Политика и этика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:31, реферат

Краткое описание

философ Воззрения Аристотеля, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой непревзойденную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине и масштабности.
Аристотель, по словам Маркса, является вершиной древней философии.
Аристотель создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон. Он открыл, осознал и выразил собственную философскую сферу исследований, таковой являлась «первая философия Аристотеля»ия Аристотеля

Содержание

Введение
1.Жизненный путь философа
2.Философия Аристотеля
2.1Этика
Добродетели по Аристотелю
Учение о справедливости
2.2Учение об обществе и государстве
Учение о государстве
Структура общества
Формы государства
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.07 Кб (Скачать файл)

Самую правильную форму государства  Аристотель называет политней.

Основную причину возмущений и переворотов в государстве  Аристотель видит в отсутствии равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера  равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в отдельных случаях руководствоваться  политическим равенством, в других – равенство по достоинству.

Обосновывая свой идеальный  проект наилучшего государства, Аристотель отмечает, что это логическое построение и здесь, и здесь «нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над  фактами, доступными исследованию путем  опыта».

Земля делится на две части: одна часть находится в общем  пользовании всего государства, другая – в частном владении граждан (продукты этой части на дружественных  началах представляются в общее пользование других граждан).

Законодатель лучшего  государства должен стремиться к  тому, чтобы доставить гражданам  досуг и мир, поскольку «конечной  целью войны служит мир, работы –  досуг».

В своем правопонимании Аристотель разделяет положения Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. «Понятие справедливости, – отмечает Аристотель, – связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

Политическое право делится  им на естественное и условное (волеустановленное). «Что касается политического права, – пишет он, – то оно частью естественное, частью условное. Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Учение об обществе и государстве

Учение о государство

Аристотель подверг критике  учение Платона о совершенном  государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное  обобщение социального и политического  опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни  и к политическому общению.

По Аристотелю, человек  — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное  стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование  семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей  и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю государство  возникает только тогда, когда создаётся  общение ради благой жизни между  семьями и родами, ради совершенной  и достаточной для жизни самой  себя.

Природа государства стоит  «впереди» семьи и индивида. Так  совершенство гражданина обуславливается  качествами общества, которому он принадлежит  — кто желает создать совершенных  людей, должен создать совершенных  граждан, а кто хочет создать  совершенных граждан, должен создать  совершенное государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера  деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных  слоёв общества. Он выделял три  главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли  Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в  зависимости от перевеса того или  иного из элемента устанавливается  и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой  системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится  порядок, в силу которого уже с  момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий  закон природы и ему подчинены  и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при  этом всё-таки человек, тот по своей  природе раб.

Наилучшее государство —  это такое общество, которое достигается  через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между  рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший  строй, где средний элемент представлен  в большем числе, где он имеет  большее значение сравнительно с  обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве  много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве  неизбежно бывают враждебно настроенные  элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможности чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры.

Структура общества

Аристотель считал, что  хребтом социального порядка  выступают классы, но не все и  не любой, а именно средний класс. Вот кто стабилизирует общество. Два других, полярных, класса, а именно богатая плутократия и пролетариат, расположенные в самой верхней и в самой нижней частях общественной пирамиды, представляют своего рода социальные девиации (отклонения) и им свойственны множество недостатков. Аристократия - это праздный класс, не занимающийся общественно-полезным трудом, но зато вовлеченный в постоянные интриги, козни и борьбу за власть. На социальном дне находится плебс, который существует за счет государственной помощи, привилегий и отчислений. И его можно называть социальным паразитом. Рабы вообще не включались ни Платоном, ни Аристотелем в общественную структуру, так как к обществу античные философы причисляли только свободное население, прежде всего афинских граждан. Представитель среднего класса - ремесленник, торговец, моряк, воин, земледелец - внимателен к любому новшеству, любому усовершенствованию (и отечественному, и заграничному), способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции.

