Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:10, реферат
Основные идеи прагматизма сложились у Пирса к началу 70-х годов и были сформулированы им в двух статьях - "Закрепление верования" и "Как сделать наши идеи ясными".
Исторически прагматистская доктрина выросла из полемики Пирса против рационализма Декарта, в частности, трех его основополагающих принципов: методологического сомнения, интуиции и критерия ясности и отчетливости идей.
Прагматизм и философская герменевтика
1). Родоначальником прагматизма считается
видный американский философ Чарлз Сандерс
ПИРС (1839-1914).
Основные идеи прагматизма сложились
у Пирса к началу 70-х годов и были сформулированы
им в двух статьях - "Закрепление верования"
и "Как сделать наши идеи ясными".
Исторически прагматистская доктрина
выросла из полемики Пирса против рационализма
Декарта, в частности, трех его основополагающих
принципов: методологического сомнения,
интуиции и критерия ясности и отчетливости
идей.
Во вступительной статье к книге "Классики
американской философии" говорится:
"Наш классический период начался с
сознательного отказа со стороны Пирса
от Декарта и всех его наследников... Жесткая
критика Декарта... стала с тех пор постоянной
темой американской философии".
Предпосылку и основание прагматистской
доктрины составляет теория сомнения-веры.
Эта теория опирается на концепцию познания
и мышления, по которой
В теории сомнения-веры Пирса
на первый план выступает психологически-
Суть этой теории можно кратко представить
так: человек, живя в мире и вынужденный действовать в нем, вырабатывает
различные типы действий или привычки
действовать, соответствующие различным
обстоятельствам. Эти привычки, заменяющие
человеку животные инстинкты и по крайней
мере частично вырастающие из них, будучи
осознанными, образуют то, что Пирс называет
верой или верованием.
Иными словами, вера - это готовность действовать
определенным образом.
Если две разные идеи (верования) вызывают
одни и те же действия, одно и то же поведение,
то с точки зрения Пирса, никакой разницы
между ними нет, это одна и та же идея (верование),
только выраженная разными словами.
Взятая в психологическом плане, вера
представляет собой покойное, удовлетворенное
состояние ума. Однако состояние веры
может нарушится и сменится состоянием
сомнения, равнозначным приостановке
действия.
В противоположность вере сомнение - это
беспокойное и неприятное состояние.
Усилие, направленное на преодоление
сомнения и достижение веры, Пирс называет
исследованием, нередко отождествляя
его с процессом мышления.
Итак, основа всей теории сомнения-веры
- утверждение о том, что единственная
цель исследования или мышления состоит
в устранении сомнения и достижении верования.
Основное положение прагматизма таково:
вопрос об истинности или ложности (в их
традиционном понимании) идеи верования
или мнения снимается и заменяется вопросом
об их способности преодолевать сомнение.
Пирс пишет об этом так: " Мы можем вообразить,
что этого нам недостаточно, и что мы стремимся
не просто к мнению, но к истинному мнению.
Но подвергните эту фантазию испытанию,
и она окажется беспочвенной. Ибо стоит
только достигнуть твердого верования,
как мы будем полностью удовлетворены,
независимо от того, будет ли верование
истинным или ложным... Самое большее, что
можно утверждать, - это то, что мы ищем
такое верование, о котором мы думали бы,
что оно истинно. Но мы думаем, что каждое
наше верование истинно, и право же, утверждение
это есть лишь тавтология".
Пирс выделяет 4 способа достижения и
закрепления верования:
Метод упорства, следуя которому
человек упрямо держится своих
излюбленных взглядов, отвергая
любую их критику и не обращая
внимания на их отношение к
фактам - этот метод, возможно, наилучшим образом соответствует теории
сомнения-веры.
Его единственный недостаток Пирс видит
в том, что этот метод трудно применить
на практике, поскольку человек - социальное
существо, и когда его мнения придут в
соприкосновение с отличающимися мнениями
других, ему будет трудно сохранить незыблемость
своих верований.
