Предмет и специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

Философское знание является достоянием духовной культуры человеческой цивилизации, выступая в качестве фундамента знания эпохи (Древность), либо оказывая явное (Новое время) или неявное (XX век) влияние на другие формы человеческого знания и деятельности. Поэтому действительного понимания роли философии в обществе можно достичь лишь в результате уяснения истории развития философского знания в различные эпохи, его связей с другими формами духовной культуры.
Уникальность философии в том, что в ней (и только в ней) оба эти способа человеческой жизнеориентации – научно-теоретической и ценностной, духовно-практической – объединены. Это проявляется и в специфике философского знания, которое имеет две составляющие – научную и ценностную – и в своеобразии проблем, исследуемых в философии. Философские проблемы – это мировоззренческие вопросы, ответ на которые философ ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания...5

2. Основные вопросы философии………………………………………………...9

3. Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философов………………………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия контольная Амосова А.А..doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Материализм также имеет  различные формы. Термин "материализм" (от лат. materialis - вещественный) также  введен Г.Лейбницем. Для Лейбница наиболее ярким выражением первой формы материализма, наивного материализма, был античный атомизм. Существует так называемый "механистический" материализм, основное свойство материи усматривающий в протяженности (П. Гольбах, Ж. Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе, материализм естественнонаучный, обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалектический (марксизм)-они признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Философов, признающих существование двух самостоятельных субстанций (первооснов), называют дуалистами (от лат. dualis - двойственный).

Данная классификация  достаточно упрощена, однако позволяет  выделить общие тенденции в развитии философии. Так появился термин "натурализм" (от лат. naturalis - созданный природой). Натурализм в основном совпадает с материализмом. В то же время натурализмом называют концепцию Б.Спинозы, растворявшего Бога в природе. Такая концепция получила название "пантеизм" (от греч. pan - все и Teas - Бог). Существует также такое направление, как деизм (от лат. deus - Бог), представители которого (Дж. Толанд, Вольтер) признавали внеприродное начало Бога, но сводили его роль в мире к минимуму. Достаточно противоречивую историю имеют такие направления философской мысли, как диалектика и метафизика. Термин "метафизика" возник случайно. Первый издатель сочинений Аристотеля, Андроник Родосский, расположил то сочинение, в котором рассматриваются первоначала бытия, недоступные чувствам и раскрывающиеся только умозрению, после "Физики". Отсюда и происхождение термина - "то, что идет после физики". Гегель и философия марксизма внесли новый оттенок в понимание метафизики. Для них метафизика означала отсутствие динамизма в первоначалах, непризнание внутренней противоречивости всего существующего. Диалектика (от греч. искусство ведения беседы, спора) - термин, впервые использованный Сократом для обозначения искусства ведения спора с целью достижения истины путем противоборства мнений. Гегель, а вслед за ним марксисты стали рассматривать диалектику в качестве противоположности метафизики. Диалектика в этом смысле - учение о внутренней связи движения, развития с первоосновой мира.

В зависимости от решения вопроса  о познаваемости мира философы делятся  на агностиков, считающих, что мир непознаваем, и мыслителей, признающих познаваемость мира. Среди последних, можно выделить сторонников рационализма (от лат. rationalis - разумный), для которых ведущая роль разума в познании и его независимость от наших чувств не подлежат сомнению (Р.Декарт, И.Кант), и сенсуализма (sensus - чувство), считающего, что чувственное познание - основной способ познания мира. Исходя их всего этого, невозможно построить линейную схему классификации всех философских направлений, она носит многомерный характер. Современная философия, после переворота, совершенного в философии И.Кантом, стала более осмотрительной. Она говорит лишь о взаимоотношениях субъекта и объекта в рамках человеческого мира, она не пытается заглянуть в область запредельного, не пытается ответить на вопрос, что является абсолютной первоосновой мира. Основной вопрос философии, также как и сама философия, эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира. Вопрос об отношении материи и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различения основных философских направлений.

