Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:10, реферат
Основные идеи прагматизма сложились у Пирса к началу 70-х годов и были сформулированы им в двух статьях - "Закрепление верования" и "Как сделать наши идеи ясными".
Исторически прагматистская доктрина выросла из полемики Пирса против рационализма Декарта, в частности, трех его основополагающих принципов: методологического сомнения, интуиции и критерия ясности и отчетливости идей.
2). Теория понимания Ф. Шлейермахера
Ф. Шлейермахер— современник Гегеля, В.
Гумбольдта, один из основателей Берлинского
университета. В это время функционирует
известная немецкая романтическая школа,
организационно возникшая на базе кружка,
в который были вхожи Фр. Шлегель, В. Тик,
принимал в нем участие Фихте. Шлейермахер
являлся не просто слушателем этого кружка,
он был его вдохновителем, теоретическим
лидером. Вся немецкая романтика во многом
обязана Шлейермахеру. Он был активным
общественным деятелем своего времени,
крупнейшим богословом, философом и филологом.
Один из современников называл его “гением
жизни”. Он прославился как переводчик
на немецкий язык Платона. Естественно,
чтобы поднять переводческую деятельность
на соответствующий уровень и быть на
высоте богословских изысканий, Шлейермахер
невольно заинтересовался герменевтикой
и разработал ее в виде теоретической
системы.
В герменевтике Шлейермахера можно выделить
следующие моменты. Предметом герменевтики
Шлейермахер считает прежде всего тексты,
являющиеся памятниками. Что это значит?
Памятники — это тексты, которые от исследователя
отделяют большая временная, историческая,
культурная, языковая дистанции. Памятники
обычно принадлежат к далекой и чуждой
исследователю культуре. Существует множество
“барьеров”, которые препятствуют прямому
проникновению в смысл памятника. Поэтому
нужно уметь и переводить, и интерпретировать,
и комментировать, и многое другое. Устранять
“барьеры” для понимания, с точки зрения
Шлейермахера, и призвана герменевтика.
Она необходима там, где мы имеем дело
с ситуацией непонимания. Шлейермахер
определял герменевтику как искусство
понимания, а не искусство истолкования
понятого.
Принципы Шлейермахера, которые способствовали образованию новых направлений в герменевтике. Он выдвинул принцип, в соответствии с которым целью герменевтики является понимание текста и его автора лучше, чем сам автор понимал себя и свое собственное творение. Принцип “лучшего понимания”. Современный исследователь должен знать лучше мир автора и его текст. При выдвижении этого принципа Шлейермахер глубокого обоснования не давал, так как он не готовил свои тексты для публикации. Но он его высказал, и потом множество исследователей, в частности, В. Дильтей, Фр. Бласс, Г.-Г. Гадамер и многие другие его интерпретировали. Многие усматривают в этом принципе рациональное зерно, которое заключается в том, что человек, живущий в определенном обществе, многое в своей деятельности воспринимает бессознательно. Возьмем, к примеру, такую обыденную вещь, как пользование естественным языком. Механизмы владения родным языком у нас бессознательные. Конечно, когда-то в процессе воспитания в семье, в школе они осваивались сознательно, изучались фонетика, лексика, грамматика. Но пользование родным языком происходит, как правило, бессознательно. Мы совершенно свободно можем производить языковые выражения, а другие люди, их воспринимая, не испытывают затруднений в их понимании. Механизмы владения языком действуют в течение жизни у человека бессознательно. Исследователь же, будучи отделенным от мира автора многочисленными барьерами, не способствующими пониманию, поставлен в совершенно иные условия. Он не может бессознательно, например, пользоваться древним языком, он должен его освоить сознательно, равно как и многие другие моменты, которые были для автора бессознательными, для исследователя должны стать чисто рациональными, сознательными. Поэтому он может знать больше, чем автор, причем не только относительно языка, но и относительно культуры, традиций и многого другого, о чем человек в своей жизни даже не задумывается. Момент наличия бессознательного в творчестве автора привел к возникновению в XX в. новых направлений, например направления, соединившего в себе идеи герменевтики и психоанализа. Направление, между прочим, очень плодотворное, позволившее сформулировать и по своему доказать некоторые гипотезы, лучше сориентировать ученых в исследовании текстов.