Отсюда - "проблема состоит в том, как
закрепить веру не только в индивидууме,
но и в сообществе".
Методом авторитета нередко в истории
закреплялись в сообществе определенные
верования. Какая-то могущественная организация,
государство или церковь, предписывает
людям совокупность обязательных для
них верований, наказывая инакомыслящих.
Поскольку этот метод эффективен, поскольку
он обеспечивает устойчивость верования,
прагматизм утверждает: "метод авторитета
всегда будет управлять массой человечества".
Методом априори, по Пирсу, всегда пользовались
метафизики, пытавшиеся представить системы
своих верований как согласные с разумом.
В действительности же эти системы выражали
лишь излюбленные, но произвольные взгляды
их создателей, так что априорный метод
на деле мало чем отличался от метода упорства.
Метод науки Пирс описывает следующим
образом:
"Его основная гипотеза... такова: имеются
реальные вещи, свойства которых совершенно
не зависят от наших мнений о них; эти реальности
воздействуют на наши чувства в соответствии
с постоянными законами и, хотя наши ощущения
так же различны, как различны наши отношения
к объектам,.. мы можем с помощью рассуждения
установить, каковы вещи в действительности
и по истине; каждый человек при достаточном
опыте и размышлении будет приведен к
одному и тому же истинному заключению".
Метод науки оказывается включенным Пирсом
в теорию сомнения-веры в качестве одного
из возможных способов закрепления веры.
Интерпретируя метод науки, Пирс приходит
к заключению, что высшей степени ясности
идеи можно достигнуть, лишь указав на
ее значение.
Пирс определяет значение понятия, рассматривая
его вне отношения к объекту. Для него
характерно сведение значения к совокупности
практических последствий.
Он следующим образом формулирует принцип,
который получил название "принципа
Пирса": "Рассмотрите, каковы практические
следствия, которые, как мы считаем, могут
быть произведены объектом нашего понятия.
Понятие о всех этих следствиях есть полное
понятие объекта".
Пирс определяет прагматизм как "учение
о том, что каждое понятие есть понятие
о мыслимых практических последствиях".
Когда Пирс специально не рассматривает
вопрос о значении истины, он употребляет
это понятие в самом традиционном, аристотелевском
смысле как соответствие фактам, действительности.
Однако когда Пирс анализирует гносеологическую
природу истины, он отказывается от ее
аристотелевского понимания и дает другую
ее трактовку.
Определение истины в терминах сомнения
и веры означает, что истина отождествляется
с верованием, и если мы верим в какое-то
предложение, то вопрос о том, не ложно
ли оно, вообще лишается смысла.
Но известно, что наши верования нередко
подвергаются сомнению и изменяются. Как
и многие ученые и философы конца XIX - начала
XX веков, Пирс находился под сильнейшим
впечатлением того факта, что многие теории,
в течение долгого времени принимавшиеся
за абсолютную истину, оказались неточными
или просто ложными. Выяснилось, что даже
"Начала" Евклида далеки от абсолютной
строгости. Выхода из трудностей Пирс
искал в другой концепции истины.
Основная концепция истины, к которой
пришел Пирс, состояла в признании истины
тем устойчивым верованием, к которому
процесс научного исследования неизбежно
привел бы всех компетентных исследователей
соответствующей проблемы, при условии,
что процесс исследования продолжался
бы без конца. В этом смысле истина может
быть определена как "окончательное,
принудительное верование".
Но важно отметить, что Пирс в своих статьях
пользуется не одной, а несколькими концепциями
истины. Когда он не рассматривает специально
вопрос о значении истины, то употребляет
это понятие в смысле соответствия фактам.
Самое общее понимание истины в прагматизме
таково, что это то, во что мы верим. Пирс
вводит и другое определение, в котором
истинность - это успешность, полезность,
работоспособность идеи, мнения или верования.
