Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 19:58, реферат
Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Так в истории было всегда.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Мифы как предпосылки возникновения философии………………………….4
2. Знание как основа философии…………………………………………………10
3. Этапы становления философии. Краткая характеристика …………………..17
Заключение…………………………………………………………………………22
Литература………………………………………………………………………….
За 2,5 тысяч лет философия прошла большое количество этапов своего развития. Однако современная наука рассматривает всего четыре крупнейших этапа:
1) античная философия — VI в. до н.э.—III н.э.;
2) средневековая философия — IV-XIV вв.;
3) нововременная философия — XV—XIX вв.;
4) новейшая (современная) философия — XX в.
В каждую из четырех выделенных эпох существовала особенная философия, сохранявшая тесную преемственность с предыдущей философией, но и довольно резко отличающаяся от нее.
Особенность античной философии в том, что первой задачей философского мышления стала уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т.е. между объективным и субъективным в более поздней философской терминологии. Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала прагматический подход.
Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики предметов. Конечно, процесс теоретизации мышления был очень долгим, растянувшимся на века. Философии приходилось пользоваться тем мыслительным материалом, который был уже накоплен, но философия не просто позаимствовала у мифологии некоторые образы и символы, а переработала их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым содержанием. 16
Особенности стиля философского мышления средневековья заключаются в следующем:
1. Если античное мировоззрение
было космоцентричным, то средн
2. Своеобразие философского
мышления средневековья
3. Представление о
реальном существовании
Христианство принесло в философскую среду идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм).
Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки - совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души - это новая, проповедуемая христианством ценность.
4. Философское мышление
средних веков было
5. Стиль философского
мышления средневековья
6. Философское мышление
средневековья было
7. Философия средневековья - комментаторская философия. В форме комментария написана значительная часть средневековых сочинений. Комментировалось главным образом Священное Писание. Предпочтение, отдаваемое в религии авторитету, высказыванию, освященному традицией, перед мнением, изложенным от своего лица, побуждало к аналогичному поведению и в сфере философского творчества. Ведущим жанром философской литературы в средние века был жанр комментариев.
8. Как особенность
следует отметить
9. Стиль философского мышления средневековья отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».
10. Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем. 17
Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени 18.
Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии.
Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.
В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание.
Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке).
1. Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания (сравните методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса).
2. Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы).
3. Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс).
4. Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией.
5. Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ницше. 19
Новейшую и современную философию XIX–XX вв. иногда называют также неклассической философией и объединяют в один период, иногда же условно разделяют на философию XIX в. и философию XX в.
Историю современной философии обычно начинают с критики мощных систем немецкого идеализма, и прежде всего – спекулятивной системы Гегеля как вершины всей предшествующей классической философии. Философия Просвещения и немецкий идеализм определяются теперь как философия абстрактного разума, как “спекуляция” и “метафизика”. Отныне понятие разума уступает своё центральное место другим принципам. Разум теряет свою автономию, единство, чистоту и суверенность и ставится в зависимость от иных начал. Многообразные течения неклассической философии объединяет отказ от рациональной метафизики, от понятия философии как высшей науки. В XIX в. начинается развитие трёх ведущих направлений современной философии:
1) позитивизма, сводящего
философию к анализу или
2) марксизма, ставящего
философию на службу
3) иррационализма как
“метафизики воли” и “
На рубеже XIX–XX вв. возникают ведущие течения философии XX в. – феноменология (Э. Гуссерль) и аналитическая философия (Г. Фреге, Б. Рассел). 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философское познание изменяющейся, развивающейся действительности возможно лишь в форме творческого поиска, который считает полученные решения не окончательными, а открытыми - открытыми для дискуссии, для критики, для переосмысления, уточнения и углубления.
Философский поиск всегда не только опирается на предшествующие достижения философской мысли и одушевляется ими, но и сам вновь и вновь одухотворяет эти достижения, делает их актуальными для мировосприятия и раздумий современного человека.
В современном динамичном, бурно меняющемся мире человечество постоянно сталкивается с принципиально новыми ситуациями, задачами и проблемами во всех сферах своей жизни. Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития - одно из важных условий того, чтобы человеческая деятельность могла реализовываться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.
Посредством философского анализа определяются те мыслительные горизонты, на фоне которых формируется рациональное отношение к проблемным ситуациям, возникающим в жизни человека и общества. Иначе говоря, философский анализ позволяет выразить на языке понятий и, следовательно, сделать предметом разумного осмысления наши интересы и устремления, нашу неудовлетворенность самими собой и тем, что нас окружает, - в общем, все то, что побуждает нас действовать, и действовать так, а не иначе.
Критическое философское исследование всегда не только решает отрицательные задачи ниспровержения тех или иных устаревших стереотипов, но и несет в себе мощный положительный заряд утверждения всего того, что соответствует как новой, изменившейся реальности, так и новым социальным идеалам, взятым во всей
их полноте и гуманистической направленности.21
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмус В.Ф., Античная философия.- М.: «Высшая школа», 1976 г. 541 с.
2. Введение в курс философии. под ред. Файзуллина Ф. С.; Уфа, УГАТУ,1996. 408 с.
3. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., М.: Республика, 2005.- 623 с.
4. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.- 272 c.
5. Канке В.А. Основы философии.- М.: Логос, 2008.- 288 с.
6. Каратини Р. Введение в философию; М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 736 с.
7. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х «Философия»; г. Уфа; 2004 г.- 207с.
8. Соловьев В.В. «Субъект-объектная суть философии и ее проявление в цивилизованном и историко-философском процессее»; Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 1999. С. 3-14
9. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.
10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003. - 263 с.
11 Философия.- под ред. Мялкина А.В.-М.: 2010; не нашла есть 2005 528 c.
12. Ясперс К. Введение в философию / Пер. с нем. Под ред. Михайлова А.А. Минск: Изд-во ЕГУ ЗАО "Пропилеи". 2000. - 191 с.
1 Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., М.: Республика, 2005. с.3
2 Ясперс К. Введение в философию / Пер. с нем. Под ред. Михайлова А.А. Минск: Изд-во ЕГУ ЗАО "Пропилеи". 2000. - 13 с.
3 Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х «Философия»; г. Уфа; 2004 г.; с. 11-12
4 Соловьев В.В. «Субъект-объектная суть философии и ее проявление в цивилизованном и историко-философском процессее»; Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 1999. С. 3-14
5 «Философия» под ред. Мялкина А.В; Москва, 2010; с. 16-17
6 Спиркин А.Г. «Философия». - М.: Гардарики, 2006; с. 23
7 «Философия» Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х; г. Уфа; 2004 г.; с.13
8 «Философия» под ред. Мялкина А.В; Москва, 2010; с. 16-17
9 Спиркин А.Г. «Философия». - М.: Гардарики, 2006; с. 24-25
10 Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., М.: Республика, 2005. с. 27-28
11 Каратини Р. Введение в философию; М.: Изд-во Эксмо, 2003; с.17
Информация о работе От Мифа к Логосу: этапы становления философии