Шлейермахер различал несколько способов
понимания, между которыми существует
тесное взаимодействие, они не могут мыслиться
в отрыве друг от друга. Понимание имеет
как бы две стороны: объективную и субъективную.
Каждая из них состоит из двух видов понимания:
исторического и дивинаторного. Таким
образом, образуются четыре способа истолкования
произведения: объективно исторический,
объективно дивинаторный, субъективно
исторический и субъективно дивинаторный.
Шлейермахер отмечает, что герменевтическое
искусство может быть развито не из условий,
когда понимание невозможно или нарушено,
хотя таковые и должны учитываться при
выработке исследовательской программы,
а из условий, обеспечивающих позитивное
решение проблемы. “Искусство (речь идет
о герменевтическом искусстве истолкования.
— В.К.) может развивать свои правила только
из позитивной формулы, которая есть историческая
и дивинаторная (пророческая), объективная
и субъективная реконструкция данной
речи”. Объективное понимание имеет своим
предметом речь как факт языка. Подход
к исследованию этой стороны произведения
осуществляется через знание языка. Успех
сопутствует тому, кто изучил язык так,
как говорили автор и его современники.
При объективно историческом понимании
стараются выяснить, “как речь выглядит
в общности языка”, а при объективно дивинаторном
исследуется, “как речь становится пунктом
развития языка”. Объективно историческое
и объективно дивинаторное понимание
составляют в совокупности грамматическую
интерпретацию. Субъективная сторона
понимания направлена на речь как факт
мышления, в центре здесь “инициатор речи”,
автор текста. Возможность субъективного
исследования обусловлена знанием внутренней
и внешней жизни автора произведения.
Субъективно историческое понимание исследует
проблему “как речь дана как факт души”,
а субъективно дивинаторное занимается
выяснением обстоятельств, как содержащиеся
в речи мысли возникают в говорящем и воздействуют
на него. Это понимание есть “вживание
в другого”, перевоплощение в автора,
оно в полной мере применимо только к “родственным
душам”, конгениальным личностям. Субъективно
историческое и субъективно дивинаторное
понимания вместе составляют то, что ранее
Шлейермахером было названо психологической
интерпретацией.
Все четыре способа понимания образуют
неразрывное единство, находятся в постоянном
взаимодействии. Интерпретатор исследует
текст и как языковое явление, и как человеческое
творение, учитывая исторически обусловленное
знание языка, условия жизни и быта автора,
своеобразие его личной судьбы, исторический
характер эпохи, особенности стиля и т.
п. Автор мог впитывать некоторые идеи
своего времени непосредственно в процессе
воспитания, в ходе некритического усвоения
существующих традиций. Восприятие некоторых
моментов, перевод их в личностный план
мог осуществляться неосознанно. Интерпретатор,
изучая эпоху автора, свойственный ей
язык, стилистические особенности истолковываемых
текстов, может знать больше автора и,
в частности, может освоить то, что осталось
неосознанным для автора текста. Поэтому
интерпретатор может понимать автора
и его творение значительно глубже, чем
сам автор понимал себя и свое произведение.
Такая установка на постижение истолковываемых
текстов и на роль понимания в ней получила
позже название романтической герменевтики.
Она основана на абсолютизации герменевтического
метода в процессе восприятия и интерпретации
текстов.
Следует несколько слов
сказать о самой технике
Много внимания Шлейермахер уделяет психологическому
истолкованию, так как оно прямо в тексте
произведения не дано, не лежит на поверхности.
До начала психологической интерпретации,
по мнению Шлейермахера, нужно обратить
внимание на то, “как были даны автору
предмет и язык и что можно знать о его
личной жизни”.[8] Имеются два метода психологического
истолкования: дивинаторный и компаративный.
Они не должны зависеть друг от друга,
при использовании одного метода нельзя
ссылаться на другой, но существенно важно
иное: результаты, полученные после применения
обоих методов, не должны противоречить
друг другу. Наоборот, их согласование
является критерием успешной психологической
интерпретации. Дивинаторный метод есть
метод непосредственного (интуитивно
постигаемого) поиска понимания индивидуального,
а компаративный метод имеет дело со всеобщим.
