Пантеизм Николая Кузанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио [ 1509—1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401—1464).

Содержание

Введение……………………………………………………………….2
1. Пантеизм Николая Кузанского.Возрожденческая трактовка диалектики. Принцип совпадения противоположностей…………….....................7-16
2.Теория Николая Коперника……………………………………..….16-18
3. Бесконечная вселенная Джордано Бруно…………………………18-20
4. Механистическая картина мира Галилео Галилея………………20-26
Список использованной литературы……………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

философия.DOC

— 128.00 Кб (Скачать файл)

  Используя  теорию  двойственной  истины,  Галилей  решительно отделял науку от религии. Он  утверждал,  например,  что  природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а  не  с  помощью Библии. В  познании  природы  человек  должен  руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки - природа  и  человек.  Предмет религии - «благочестие и  послушание»,  сфера  моральных поступков человека.

  Исходя из  этого,  Галилей  пришел  к  выводу  о  возможности безграничного познания природы.  Мыслитель  и  здесь  вступал  в конфликт  с    господствовавшими    схоластическо-догматическими представлениями о незыблемости положений «божественной истины «, зафиксированных  в  Библии,  в  произведениях  «отцов   церкви», схоластизиированного Аристотеля и других  «авторитетов».  Исходя из идеи о бесконечности Вселенной,  великий  итальянский  ученый выдвинул глубокую гносеологическую  идею  о  том,  что  познание истины есть бесконечный процесс. Эта  противоречащая  схоластике установка Галилея привела его и к утверждению нового  метода познания истины.

  Подобно многим другим мыслителям  эпохи  Возрождения  Галилей отрицательно  относился  к   схоластической,    силлогистической логике.  Традиционная  логика,  по  его  словам,  пригодна   для исправления  логически  несовершенных  мыслей,  незаменимо   при передаче другим уже открытых истин, но она не способна приводить к открытию новых истин, а тем самым и к изобретению новых вещей.  А именно к открытию новых  истин  и  должна,  согласно  Галилею, приводить подлинно научная методология.

  При разработке такой методологии Галилей выступил убежденным, страстным пропагандистом опыта как пути, который только и  может привести к истине. Стремление к  опытному  исследованию  природы было свойственно, правда, и другим  передовым мыслителям  эпохи Возрождения, но заслуга Галилея состоит в том, что он разработал  принципы  научного  исследования  природы,  о которых    мечтал Леонардо.  Если  подавляющее большинство    мыслителей    эпохи Возрождения, подчеркивавших значение опыта в  познании  природы, имели в виду опыт, как простое наблюдение ее явлений,  пассивное восприятие их, то  Галилей  всей  своей  деятельностью  ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль  эксперимента,  т.  е.  планомерно  поставленного    опыта,  посредством которого  исследователь как бы  задает    природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.

  Исследуя  природу,  ученый,  по  мнению    Галилея,    должен пользоваться двойным  методом:  резолютивным  (аналитическим)  и композитивным (синтетическим). Под композитивным методом Галилей подразумевает  дедукцию.  Но  он  понимает  ее  не  как  простую силлогистику, вполне приемлемую и для  схоластики,  а  как  путь математического исчисления фактов, интересующих ученого.  Многие мыслители этой эпохи, возрождая античные традиции  пифагореизма, мечтали о таком исчислении, но только Галилей  поставил  его  на научную почву. Ученый показал громадное значение количественного анализа,  точного  определения  количественных  отношений    при изучении явлений природы.  Тем  самым  он  нашел  научную  точку соприкосновения  опытно-индуктивного  и  абстрактно-дедуктивного способов  исследования  природы,  дающую  возможность    связать абстрактное научное мышление с конкретным восприятием явлений  и процессов природы.

    Однако  разработанная Галилеем научная  методология   носила  в

основном  односторонне аналитический  характер.  Это  особенность его методологии  гармонировала с начавшимся в  эту эпоху расцветом мануфактурного  производства,   с    определяющим    для    него расчленением  производственного   процесса    наряд    операций.