Если привести в действие указанные выше три условия процветания  античного общества у Аристотеля, а именно опора на многочисленный средний класс, привлечение к  управлению широких слоев населения  и обуздание политических амбиций  элиты, мы получим современную ромбовиную форму социальной стратификации: богатых 5-6%, бедных 14-15%, и 80% - средний класс. Только при таком профиле социальной структуры можно достичь стабильности в обществе. В подобных условиях средний класс выполняет функцию промежуточного звена, которое разъединяет два полюча стратификационной шкалы, не позволяя им конфликтовать между собой. Средний класс разводит по разные стороны две враждебные группировки - класс богатых, в руках которого концентрируются наибольшие богатства, которому завидуют другие слои, и класс бедных, который ничем не обладает, которому никто не завидует, но который, в свою очередь, завидует всем другим слоям общества. Многочисленный средний класс выполняет функцию межклассовой прослойки, которая разводит враждующие стороны и позволяет достичь социальной стабильности. По существу Аристотель 2500 лет назад предвосхитил ту модель, которую сегодня на практике реализует постиндустриальное общество.

Аристотеля можно назвать  философом золотой середины. Избегая  крайностей в социальных воззрениях на структуру общества, Аристотель избегал их также в своем экономическом  и политическом учениях.

Положение Аристотеля о том, что бедные ни в коем случае не должны быть отстранены от участия в управлении общественной жизнью, очень актуально  сегодня. По существу в нем сконцентрирована формула современной демократии. Государство политически процветает лишь при всеобщем участии граждан  в политической жизни. Привлечение  к управлению социальных низов открывает  им доступ к каналам социальной мобильности, продвижению наверх, дает возможность  наиболее одаренным личностям проявить себя и добиться политического успеха во благо общему делу. Средний класс  должен рекрутироваться за счет лучших представителей низшего класса. Ему  необходима свежая и здоровая кровь. Хуже обстоит дело, если средний  класс будет пополняться за счет представителей высшего класса, поскольку  для них межклассовый переход  означает падение, а не восхождение. Опускаются на ступеньку ниже те, кто  не выдержал конкуренции, погряз в разврате и чревоугодии, промотал состояние, вытеснен представителями своего же класса. Короче говоря, таким путем  средний класс пополняется наихудшими элементами.

В своем экономическом  учении Аристотель выделил два типа ведения хозяйства: натуральное, нетоварное - ойкономия, и денежное - хрематистика (chrematico - заниматься денежными делами, наживаться.). В ойкономии отношения между главой дома и домочадцами - членами семьи и работниками - не оформлялись юридическим документом. Иными словами, они не были договорные. То были отношения господства и подчинения. Напротив, хрематические отношения, в отличие от экономических, строились на договорной основе вне отдельной семьи. То были формальные товарно-денежные отношения между юридическими и физическими лицами в рамках общества, а не внутри отдельной семьи.

 

Формы государства

В зависимости от целей, которые  ставят перед собой правители  государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные  устройства:

Правильный строй —  строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй —  строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая  власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — соблюдает  выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится  в руках людей богатых и  благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства  Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

«Отклонение от монархии даёт тиранию,

отклонение от аристократии — олигархию,

отклонение от политии — демократию.

отклонение от демократии — охлократию.»

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное  неравенство. По Аристотелю, олигархия  и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что  имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

При любом государственном  строе общим правилом должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможность чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать  за правящими лицами, чтобы они  не превращали государственную должность  в источник личного обогащения.

Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления  к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не  может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки  праву: стремление же к насильственному  подчинению, конечно противоречит идее права».

Главное в государстве  — гражданин, то есть тот, кто участвует  в суде и управлении, несёт военную  службу и выполняет жреческие  функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть  населения.

Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции»  — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).

ристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в  условиях политической системы, так  как «человек по природе своей  существо политическое». Чтобы правильно  устроить общественную жизнь, людям  необходима политика.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

Политика представляет собой  искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать  гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.

Информация о работе Политика и этика Аристотеля