Это определение было подхвачено другими
прагматистами и превратилось в основную
концепцию истины в прагматизме.
Пирса мучила парадоксальная ситуация,
заключающаяся в том, что хотя мы знаем
о возможной ошибочности наших суждений,
все же пока мы не имеем реальных оснований
усомниться в них, для нас они будут абсолютной
истиной.
Он искал решение этой проблемы в учении
о принципиальной погрешимости науки
и знания вообще - фаллибилизме.
Основной тезис этого учения Пирс формулирует
таким образом: "все наше знание плавает
в континууме недостоверности и неопределенности".
ДЖЕЙМС
Чарлз Пирс заложил основы прагматизма,
дав набросок его важнейших принципов.
Развить их в широкое мировоззрение,
в особое философское учение было
делом У.ДЖЕМСА, а затем иД.ДЬЮИ.
Возможности, содержащиеся в теории сомнения-веры
и в принципе Пирса, Джемс развил, применив
их прежде всего к религиозно-нравственным
проблемам, использовав для оформления
своеобразной философии, которая казалась
весьма созвучной умонастроению "среднего
американца" и произвела сильнейшее
воздействие не только на философское,
но и на религиозное и обыденное сознание
американского общества.
Его экскурсы в области политики и социологии
примечательны сами по себе, но носили
лишь спорадический характер. Идеи Джемса
достаточно далеки от традиционной гносеологической
и онтологической проблематики.
Религиозно-нравственные идеи составляют
"исток и тайну" философии Джемса.
Не поняв этой особенности мышления Джемса,
невозможно разобраться в его философии.
Джемс нигде не утверждает, что бог реально
существует. Но он настаивает на том, что
религиозное чувство, переживание, религиозный
опыт существуют и играют огромную роль
в жизни многих людей.
Поскольку, по Джемсу, вера в бога имеет
важнейшие последствия для человеческой
жизни, постольку мы должны считать ее
объект реальным. Джемс пишет, что "главнейший
интерес вопроса о существовании бога
заключается в возможных частных, касающихся
нас следствиях из его существования".
Еще одна цитата из Джемса: "Индивидуальность
покоится на чувстве тайны; темные, слепые
складки характера представляют единственные
в мире точки, где мы касаемся живой текучей
реальности, где непосредственно познаем,
что и как происходит. В сравнении с этим
миром живых индивидуальных чувств, мир
обобщенных объектов, созерцаеиый нашим
разумом, представляется нереальным и
безжизненным... В этом мире разума нет
третьего измерения, нет движения, нет
жизни".
Это высказывание показывает связь прагматизма
Джемса с философией жизни. Здесь Джемс
почти буквально повторяет, а частично
и предваряет, доводы Дильтея и Бергсона,
направленные против науки с ее объективными,
безличными и абстрактными объектами
в защиту чувства, переживания, внутреннего,
субъективного.
У Джемса человеческая личность с ее эмоциями,
интересами и целями в качестве истинной
реальности является единственным судьей
того, что происходит в мире, и высшим критерием
всех оценок; ее права приобретают абсолютный
характер.
Джемс убежден, что поскольку вера в бога
имеет жизненно важное значение, постольку
человек при отсутствии рациональных
оснований для веры может произвести свой
выбор в пользу веры на основе лишь эмоциональной
потребности простым актом своей воли.
"ВОЛЯ К ВЕРЕ" - к этому понятию обращается Джемс, говоря
о вере в бога, утверждая при этом, что
"я проповедую лишь право каждого предаваться
своей личной вере на собственный риск",
и что "мы имеем право верить на свой
собственный риск в любую гипотезу, которая
достаточно жива, чтобы повлиять на нашу
волю".
Джемс пытается привести и определенное
рациональное основание в пользу веры
в бога, указывая на выгодность такой веры.