Возникновение этой методологии было связано со спецификой самого научного познания, начинающегося с  выяснения  наиболее  простой формы движения материи  -  с  перемещения  тел  в  пространстве,  изучаемого  механикой.  Отмеченная  особенность, разработанная  Галилеем  методологии,  определила  и  отличительные  черты   его философских воззрений, которые в  целом  можно  охарактеризовать как  черты  механистического  материализма.   Материю    Галилей представлял как вполне реальную,  телесную  субстанцию,  имеющую корпускулярную структуру. Мыслитель  возрождал  здесь  воззрения античных атомистов. Но в отличие от них Галилей тесно увязывал атомистическое истолкование природы с математикой и механикой, Книгу природы,  говорил Галилей,  невозможно  понять,  если  не овладеть  ее  математическим  языком,  знаки    которого    суть треугольники, круги и другие математические фигуры.

Поскольку  механистическое  понимание  природы    не    может объяснить ее бесконечное качественное многообразие,  Галилей,  в известной мере опираясь на Демокрита, первым из философов нового времени развивает  положение  о  субъективности  цвета, запаха, звука и т.  д.  В произведении  «Пробирщик» (1623)  мыслитель указывает, что частицам  материи присущи определенная  форма, величина,  они занимают  определенное  место в   пространстве, движутся или покоятся, но не обладают ни цветом, ни вкусом,  ни запахом, которые, таким образом, не существенны для материи. Все чувственные качества возникают лишь в воспринимающем субъекте.

  Воззрение Галилея на материю как на состоящую в своей  основе из бескачественных частиц вещества принципиально  отличается  от воззрений  натурфилософов,  приписывавших  материи,  природе  не только  объективные  качества,   но    и    одушевленность.    В механистическом взгляде Галилея на мир  природа  умерщвляется,  и материя перестает, выражаясь словами Маркса, улыбаться  человеку своим поэтически-чувственным блеском

    Механистический  характер  воззрений   Галилея,    а    также   идеологическая  незрелость  класса   буржуазии,    мировоззрение  которого он выражал, не позволили  ему полностью освободиться  от  теологического представления о боге. Он не смог  это  сделать  в силу метафизичности его воззрений на  мир,  согласно  которым  в природе, состоящей в своей основе из одних и тех  же  элементов, ничто  не  уничтожается  и  ничего  нового    не    нарождается.

  Антиисторизм  присущ  и  Галилееву    пониманию    человеческого  познания.  Так,  Галилей  высказывал    мысль    о    внеопытном происхождении всеобщих и необходимых математических  истин.  Это метафизическая точка зрения  открывала  возможность  апелляции  к богу как последнему источнику наиболее  достоверных  истин.  Еще яснее эта идеалистическая тенденция проявляется у Галилея в  его понимании происхождения Солнечной  системы.  Хотя  он  вслед  за Бруно исходил из бесконечности Вселенной, однако  это  убеждение сочеталось у него с представлением о неизменности круговых орбит планет и скоростей их движения.  Стремясь  объяснить  устройство Вселенной, Галилей утверждал, что бог, когда-то  создавший  мир, поместил Солнце в центр мира, а  планетам  сообщил  движение  по направления к Солнцу, изменив в  определенной  точке  их  прямой путь на круговой. На этом деятельность бога заканчивается. С тех пор  природа  обладает    своими    собственными    объективными закономерностями, изучение которых - дело только науки.

  Таким  образом,  в  новое  время  Галилей  одним  из   первых сформулировал деистический  взгляд  на  природу.  Этого  взгляда придерживалось затем большинство передовых мыслителей  17  -  18 вв. Научно-философская деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли в Европе -  механистическому  и метафизическому материализму 17 - 18 вв. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы :

  1. Е. Рыбка  П. Рыбка “Коперник. Человек и  мысль”
  2. Философский словарь. - М., 1986 г.
  3. Всемирная история:  ( учебное пособие ). - М: Мысль, Т.2. 1985 г.
  4. История философии. /Пер. С чешского под ред. И.И. Богута - М: Мысль. 1995 г.

5.Мир  Философии. Кн. для чтения .Москва .,1991 г.

Информация о работе Пантеизм Николая Кузанского