Прагматизм и философская герменевтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:10, реферат

Краткое описание

Основные идеи прагматизма сложились у Пирса к началу 70-х годов и были сформулированы им в двух статьях - "Закрепление верования" и "Как сделать наши идеи ясными".
Исторически прагматистская доктрина выросла из полемики Пирса против рационализма Декарта, в частности, трех его основополагающих принципов: методологического сомнения, интуиции и критерия ясности и отчетливости идей.

Вложенные файлы: 1 файл

Прагматизм и философская герменевтика.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

ИРОНИК

В своих работах Рорти  стремится к синтезу прагматизма, социального утопизма и либеральной  традиции. Под либеральной утопией Рорти имеет в виду обычное понятие равенства возможностей, то есть идею общества, в котором единственным оправданием неравенств служит то, что было бы еще хуже, если бы их не существовало. Если рассуждать об обществе в терминах либеральной утопии и равенства возможностей и не искать поддержки в таких философских доктринах, как законы истории, упадок западной цивилизации, век нигилизма, то это будет рассуждение с позиции, которую Рорти называет иронической. Герой плюралистического неопрагматизма - либеральный ироник - это тот, для которого либеральная утопия не выражает сущности человеческой природы, конца истории или воли Бога. Для него это просто наилучшее выражение той цели, к которой стремятся люди. В этом контексте ирония означает нечто, близкое к антифундаментализму. Ирония, о которой говорит Рорти, просто определенная позиция, способ само восприятия, форма жизни.

Главной характеристикой  «эстетической жизни», с точки  зрения Рорти, является ее радикальная  новизна. Те «исключительные индивиды», которые пытаются превратить свою жизнь в произведение искусства, стремятся к уникальности; они не могут позволить, чтобы их жизнь была «копией или репликой» или даже «элегантной вариацией на темы уже существующих творений».

Такими фигурами – «мастерами» эстетической жизни – для Рорти яв-В поисках «эстетической жизни»: Р. Рорти и Р. Шустерман являются  «либеральный ироник»  и  «сильный поэт». Ироник  (как противоположность метафизику) для философии Рорти – ключевая фигура. Он характеризует стратегию жизнедеятельности,  базирующуюся на представлении Рорти о случайном характере человеческой культуры,  нравственного сознания и правил «языковых игр». Эстетическая жизнь ироника (или «любопытного интеллектуала») –  это движение, игра, непрестанное самоотрицание и самосовершенствование, это жизнь «бесконечного любопытства»; жизнь, которая тяготеет скорее к расширению своих собственных границ, чем к нахождению своего ядра, центра. Ироник испытывает «радикальные и непрекращающиеся» сомнения относительно любого  «словаря»,  который в настоящее время выбирается или рассматривается в качестве определяющего для самоописания и этической идентичности (Рорти называет его «конечным словарем»), и таким образом постоянно ищет новые и лучшие формы воплощения своего  «Я» Фигура «сильного поэта» также чрезвычайно важна для философской концепции Рорти, в которой истина связана не с познанием и осмыслением реальности, а совпадает с процедурой создания новых языков. Сильный поэт – это человек, который смог преуспеть в поисках своего собственного уникального «словаря», воплотив при этом социально значимые тенденции.  Создание собственного  «словаря» подчеркнуто индивидуалистично: строгий поэт стремится создать себя в качестве особенной, уникальной личности, постоянно ведомый «страхом увидеть себя только копией или репликой»; не находя в реальности нужных слов и метафор,   он в своем «словаре» воспроизводит свой собственный мир.

 


Информация о работе Прагматизм и философская герменевтика