Он основывается на сравнении, сопоставлении
всеобщности понимающего (интерпретатора)
и всеобщности понимаемого (автора). “Задачей
психологического истолкования является
понимание каждого данного комплекса
мыслей как момента жизни определенных
людей”. И задача эта становится тем успешнее
выполнима, чем больше аналогия “между
способом комбинирования автора и истолкователя”.
Герменевтику Шлейермахера следует считать филологической дисциплиной, которая предоставляет средства для специального изучения специфических объектов (литературных памятников прошлых культур). Распространение ее методов на любые структуры, придание ей универсального характера и всеобщего методологического значения было бы философски неоправданным приемом. Герменевтика Шлейермахера не ставит проблемы, как произведение прошлого обретает новую жизнь в культуре, современной интерпретатору.
Герменевтический круг – особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером. Различные модификации герменевтического круга связаны с осознанием взаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания – с другой; для того чтобы нечто понять, его необходимо объяснить, и наоборот. В отчетливой форме – как круг «целого и части» – представлен в герменевтике 18–19 вв. (Ф.Шлейермахер, А.Бёк): для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Чтобы понять некоторый текст, надо понять отдельные предложения, но для понимания каждого предложения надо уже располагать пониманием тектста; чтобы понять предложение, надо понять отдельные слова, но для правильного понимания их смысла надо понимать предложение и т.д. Слово есть часть относительно предложения, предложение – часть относительно текста, текст – часть относительно творческого наследия данного автора, тексты данного автора – часть определенной жанровой совокупности и т.д. Шлейермахер, различавший «грамматическую» и «психологическую» интерпретации письменных документов, столкнулся со следующей модификацией герменевтического круга: текст есть фрагмент целостной душевной жизни некоторой личности, и понимание «части» и «целого» здесь также взаимно опосредовано. На другой аспект герменевтического круга обратил внимание В.Дильтей: понимание текста как «проявления жизни» творческого индивида возможно при условии понимания духовного мира соответствующей эпохи, что, в свою очередь, предполагает понимание оставленных этой эпохой «жизнепроявлений». В философии М.Хайдеггера герменевтический круг связывается не с формальными условиями понимания как метода познания, а с онтологическими его условиями как основного определения человеческого существования. Поскольку герменевтический круг выражает взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого самоистолкования, постольку задача герменевтики состоит не в том, чтобы выйти из герменевтического круга, а в том, чтобы в него войти. Герменевтический круг имеет, т.о., не методологический, а онтологический характер. В философской герменевтике Гадамера эта трактовка герменевтического круга развивается путем конкретизации хайдеггеровского учения о понимании. Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет одновременно и предмет понимания, и его основу: человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. С проблемой своего рода герменевтического круга сталкивается философия науки: факты, из которых строится теория, всегда концептуально нагружены, их отбор и интерпретация обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать.
ДИЛЬТЕЙ
В рамках западной философии
линию развития герменевтической проблематики
в направлении превращения ее
из конкретно-научной
Следует отметить, что Дильтей разделял
весь комплекс наук на науки о природе
и науки о духе. Указанные два класса наук
весьма относительно отличаются друг
от друга по предмету и специфике методов
исследования. Это обусловлено тем, что
мир природы и духовный мир тесно связаны
друг с другом. Природа является фактором,
условием и моментом деятельности человеческого
духа, жестко определяя жизнь человека.
И, в то же время, человек оказывает обратное
воздействие на природу, изменяя природный
мир и себя как часть этого мира. Специфику
всех методологических приемов в науках
о духе Дильтей усматривает в преимущественном
использовании интерпретационных методов
исследования. Дильтей был в числе тех,
кто утверждал, что для наук о природе
более характерны номотетические приемы
исследования, а науки о духе не могут
существовать без интерпретационных методик.
Но следует помнить, что соотношение между
методами наук о природе и наук о духе
Дильтей понимает весьма диалектично.
Так, выделяя три класса высказываний
в науках о духе, которые составляют соответственно
историческую, теоретическую и практическую
компоненты познавательного процесса
в этих науках, Дильтей пишет: “И взаимосвязь
между историческим, абстрактно-теоретическим
и практическим направлениями мысли пронизывает
науки о духе как общая им всем основная
черта. Понимание частного, индивидуального
служит в них ... конечной целью не в меньшей
мере, чем разработка абстрактных закономерностей”.