В самом деле, если я верю в религиозную
гипотезу, а она окажется ложной, то я ничего
не потеряю и не буду в худшем положении,
чем атеист. Если же она окажется истинной,
то я буду в выигрыше, т.к. обеспечу себе
спасение. Какой же смысл, по Джемсу, из-за
неверия или сомнения "лишиться своего
единственного шанса остаться в выигрыше".
Джемс считает, что какова жизнь - это зависит
от нас самих, от нашей веры в возможности
ее улучшить. На один из "вечных" вопросов
"Стоит ли жить?" Джемс дает ответ
в духе "американского оптимизма":
"Жить стоит,.. раз жизнь с нравственной
точки зрения такова, какою мы создаем
ее, а мы твердо решились сделать ее в этом
отношении удачной".
Основная установка Джемса заключается
в том, чтобы любую проблему, сколь бы абстрактной
и метафизической она ни казалась, ставить
в непосредственное отношение к нуждам,
интересам и запросам отдельного человека,
и само решение ее искать в том прямом
влиянии, которое она может оказать на
человеческую жизнь.
"Вся задача философии, - пишет Джемс,
- должна была бы состоять в том, чтобы
указать, какая получится для меня и для
вас определенная разница в определенные
моменты нашей жизни, если бы была истинной
та или иная формула мира".
Джемс считает, что приписывать сознанию
чисто познавательные функции - это значит
занять совершенно антипсихологическую
позицию, которая для него неприемлема.
Джемс подчеркивает, что сознание во всех
его проявлениях есть прежде всего и по
преимуществу "избирательная активность".
От первоначальных элементарных ощущений
до высших форм абстрактного мышления
сознание осуществляет отбор того, что
нужно данному индивиду, что отвечает
его потребностям и целям.
Всякое реальное сознание, по Джемсу,
есть "борец за цели", "его познавательные
способности в основном служат этим целям
путем различения между фактами, способствующими
и не способствующими им".
ОПЫТ - основополагающее понятие философии
Джемса. "Опыт как целое, - пишет он, -
является самодовлеющим и не опирается
ни на что".
Опыт, по Джемсу, полностью совпадает
с реальностью, поскольку о ней можно говорить,
ибо нам случилось жить "в мире, в котором
опыт и реальность составляют одно и то
же".
Такое понимание опыта Джемсом близко
к его истолкованию в махизме.
Для Джемса ощущения - это не образ реальности,
а сама первичная реальность.
Вопрос об истинности или ложности ощущений
лишен для Джемса смысла, поскольку ощущения
для него - это не образ реальности, а сама
первичная реальность. С его точки зрения,
достаточно того, что мы вовлечены в чувственный
поток, что мы имеем ощущения, а сами по
себе "они ни истинны, ни ложны, они просто
суть".
Следует заметить, что "поток чувственного
опыта" понимается Джемсом чрезвычайно
широко, поскольку Джемс включает в него
не только собственно ощущения, но любые
переживания и состояния сознания вообще.
По Джемсу, окружающий нас мир сам по себе
абсолютно пластичен и податлив. Это мы
по своему произволу придаем ему всю ту
определенность, которой он обладает.
Поскольку в прагматизме Джемса все определенное
содержание действительности обусловлено
произволом личности или, вернее, отдельных
личностей, постольку структура мира оказывается
антропоморфной, иррациональной и плюралистической.
Больше того, говорить о структуре "столь
иррационального и насквозь плюралистического
мира" бессмысленно из-за его рыхлости,
пластичности и постоянной изменчивости.
В процессе "деланья реальности"
человек, согласно Джемсу и прагматизму
вообще, имеет дело не с объективным миром,
не с материальным предметом, но с миром
своего же собственного опыта, с потоком
сознания. Он преодолевает не сопротивление
предмета, но свои собственные затруднения,
нерешительность, сомнение и беспокойство.
Под субъектом практической деятельности
Джемс всегда имеет в виду лишь индивида,
преследующего свои личные цели.
Концепции мышления как целеполагающей
деятельности и реальности как потока
опыта или сознания образуют основу для
прагматистского понимания истины.
Об истине или истинности мы обычно говорим
применительно к идеям, теориям, суждениям,
высказываниям.
Идеи, теории, суждения, высказывания,
по Джемсу, должны иметь практические
последствия, в противном случае мы вообще
не стали бы принимать их во внимание.
Но лишь некоторые из них мы называем
истинными.
Джемс утверждает, что отличительная
особенность прагматизма состоит в том,
что для него "истина - это разновидность
благого, а не отличная, как это обыкновенно
думают, от благого и соподчиненная с ним
категория. Истинным называется все то,
что оказывается благим в области убеждений".
Поскольку полезные практические последствия
могут иметь место только в будущем, говорить
об истинности идеи до появления этих
последствий, с точки зрения Джемса, совершенно
бессмысленно.
Идея сама по себе просто есть, она ни
истинна и ни ложна. Она может стать истинной
лишь в процессе ее применения или использования,
в процессе ее проверки. В этом смысле
проверка выступает как фактор, не только
выявляющий, но и создающий истинность
идеи.
Объективная истина Джемсом решительно
отрицается. Это связано с тем, что для
Джемса началом и концом всего его философствования
остается индивид с его личным опытом.
Мысль рассматривается Джемсом как "моя
мысль", и истина для него всегда выступает
как "моя" или "чья-нибудь" истина.
Онтологического плюрализму радикального
эмпиризма соответствует гносеологический
плюрализм, плюрализм субъективных, личных
истин.
ДЬЮРИ
Из всех осноположников и представителей
прагматизма наиболее сильное непосредственное
воздействие на духовную жизнь США
оказал Джон ДЬЮИ. Он выдвинул и защищал особую разновидность
прагматизма - инструментализм, опираясь
на идеи Пирса и Джемса.
Хотя первые крупные прагматистские работы
Дьюи ("Исследования по логической теории"
- 1903; "Как мы мыслим" - 1910) были посвящены
проблемам логики и теории познания, и
хотя эти же проблемы рассмотрены им позже
("Очерки по экспериментальной логике"
- 1916; "Логика: теория исследования"
- 1938), все же главные интересы Дьюи неизменно
сосредоточены на социальной проблематике.
Логику Дьюи рассматривал как средство
анализа и разработки универсального
подхода к решению человеческих проблем.
Всю деятельность человека, включая и
духовную и особенно интеллектуальную,
Дьюи рассматривает как приспособительную
по самому своему существу.
Поскольку интеллектуальная деятельность
испокон веков рассматривалась как "познание",
а ее результаты как "знание" и "истина",
эти понятия продолжают употребляться
в прагматизме в связи с деятельностью
интеллекта.
Однако прагматизм исключает даже постановку
вопроса о познании и истине в их традиционном
смысле. Основоположники прагматизма
в отказе от прежнего значения "познания"
и "истины" усматривали суть и главную
задачу своего учения.
Согласно Дьюи, "функция интеллекта...
состоит не в том, чтобы копировать объекты
окружающего мира, в скорее в том, чтобы
устанавливать путь, каким могут быть
созданы в будущем наиболее эффективные
и выгодные отношения с этими объектами".
Так как различные виды, формы и типы деятельности
человека рассматриваются и оцениваются
с одной точки зрения - с точки зрения приспособления,
то все другие различия между ними оказываются
несущественными и могут не приниматься
во внимание.
Это приравнивание форм и типов человеческой
деятельности (в том числе мыслительной)
на общей базе приспособительного поведения
составляет основу универсального применения
важнейшего методологического принципа
инструментализма - принципа непрерывности.
