Предмет и специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

Философское знание является достоянием духовной культуры человеческой цивилизации, выступая в качестве фундамента знания эпохи (Древность), либо оказывая явное (Новое время) или неявное (XX век) влияние на другие формы человеческого знания и деятельности. Поэтому действительного понимания роли философии в обществе можно достичь лишь в результате уяснения истории развития философского знания в различные эпохи, его связей с другими формами духовной культуры.
Уникальность философии в том, что в ней (и только в ней) оба эти способа человеческой жизнеориентации – научно-теоретической и ценностной, духовно-практической – объединены. Это проявляется и в специфике философского знания, которое имеет две составляющие – научную и ценностную – и в своеобразии проблем, исследуемых в философии. Философские проблемы – это мировоззренческие вопросы, ответ на которые философ ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания...5

2. Основные вопросы философии………………………………………………...9

3. Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философов………………………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия контольная Амосова А.А..doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени  М.В. Ломоносова»

 

 
 

Кафедра Философии, Истории и Права

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Амосова Анна Анатольевна

 
 

(фамилия, имя, отчество  студента)

 
     
 

Институт

ЗФЭИ

курс

1

группа

62 поток

   
     
 

080100.62 - ЭКОНОМИКА

(код и наименование  направления подготовки/специальности)


 
     
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

ФИЛОСОФИЯ

 
     
 

На тему

Тема 1.

Предмет и специфика  философского знания

 
   

(наименование темы)

 
 

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
 

 

Работа допущена к защите

       
     

(подпись руководителя)

 

(дата)

 
                 
                 
                 
 

Признать, что работа

     
 

выполнена и защищена с оценкой

     
         
         
 

Руководитель 

Доцент кафедры философии, истории и права, кандидат философских наук

     

Шубина Полина Владимировна

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 
               
     

(дата)

         
     

 

         
 

Архангельск 2013

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………3

 

1. Предмет философии.  Основные элементы системы философского знания...5

 

2. Основные вопросы  философии………………………………………………...9

 

3. Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философов………………………………………………………………………………12

 

Заключение………………………………………………………………………..22

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философское знание является достоянием духовной культуры человеческой цивилизации, выступая в качестве фундамента знания эпохи (Древность), либо оказывая явное (Новое время) или неявное (XX век) влияние на другие формы человеческого знания и деятельности. Поэтому действительного понимания роли философии в обществе можно достичь лишь в результате уяснения истории развития философского знания в различные эпохи, его связей с другими формами духовной культуры.

Уникальность философии в том, что в ней (и только в ней) оба  эти способа человеческой жизнеориентации  – научно-теоретической  и ценностной, духовно-практической – объединены. Это проявляется и в специфике  философского знания, которое имеет  две составляющие – научную и ценностную – и в своеобразии проблем, исследуемых в философии. Философские проблемы – это мировоззренческие вопросы, ответ на которые философ ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.

Корни философии скрыты в глубине  тысячелетий. Зачатки философского мышления находятся в индийских  Ведах (25-20 вв. до н. э.), в древнекитайской  философии( 18-12 вв. до н. э.); в античной философии (в 6 в. до н. э.) философия форма  духовный активность человек. Историю западной философии ведут от античности. Она делится на периоды раннехристианской философии, философии средних веков, Возрождения, Нового времени. Затем выделяют период немецкой классической философии (XVIII -XIX вв.), обогатившей философскую мысль построением философских систем, период неклассической философии XIX с переходом к современности.

Термин «философия» с греческого языка означает «любовь к мудрости» (греч. цйлЭщ -- люблю, упцЯб -- мудрость). По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (500-580 гг. до н. э.), слово «философы» у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» - у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин философия впервые употребляет Платон. Первоначально термином философия обозначали стремление к знанию вообще. Предметом философии могло стать все: быт и бытие, познание, этические нормы и правила и пр. Постепенно из философии стали выделяться отдельные частные сферы знания, на основе которых зарождались науки. Тогда философия стала пониматься как система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. А предметом философии стало всеобщее в системе «человек-мир», всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Предмет философии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она формировала, но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы. Николай Бердяев в свою очередь писал: «Если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения: Философия является частью жизни и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинах философского познания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания.

