Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:31, реферат
философ Воззрения Аристотеля, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой непревзойденную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине и масштабности.
Аристотель, по словам Маркса, является вершиной древней философии.
Аристотель создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон. Он открыл, осознал и выразил собственную философскую сферу исследований, таковой являлась «первая философия Аристотеля»ия Аристотеля
Введение
1.Жизненный путь философа
2.Философия Аристотеля
2.1Этика
Добродетели по Аристотелю
Учение о справедливости
2.2Учение об обществе и государстве
Учение о государстве
Структура общества
Формы государства
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1.Жизненный путь философа
2.Философия Аристотеля
2.1Этика
Добродетели по Аристотелю
Учение о справедливости
2.2Учение об обществе и государстве
Учение о государстве
Структура общества
Формы государства
Заключение
Список используемой литературы
Ведение
Весь философский опыт Древней Эллады сосредоточился в гении философа Аристотеля.
Воззрения Аристотеля, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой непревзойденную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине и масштабности.
Аристотель, по словам Маркса, является вершиной древней философии.
Аристотель создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон. Он открыл, осознал и выразил собственную философскую сферу исследований, таковой являлась «первая философия Аристотеля»
Греческая философия достигла
при Аристотеле высшей степени процветания.
Ф. Энгельс называл Аристотеля “самой
уникальной головой” среди древних,
мыслителем, исследовавшим “существенные
формы диалектического
Широта творчества Аристотеля
дает основание назвать его
Аристотель жил в IV в. до н. э. К этому времени древнегреческая, античная, философия уже имела, хотя сравнительно и непродолжительную, но богатую историю. Античная философия развивалась быстро. Ее прогресс удивителен. Но еще более удивительно как бы внезапное ее возникновение.
Жизненный путь философа
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, ученик Платона.Родился в ионическом полисе Стагира в 384 г. до н. э. во Фракии,что не подалеку от Македонии, от столицы Пеллы.
Его отец Никомах был «видным» врачом при дворе Македонского царя Аминты
III. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое
общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Так ,Аристотель жил в состоятельной семье и он мог с юношеских лет приоберсти интерес к изучению природы человека и к биологии.
Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида.
Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но
зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней .
Воспитываясь в семье врача, и поэтому,
Самостоятельно занимаясь медициной, Аристотель, однако, не стал
профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь
настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих
труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из
медицинской практики.
В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17-18 лет, он уехал в Афины для довершения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В кругу учеников Платона Аристотель выделялся начитанностью и выдающимся складом ума. В Академии он пробыл 20 лет до самой смерти Платона,в 347 г., после чего переселился в Атарней, а затем – в Митилену.Встреча с Платоном оказала серьезное влияние на Аристотеля как философа,хотя от отшел от его философских мышлений и развил свою собственную философию. Если Платон развивал учния о вечном, то Аристотель о более реалистичном и настоящем, о существующих тогда государствах.
Но уже в 343 или 342 г. до н. э. Аристотель принял приглашение македонского двора стать воспитателем Александра — сына македонского царя Филиппа. Александру в это время было всего тринадцать лет. Свыше трех лет Аристотель был наставником юного царевича. Не сохранилось, к сожалению, почти никаких сведений ни о характере обучения, воспитания, на которых остановился выбор Аристотеля ,но влияние на Александра этого обучения было немалым.
В 335 г. до н. э. Филипп умер и Александру пришлось отныне уделять почти все время и внимание политическим делам по управлению государством. С началом большого персидского похода для Аристотеля уже не оставалось поводов для его дальнейшего пребывания в Македонии, и он после двенадцатилетнего отсутствия на пятидесятом году жизни возвращается в Афины. Аристотель явился в Афины как человек известный и уважаемый, связанный дружескими отношениями с могущественным македонским двором, в прошлом воспитатель молодого маке-
В 347 г. до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. В 345 г. до н. э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в Митилины. У Аристотеля и Пифиады была дочь, Пифиада.
Вернувшись в Афины в возрасте 50 лет после 12-летнего отсутствия. В Афинах он создаёт школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимназия, примыкавшая к храму Апполона Ликейского.
Аристотель наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым
мыслителем, создавшим всестороннюю
систему философии, охватившую все
сферы человеческого развития: социологию,
философию, политику, логику, физику. Его
взгляды на онтологию имели серьёзное
влияние на последующее развитие человеческой
мысли. Метафизическое учение Аристотеля
было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим
2.1Этика
Аристотель выделяет этику в особую и притом значительную проблему философии. Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных имэтическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.
Вопросам этики посвящены в собрании сочинений Аристотеля три, специальных сочинения: «Этика Никомаха», предназначенная для Никомаха, сына Аристотеля; «Этика Евдема», составленная, по-видимому, на основании записей его друга и ученика Евдема; «Большая этика» — извлечение из обеих предыдущих.
Учение о нравственной деятельности и о нравственных доблестях строится у Аристотеля на основе его объективной телеологии, охватывающей весь мир и всю деятельность в нем человека.
В человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стремление к благой цели, однако это стремление встречается с препятствиями, которые также таятся в природе самого человека. То, к чему все стремится, есть благо, и Всякая деятельность стремится к некоторому благу. Некоторые цели при этом лишены самодовлеющего значения и остаются только средствами, подчиненными другим целям. Но есть цель, которой люди желают только ради нее самой. Такая цель — высшее благо, и раскрывает ее высшая руководящая наука — политика. И хотя благо отдельного лица совпадает с благом государства, достигнуть блага для всего государства и удержать это благо — наиболее высокая и совершенная задача.
Согласно первоначальному определению, высшее благо есть блаженство, т. е. хорошая жизнь и деятельность. Это блаженство не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели. Как самодовлеющее, благо жизни, согласно формальному определению, — само себе цель и ни в чем не нуждается. Но по содержанию высшее благо определяется особенностью и назначением человека. Из сравнения с другими живыми существами ясно, что человек только один обладает не только способностью питания и чувствования, но также и разумом. Поэтому дело человека — разумная деятельность, а назначение совершенного человека — в прекрасном выполнении разумной, деятельности, в согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добродетелью. Благо человека — в достижении согласия с самой совершенной из добродетелей. Но жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельной. Бытие наше заключается в энергии, в жизни и в деятельности: существующее в возможности проявляет свою деятельность только на деле. Добрые качества, остающиеся необнаруженным», не дают блаженства. Здесь как на олимпийских состязаниях: награда достается не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании
Добродетели по Аристотелю
Будучи наилучшим и прекраснейшим, высшее благо вместе с тем и самое приятное .
Однако достижение высшего блага предполагает,. кроме высшей цели, известное число подчиненных ему низших целей.
Человеческая добродетель есть умение, — прежде всего умение верно ориентироваться, выбрать надлежащий поступок, определить местонахождение добра. Это умение Аристотель выражает посредством понятия «середины».
Так, добродетель выбирает среднее между излишеством и недостатком. Однако Аристотель тут же предупреждает против плоского понимания этой «срединности»: он разъясняет, что в хорошем нельзя видеть середину. Выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из всего хорошего. Средняя «точка» будет найдена не в пределах дурного, а только в пределах хорошего. Однако ив этих пределах она указывает всегда на высшее, на крайнее место: «Не может быть в умеренности или мужестве избытка или недостатка, ибо здесь именно середина и есть в известном смысле крайнее совершенство, точно так же и в указанных пороках не может быть избытка или недостатка, но всякое, порочное действие ошибочно».
Человек должен стремиться к совершенству, так как совершенный человек обо всем судит правильно и во всем ему открывается истина: он во всех отдельных случаях видит истину, будучи как бы мерилом и нормой ее.
Условия добродетельных действий следующие: лицо, поступающее добродетельным образом, должно: 1) иметь сознание о своем действии; 2) поступать с таким намерением, чтобы действия были не средством, а составляли самоцель; 3) твердо и неизменно придерживаться определенных принципов. Чтобы все условия эти возникли, необходимо частое повторение справедливых действий.
Добродетели Аристотель разделил на два класса: этические и дианоэтические. Первые из них — добродетели характера, вторые — интеллектуальные. Так, щедрость и сдерживающая мера принадлежат к этическим добродетелям, а мудрость, разумность и благоразумие — к дианоэтическим. Этические добродетели возникают из привычек и от привычек получили само свое название — слегка измененное слово «нрав» ; дианоэтические развиваются главным образом путем обучения, нуждаются в опыте и во времени.
Добродетели — не аффекты (страсти, гнева, страха, отваги и т. д.) и не способности: за способности не хвалят и не порицают. Добродетели — приобретенные свойства, возникающие при действии, направленном на отыскание середины. Добродетель — середина между двумя пороками: избытком и недостатком — как таковая трудна, ибо найти середину в чем бы то ни было трудно: так, центр круга в состоянии определить не всякий, а только математик. Поэтому нравственное совершенство — достижение редкое, похвальное и прекрасное.
Учение о справедливости
Аристотель различал два вида справедливости:
1. Уравнивающую;
2. Распределительную.
Уравнивающей справедливости является Арифметическое равенство», сферой применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания.
Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).
Основным выводом этических исследований, существенным для политики, является о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).
Социально-политическая и
государственно-правовая проблематика
освещается Аристотелем в принципе
с позиции идеального понимания
полиса – города–государства как
политического общения
Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства.
Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым».
Государство состоит из множества
элементов, и чрезмерное стремление
к их единству, например предлагаемая
Платоном общность имущества, жен и
детей, приводит к уничтожению государства.
С этих позиций Аристотель обстоятельно
критикует оба проекта
Частная собственность, говорит Аристотель, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе.
Государство, замечает Аристотель, – понятие сложное. По своей форме оно представляет известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан.
Каждой форме государства соответствуют свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство. Форму государства Аристотель характеризует так же как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве.