Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 19:58, реферат
Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Так в истории было всегда.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Мифы как предпосылки возникновения философии………………………….4
2. Знание как основа философии…………………………………………………10
3. Этапы становления философии. Краткая характеристика …………………..17
Заключение…………………………………………………………………………22
Литература………………………………………………………………………….
Начиная с XIX в. происходит уточнение терминов. Натурфилософия становится наукой, включая все, что это слово подразумевает (эксперименты, детерминизм законов, математическое обоснование законов природы); философия моральная распадается на несколько отраслей, которые становятся сугубо «философскими»: этика, логика, метафизика и т. д. Тогда же философия делается учебной дисциплиной. Философия11
По мнению И.Т. Фролова, в отличие от мифологического миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.
Итак, любовь к истине и мудрости, тщательный отбор, сопоставление наиболее ценных достижений разума постепенно становится самостоятельным родом деятельности. В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII-V веков до н.э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI - IV веков до н.э.). Слово "философия" было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание "единого во всем". Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум "управляет всем при помощи всего" (Гераклит).
Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понимали и первые философы, и великие мыслители более позднего времени.
Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней философской мысли было и понимание того, что мудрость - не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она - стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, все же должен пройти и сам.12
В.А Канке поддерживает большинство исследователей в том, что философия как целостный феномен культуры является в первую очередь созданием гения древних греков (VII - VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях также стоявших у истоков философии. 13
По его мнению, философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появлении философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были свои причины.
Именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках. Часто задаются таким вопросом: почему философия расцвела пышным цветом именно в Древней Греции? Вспоминают, что в эпоху рабства, да еще в благодатном среднеземноморском климате часть греков имела достаточно времени для глубоких размышлений. Греки достигли, а жили они в городах-государствах, определенных политических свобод, которые также благоприятствовали развитию философии. Эти доводы надо иметь в виду. Вместе с тем следует учитывать, что философия - это результат творчества. Но всякое творчество является среди прочего и случайным явлением, неожиданным изобретением, догадкой. Сами древние греки очень удивлялись философии. Великий Аристотель не без оснований утверждал: «Философия начинается с Удивления». Что же вызывало удивление в первую очередь? Систематическое рациональное мышление на основе идей. Философия дополнила мифы и религиозные представления развитым рациональным мышлением. Именно это было в диковинку.
Несколько другой точи зрения почему именно греки являются основателями философии придерживается Р. Каратини. По его мнению, общие философские рассуждения существовали задолго до того, как появились философы, как их определял Цицерон. Аналогичные рассуждения встречаются задолго до греческих сочинений, в учениях египтян, в Месопотамии и на Ближнем Востоке. Но нигде они не имели той завершенности, какая наблюдается в работах античных философов. Собственно, то, что называется философией, - это и есть тип интеллектуальной деятельности, зародившейся в Греции конца VII в. до н. э. Конечно, это еще не было философией уровня Фалеса и Пифагора. Корни греческой философии, вероятно, лежат в ближневосточной (шумерской) мысли, и ей предшествовали различные идеи, оказавшие влияние на ее будущее развитие. Однако, каковы бы ни были эти корни, ясно, что первая философская школа была создана в Милете в конце VIII в. до н. э. Фалесом. Таково место и время рождения классической философии.
Условия, при которых появилась философия, были не слишком благоприятны: об этом свидетельствует предыстория Средиземноморья. Начиная со II тысячелетия до н. э. индоевропейцы стали захватывать эгейские и критские территории. Захватчики распространяли свое влияние волнообразно: ахейцы обосновались на Пелопонесе и Крите, создав блестящую Микенскую цивилизацию, названную так по имени главного города - Микены. За ними шли ионийцы и фессалийцы, занявшие самые северные районы Греции. С XV в. до н. э. ахейцы пересекают Эгейское море и распространяются по побережью Малой Азии (современная Турция): Троянская война, о которой нам напоминают поэмы Гомера, - один из последних эпизодов этой экспансии. Но в XII в. до н. э. их вытеснили дорийцы, которые сначала захватили континентальную Грецию, затем Эгейское море и территории Малой Азии, разрушив многие греческие города. Древние эллины, изгнанные со своей земли, поселились на эгейских территориях, а дорийцы создали новые города-полисы (например, Спарту). К X в. до н. э. перемещение народов закончилось: континентальная Греция, острова и побережье Эгейского моря оказались заселенными народом, который уже не менялся до конца античного периода.