Этот принцип отрицает какие-либо существенные
различия между теорией и практикой, идеальным
и материальным, ощущением и понятием,
наукой и искусством и т.д. и т.п. на основе
приравнивания форм и типов человеческой
деятельности на общей базе приспособительного
поведения.
Верование же, в свою очередь, определяется
как готовность действовать некоторым
определенным образом.
Отсюда следует, что универсальным средством
осуществления желательных изменений
в любой сфере общественной жизни является
изменение привычек, отказ от старых, уже
не оправдывающих себя привычек, и выработка
новых, более полезных и эффективных.
Поскольку универсальным средством осуществления
желательных изменений общественной жизни,
по Дьюи, является изменение привычек,
а оно может быть достигнуто путем воспитания
и обучения, постольку система народного
образования, школа, педагогика приобретают
значение решающего фактора общественного
прогресса.
Понятие "ОПЫТ" является центральным пунктом учения
как Джемса, так и Дьюи.
Но если Джемс определял опыт весьма абстрактно
как "поток сознания" или "поток
субъективной жизни", то Дьюи дает ему
более развернутую характеристику, в частности,
с помощью "принципа непрерывности".
Дьюи считает огромной ошибкой рассматривание
опыта как познания, а данных в нем объектов
как познаваемых или непознаваемых.
Опыт, заявляет Дьюи, отнюдь не сводится
к познавательному отношению. Напротив,
существует множество более первичных
способов отношения к вещам и обращения
с ними. Мы прежде всего обладаем вещами,
наслаждаемся ими, используем их или страдаем
от них. "Опыт означает прежде всего
не познание, но способы деланья и страдания".
Дьюи понимает опыт совсем не так, как,
скажем, Бэкон или Локк, для которых опыт
был способом познания.
Для Дьюи опыт - это повседневный обыденный
опыт людей, это мир чувств, переживаний
и активности человека, сфера его обычной
жизнедеятельности.
Дьюи отвергает саму постановку вопроса
о познании независимого от человека и
внешнего ему мира как лишенную смысла.
"Проблема, - пишет он, - как я, или ум,
или субъективный опыт, или сознание людей
может достигнуть знания внешнего мира,
является, конечно, бессмысленной проблемой".
Интеллекту и науке отводится роль вспомогательного
средства для достижения практических
целей. Их задача, по Дьюи, в том, чтобы
составлять планы на будущее и изыскивать
средства для их осуществления, в том,
чтобы наиболее эффективно решать "человеческие
проблемы".
Не следует думать, что Дьюи в своей трактовке
опыта ограничивается простым воспроизведением
ходячих представлений обыденного сознания.
То, что выходит из-под пера Дьюи, это не
сборники житейский поучений, а теоретическая
философия, которая использует обыденное
сознание как материал и ключ для решения
специфических философских проблем.
Важнейшей категорией, термином академической
философии является объективность мира.
В полном соответствии с прагматистской
максимой значение внешнего мира исчерпывается
его практическими последствиями. А эти
последствия - сопротивление нашим усилиям,
крушение наших надежд, необходимость
менять наши планы и изыскивать средства
для достижения целей...
Иначе говоря, признание внешнего мира,
независимой реальности сводится к признанию
элементов сопротивления и принудительности
в нашем опыте или в том мире, в котором
мы живем.
Дьюи против понятия о сверхестественном,
поскольку оно предполагало бы выход за
пределы опыта. По той же причине, вероятно,
он не идет на то, чтобы постулировать
существование бога.
В отличие от традиционных религий Дьюи
выдвигает понятие религиозного как черты,
присущей всему опыту. Оно связано прежде
всего с признанием "нашей зависимости
от сил, находящихся вне нашего контроля".
Как мы уже выяснили, проблемы, которые
больше всего волнуют Дьюи - это социальные
проблемы.
Дьюи с горечью констатирует не только
наличие, но и углубление разрыва между
фантастическими успехами естественными
наук и отставанием морали, упадком человеческих
ценностей и возрастающей некомпетентностью
в решении социальных проблем.