“Дихотомия” двух областей человеческого
познания ведет к признанию специфического
соотношения между их предметом и методами,
но все же Дильтей ясно видел, что разделение
их условно, оправдано только методологическими
соображениями и может быть осуществлено
только мысленно через определенную систему
абстракций и идеализаций. Реальная научная
практика не дает возможности последовательно
провести принцип дихотомии (существуют
области научного познания, которые являются
пограничными и не относятся однозначно
ни к одной из частей дихотомического
деления. В качестве примера сам Дильтей
называет общее языкознание). Для него
важно не загонять “науки о духе в теснину
обязательных абстрактных закономерностей
по аналогии с естествознанием”. Он стремится
поддерживать указанное методологическое
противостояние, позволяющее, по его мнению,
дать для наук о духе такие методы, которые
стали бы адекватными для обоснования
этого класса наук.
Концепцию логических форм интерпретации
Дильтей предваряет исследованием “проявлений
жизни” и форм понимания. “Под проявлением
жизни здесь я понимаю не только выражения,
которые что-то подразумевают или означают,
но и выражения, позволяющие нам понять
духовное, не претендуя на то, чтобы что-то
означать или быть определенным мнением.
Способ и результаты понимания различаются
в зависимости от типа проявлений жизни”.
Дильтей различает три типа проявлений
жизни. К первому относятся понятия, суждения
и умозаключения. “Будучи составными
частями науки, — пишет он, — они высвобождены
из переживания, в котором возникают, в
соответствии с присущей им логической
нормой всеобщности”. Они понимаются
всегда одинаково, не связаны со скрытыми
моментами душевной жизни, во всех контекстах
и при любых условиях подчиняются закону
тождества. Ко второму типу проявления
жизни Дильтей относит поступки. Это —
внешняя форма проявления жизни, так как,
будучи осуществлен, “поступок также
высвобождается из подосновы жизненной
связи. И без объяснения того, как в нем
соединены обстоятельства, цель, средства
и жизненная связь, поступок не позволяет
дать всестороннее определение внутренней
жизни, из которой он возник”. И наконец,
третьим типом проявления жизни является
выражение переживания. Оно непосредственно
связано с глубинами душевной жизни. На
художественном выражении основаны литература,
живопись и другие виды искусства
В более поздних работах Дильтей пересматривает
свое отношение к интроспекции. Он считает
ее неадекватным методом исследования.
Дильтей увеличивает возможности применения
герменевтики за счет расширения области
ее приложения: она теперь используется
для постижения любых “жизненных проявлений”,
а не только для изучения культуры прошлого.
Расширение области действия герменевтики
намечало своеобразный подход к построению
методологии гуманитарных наук.
За основу новой методологии, способной,
как казалось Дильтею, преодолеть узость
и недостатки психологического обоснования
наук о духе, он берет герменевтику, понимаемую
двояким образом: и как искусство интерпретации,
и как теорию такого искусства. Герменевтика
давала возможность преодолеть недостатки
психологического подхода, намечался
своеобразный выход герменевтики в философские
сферы.
Герменевтика предназначалась Дильтеем
для снятия упреков, которые неизбежно
следовали при ориентации на психологическое
обоснование наук о духе, для построения,
как ему казалось, адекватной методологии
гуманитарных наук. Дильтей считал герменевтику
теорией герменевтического метода в широком
смысле и в узком смысле техникой интерпретации,
представляющей средства практического
искусства истолкования. В герменевтике,
полагал Дильтей, он преодолел субъективизм
и релятивизм, связанные с психологическим
познанием. Как философская наука, герменевтика
стала у него теорией познания общественно-исторической
действительности, а как исследование
процедуры понимания она стала логикой
наук, исследующих историю и культуру.
Такая трактовка ее находилась в полном
соответствии с задачей, поставленной
Дильтеем еще во “Введении в науки о духе”:
«Помочь выявиться истинной природе наук
о духе и тем способствовать разбиванию
оков, в которых держат молодых “сестер”
“сестры” старшие и более сильные с тех
пор, как Декарт, Спиноза и Гоббс перенесли
на эти отстающие науки свои методы, развитые
на основе математики и естествознания».