Нашествия дорийцев имели важные экономические и культурные последствия. Исчезли крупные города, приостановились торговля, навигация: господство над морями перешло в руки финикийцев из Тира и Сидона (города вблизи современного Бейрута). В культурном плане последствия были еще более существенными. Исчезла письменность, сократилось искусство керамики, свелись до минимума строительство городов и архитектура. Были и положительные моменты: дорийцы ввели верховую езду (афиняне лошадей использовали только для тягловой работы), способствовали развитию металлургии (между XII и I вв. до н. э.).
Однако значительный культурный центр, существовавший на берегах Эгейского моря, исчез с лица Земли. Отныне здесь господствовала Малая Азия — передовой бастион Ближнего Востока. Между греческими миром, находившимся в состоянии упадка, и миром семитским, где доминировали ассирийская, вавилонская, арамейская культуры, существовала зона взаимного влияния. В частности, это была Лидия периода нашествия дорийцев. Жители страны говорили на языке, относящемся к хетто-лувийской группе индоевропейских языков; первые их цари были хеттского происхождения. В VIII в. до н э. могущественные и богатейшие цари Лидии, господствовавшие на Средиземноморских территориях Малой Азии, способствовали развитию греческих городов. Находясь между древней восточной и зарождающейся греческой культурой, они, несомненно, сыграли роль в том, что можно назвать «греческим чудом». Именно в границах Лидии стали развиваться такие города, как Милет, Клазомены, Колофон, Эфес, Самос. Не случайно первые философские школы зародились именно здесь. В этой области, как и в некоторых других, античная Греция приняла эстафету от Древнего Востока.14
Идея внедрения рационального содержания в мифологическое мышление как постепенного перехода к философскому мышлению доказательно отражена в учебнике Ф. С Файзуллиной. По ее мнению, с ссылкой на других исследователей, миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется, что для обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей “стыд и правду”», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией.
Корни философии - в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философических категорий - материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей - отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже - в мистику.
Философия вышла из мифологии,
но её становление не было безоблачным.
За возможность развивать
Философия - вдохновляемая любовь к мудрости, рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.
Строгое понимание философии как отрасли культуры следует отличать от образного употребления этого слова. Произвольное словоупотребление имеет место, но оно очень далеко от того содержания философии, которой присущей как общеобразовательной дисциплине.
Философия имеет культурную специфику. Рациональный характер философии отличает её от всех отраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине данного сходства часто смешивают, говоря о философии как о науке. По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы.
Первоначально философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В дальнейшем в процессе обособления частных наук сфера философского знания постепенно сужалась, хотя при этом его главное содержание, его, так сказать, стержень сохранялся.
Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти три центральных момента - природный и общественный мир, а так же человек в их взаимосвязи - были и остаются главными предметами философских размышлений.
Философия - это теоретически
разработанное мировоззрение, система
самых общих теоретических
К этому следует добавить, что в центре философии стоит человек, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а с другой - рассмотрение человека в его отношении к миру, определение его места, его предназначения в мире и обществе. Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть наше знание? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт произвола субъекта? Что есть ценность? "Сидит" ли она в вещи, или мы приписываем ей ценность?
Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания, т. е. по сути дела об отношении мира и человека есть "стержневой", основной вопрос философии. Ни одно философское учение не может обойти этот вопрос, и все иные проблемы рассматриваются через призму соотношения материи и сознания.
Различное решение этого вопроса, который Ф. Энгельс характеризовал как великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, определяет водораздел между главными направлениями философии. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая - что первично, материя или сознание; вторая - как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т. е. познаваем ли мир.15
Информация о работе От Мифа к Логосу: этапы становления философии