Дьюи полагает, что главная проблема современности
- установление правильного отношения
между достижениями науки и человеческими
ценностями. Он стремится распространить
те интеллектуальные методы, которые обусловили
успехи науки и техники, также и на социально-этическую
область, применить их к решению социальных
проблем. Отсюда и его интерес к проблемам
логического метода.
Дьюи считает, что вполне возможно распространить
методы решения естественнонаучных и
технических проблем на проблемы социальные.
Принцип непрерывности отрицает какие-либо
существенные различия в логическом отношении
между постановкой и решением естественнонаучных
и социальных проблем. Деятельность и
функция мышления и в том, и в другом случае
в принципе одинаковы. "Инструментальная"
логика или "теория исследования"
Дьюи и должна проанализировать природу
мышления (интеллекта) и его функционирование
и сформулировать общие правила его применения
к решению проблем.
Функция интеллекта, по Дьюи, заключается
в том, что он является инструментом регуляции
нашего поведения. В мире, где постоянно
происходят изменения, жизнь не может
всецело регулироваться посредством привычек,
традиций, обычаев. Мы должны обратиться
к более эффективному инструменту регуляции
поведения, каковым является интеллект.
Роль интеллекта, по Дьюи, состоит в том,
чтобы найти наиболее удачный способ справиться
с возникшей трудностью, преобразовать
неопределенную, проблематическую ситуацию
в определенную, решенную. Процесс этого
преобразования Дьюи называет исследованием.
Если при описании отдельных этапов исследования
и при разборе некоторых конкретных примеров
Дьюи фактически допускает не только возможность,
но и необходимость познания окружающей
нас среды, то как только он переходит
к принципиальной гносеологической характеристике
науки, мышления и т.д., то возможность
познания как описания какой-то независимой
реальности им категорически отрицается.
Если бы Дьюи, критикуя созерцательные
теории познания, подчеркивал лишь активный
характер познавательной деятельности,
то тогда его концепция не была бы прагматистской.
Суть прагматизма именно в противопоставлении
познания как отражения действительности
ее преобразованию.
В инструментализме Дьюи познание рассматривается
как вид делания или действия, направленного
на преобразование материала опыта, становится
"умением решать проблемы".
Основополагающий тезис Дьюи гласит,
что познание, наука первоначально не
имеют дело с какими-либо определенными
объектами, что объекты науки - это не начало
познания, а его результат.
Познание, по Дьюи, имеет дело вначале
с каким-то совершенно неопределенным
хаотическим материалом, который оно изменяет
и из которого постепенно формирует те
или иные объекты.
Дьюи отвергает не только материалистический
взгляд, согласно которому в опыте нам
"дана" объективная реальность, но
и позитивистскую теорию "чувственных
данных".
Согласно его концепции в познавательном
опыте нам вообще ничего не дано: ни каких-либо
данных, ни фактов. Поэтому не существует
никакого непосредственного знания.
Объект науки, по Дьюи, есть итог познания.
Но завершение исследования, по определению
Дьюи, есть знание или истина. Следовательно,
в инструментализме Дьюи, еще в большей
степени, чем в прагматизме Джемса, истина,
знание и реальность совпадают.
Дьюи охотно излагает свою концепцию
в терминах операционализма БРИДЖМЕНА.
Он утверждает, что "всякая идея, как
таковая, означает операцию, которая может
быть осуществлена, а не нечто в актуальном
существовании".
Соответственно этому инструменталистскому
взгляду, идеи и понятия должны оцениваться
не в зависимости от их соответствия объективной
реальности, но - как и в случае любых инструментов
- по их эффективности или пригодности
для решения проблемы, для создания новой,
более приемлемой для нас ситуации.
Иначе говоря в инструментализме Дьюи,
как и в прагматизме Джемса, истина определяется
как полезность или работоспособность
идеи.