
Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они - гарант бессмертия человеческого духа.
Миф в собственном смысле слова - как целостный тип сознания, особая форма жизни первобытных народов - себя изжил. Однако не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, о тайне рождения и смерти. Время показало, что это - принципиальные, ключевые вопросы всякого миропонимания. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.
В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.10.
Согласно Цицерону, слово «философия» было создано Пифагором, греком с острова Самос, который жил в VI в. до н. э. и оказал значительное влияние на развитие греческой мысли.
Предание гласит, что, когда Пифагора спросили, является ли он мудрецом (по-гречески «мудрый» — «sophos»), т. е. человеком, познавшим природу вещей, он ответил: «Я не мудрец, а философ», т. е. «любитель» (philos) «мудрости» (sophia), иначе говоря, человек, любящий мудрость, но не обладающий ею.
Независимо от достоверности данной легенды, термины «философия» и «философ», утвердившиеся с античных времен, ныне используются во всех европейских языках. После знакомства арабов с античной культурой греческие термины перешли в арабский язык в прямой транскрипции. Вплоть до конца XVIII в. различали природную философию (натурфилософию), которая изучала природу (астрономию, физику, биологию и т. д., представлявшие собой составные части философии), и моральную философию, которая исследовала человека, его природу, его сознание, его отношения с миром, а также «первые», то есть высшие «начала», или причины сущего: Бог, душа и т. д., «начала», которые являются объектом метафизики, или философии в собственном смысле слова, которую Аристотель называл «первой», или высшей.
Информация о работе От Мифа к Логосу: этапы становления философии