Понимание духовной жизни общества является
действительной задачей, актуальность
которой ощущалась еще современниками
Дильтея. Острота постановки этой проблемы
не снимается и в настоящее время. Задача
Дильтеем была поставлена правильно. Определить
основания гуманитарных наук, выявить
их специфику, ответить на вопрос об их
природе — проблемы, не утратившие своего
значения и для современных исследователей.
Но Дильтей принципиально не мог объяснить
диалектику духовной жизни общества и
материальных условий, ее созидающих и
являющихся ее жизненным фоном. Неадекватность
методологической установки Дильтея ясно
осознавалась многими представителями
герменевтической философии. Так, в частности,
один из “духовных отцов” современной
герменевтики Г.-Г. Автовоспоминания и
автобиографии — исходные пункты Дильтея
— не являются предпосылками и недостаточны
в качестве базиса для герменевтической
проблемы.
3). ГЕРМЕНЕВТИКА ФИЛОСОФСКАЯ – направление западной, преимущественно немецкоязычной, философии. У истоков этого течения (называемого также герменевтической философией) лежит «Бытие и время» М.Хайдеггера, а также ряд его работ 1950-х гг.; концептуальное же развертывание философская герменевтика получила в работе Х.-Г. Гадамера «Истина и метод».
Согласно подходу Хайдеггера, развитому в «Бытии и времени», феномен понимания следует рассматривать не в теоретико-познавательной, а в онтологической плоскости. Человеческое бытие (Dasein) есть с самого начала бытие понимающее. Именно благодаря изначально присущему Dasein пониманию бытия в принципе возможно додискурсивное «раскрытие» мира. Анализ процесса этого раскрытия Хайдеггер называет «герменевтикой фактичности». Задача такой герменевтики – истолкование изначально заложенного в человеческом бытии понимания бытия (Seinsverständnis). Стремясь в поздний период своего творчества (со 2-й пол. 1930-х гт.) освободить «фундаментальную онтологию» от экзистенциалистских обертонов, Хайдеггер ведет речь о понимании не в связи с человеческим бытием, а в связи с «историей бытия», раскрытием которой является язык. Герменевтическая работа должна состоять в том, чтобы способствовать этому раскрытию.
Герменевтика, т.о., есть собственно философия. Эти хайдеггеровские мысли, равно как и основоположения его «фундаментальной онтологии», нашли развитие в трудах Гадамера. Последний разрабатывает философскую герменевтику Хайдеггера применительно к традиции герменевтики как теории интерпретации текстов. Для него, как и для Хайдеггера, понимание есть форма первичной данности мира человеку. Оно не просто лежит в основе нашего отношения к тем или иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Человеческое бытие как бытие-в-мире изначально находится в ситуации понимания. Истолкование последней и составляет подлинную задачу герменевтики. Тем самым истолкованию (интерпретации) придается особый статус: в ходе истолкования дело идет не только – и не столько – о тех или иных объективациях культуры, сколько о нас самих. Это положение не следует трактовать как декларацию субъективизма. Высшая цель философской герменевтики – с серьезностью отнестись к заключенному в тексте содержанию, дать ему сообщить то, что он имеет сообщить, а смысл этого сообщения не сводить ни к замыслу автора, ни к субъективным потребностям читателя. Переориентируя истолкование с психологической реконструкции на внеположную субъективности «предметность» (Sachlichkeit), Гадамер демонстрирует верность своего подхода требованию феноменологии вернуться к «самим вещам», гуссерлевскому «zur Sache selbst!».
Размышлениями позднего Хайдеггера о языке инспирирована выдвигаемая Гадамером философия языка, нашумевший тезис которой гласит: «Бытие, которое может быть понято, есть язык». Именно благодаря языку традиция существует как живой континуум. В медиуме языка становится возможным то, что Гадамер называет «исторически-действенным сознанием»: понимаемое нами произведение, сколь бы исторически далеким от нас оно ни было, вступает с нами в диалог и тем самым оказывается частью «события традиции» (равным образом частью этого события является и наша интерпретация).