 Термин “Философия” происходит из древнегреческого языка и обозначает любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. “Философос”- это человек, стремящийся к мудрости, к пониманию сути вещей. Философия возникла в древности, в первых классовых обществах древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире - в древней Греции и древнем Риме.

    Предмет философии  не оставался неизменным. Он изменялся  по мере накопления знаний  о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была нерасчлененная система знаний, так называемая «натурфилософия», а первые философы были натурфилософами, т.е. и философами и естествоиспытателями одновременно.

      По мере  накопления знаний о мире происходил процесс их дифференциации (от франц. и от лат. – разность, различие, т.е. разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени), выделения в самостоятельные отрасли исследования. Процесс дифференциации наук не означал, что исчезли специфические проблемы, которыми занималась философия. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Философия как самостоятельная отрасль знания сформировалась из потребности выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из фундаментальной потребности самоопределения человека в мире.

       Предметом  философии является ВСЕОБЩЕЕ  в системе «мир - человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Предмет философии отличен от предмета частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия.

       Философия  - это знание о мире и об  отношении человека к этому  миру. На всеобщее в системе  "мир - человек", составляющее  предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности человека), не бывает. Философские проблемы, непосредственно связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер и, более того, зачастую предлагаются "вечные и неизменные" решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и "вечные" философские проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека. Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом. В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики. Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

      Первая  классификация, систематизация философских  знаний была произведена в Академии Платона и школе стоиков. Философия была разделена здесь на три части – физику, этику и логику. В средние века философский факультет назывался также “артистическим” (от art – искусство) или факультетом “семи свободных искусств”, которые входили в средневековую “философию”: грамматика, риторика, диалектика (“тривиум”), арифметика, геометрия, астрономия, музыкальная гармония (“квадривиум”). Современному значению слова “философия” в основном соответствовала та часть средневековой науки, которая называлась “диалектикой” (логика и теория познания Аристотеля).

      Вольф  разделил философию, следуя античной  традиции, прежде всего на три  части – логику, теоретическую  философию и практическую философию.  Структура философии с течением  времени изменялась. Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

      В структуре  философского знания вначале  выделились такие философские  дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

• онтология - учение о  бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах  и закономерностях существования;

• гносеология - философское  учение о познании, исследует природу и сущность познания в целом, познавательные возможности человека, всеобщие предпосылки и границы человеческого познания, виды и формы познавательной деятельности, уровни и ступени процесса познания, выявляя при этом определяющие условия его достоверности и истинности.

• аксиология - философское  учение о ценностях, выявляет природу  и сущность ценностей, специфику  ценностного восприятия мира, систему  и структуру мира ценностей, их виды, уровни и формы, а также их взаимосвязь  с общественной практикой и межличностными отношениями.

• праксиология - философское  учение о целеполагании и действенности  человека. Изучает исходные основы, природу и сущность, специфику  и направленность человеческой деятельности в общественной среде, её активно–преобразовательный характер, виды и формы общественной практики.

• антропология - философское  учение о человеке;

• социальная философия - раздел философии, описывающий специфические  особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

       Особым  разделом в философии, проблематика  которого входит как в общетеоретическую  (систематическую философию), так  и в социальную философию, является  философия науки. Социальная философия  включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксиологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные  вопросы философии

 

Для понимания специфики  философии большое значение имеет  понимание ее "основного вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282. . Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая доминанта философии как "жизненного разума". Основной вопрос философии раскрывает смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы - "быть или не быть". Различные формы ответа на основной вопрос, различные аспекты его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций. "Философы, - пишет Ф. Энгельс, - разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма" Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283. По характеру решения вопроса о связи материи и духа "по происхождению" философские концепции обычно разделяют на материалистические и идеалистические. Идеализм (от греч. idea - идея) - учение, признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам термин введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XVIII в.. Образцом идеалистического направления в философии для Лейбница стал греческий философ Платон. Идеализм имеет две основные разновидности. Первая - объективный идеализм. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель) считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.

Информация о работе Предмет и специфика философского знания