 

 

 

 

 

 

 

3. Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философов.

Основные направления и школы  в философии. Восточная философия  Первые философские учения возникли в VI в. до н.э. в трёх центрах древней  цивилизации - Древней Греции, Индии  и Китае. Здесь сложились общества разного типа, и различия между ними вызвали в жизни проблему “Запад - Восток”. Различие обществ выразилось и в несходстве духовной жизни. Поэтому всю совокупность философских учений, созданных за две с половиной тысячи лет, принято разделять на две большие группы: западную и восточную философию. Западной философией - это философские учения, возникшие в Европе, начиная с Древней Греции, и распространившиеся в эпоху колониальной европейской экспансии на остальные регионы Земли. Под восточной философией имеются в виду философские учения, возникшие в Древней Индии и Древнем Китае и развивавшиеся до XIX в.  О начальном периоде философии в Индии можно судить по древнейшему памятнику письменности - Ведам. Первый и важнейший философский вопрос был поставлен в первой, древнейшей “Веде. Он спрашивает о начале (причине или основании) того, что существует, о начале всего, всех вещей, и это начало всего усматривается в одном: всё бесконечное множество вещей и событий мира возникло из единого (т. е. немножественного). Особенность китайской философской традиции состоит в том, что китайских мыслителей интересовал вопрос об истинном правлении, о том, как должно быть устроено государство. Человек рассматривался прежде всего как подданный “сына неба”, императора, как член общества и семьи, имеющий многочисленные обязанности перед предками, перед старшими или младшими по возрасту и положению в обществе. Всякое знание в конечном счёте должно служить нравственному совершенствованию человека как члена общества.  Классический период китайской философии начинается с возникновения в середине первого тысячелетия до н.э. двух главных школ всей китайской философской традиции - конфуцианства (жу-цзя) и даосизма (дао-цзя). Господствующим течением на протяжении многих веков было конфуцианство.

 Основоположник конфуцианства Кун-цзы, “учитель Кун”, считал себя хранителем и продолжателем древнейших традиций. Размышления Конфуция обращены к повседневной житейской практике, к обыденному, повседневному течению жизни: именно в ней и осуществляется высшее назначение человека. Смысл жизни человека заключается именно в поддержании правильных повседневных отношений с Небом, с предками, с властью, с окружающими людьми. Мудрость всегда находится рядом - это сполна прожитая жизнь, в согласии с самим собой и людьми. Учение Конфуция говорит о том, что нет ничего важнее и труднее, чем просто “быть человеком”. То, что “проще” всего - семейные отношения, хозяйство, служба - даётся всего труднее. Подлинное величие человека заключается в его умении заниматься повседневными мелочами. В этом заключается суть учения конфуцианцев о “благородном человеке”, “гуманности” (человеколюбии) и “почтительности”. Благородный человек -кто на первое место ставит долг, и лишь на второе - пользу и выгоду.

Главные представители  классического периода в античной философии (вторая половина V в до н.э. - IV в. до н.э.) - Сократ, его ученик Платон и ученик Платона Аристотель. В это время центром греческой философии становятся Афины, где возникают первые философские школы - Академия Платона и Ликей Аристотеля.

Сократ - основоположник этики, а также диалектики. Главный  предмет всех бесед Сократа, описанных  Платоном и Ксенофонтом, - разумная жизнь, добродетель, благо человека.

Платон создал первый синтез всех предшествующих учений в  высокохудожественных диалогах, охватывающих все главные философские проблемы - вопросы о сущности бытия, о строении Космоса, о познании и пути достижения истины, о благе и добродетели, о правильном устройства государства. Платон - первый философ, сочинения которого дошли до настоящего времени полностью, создатель философского идеализма. Согласно Платону, истинно сущее бытие - не материя, не тела, но бестелесные и не воспринимаемые чувствами “идеи”, - вечные и неизменные. Всякая вещь в мире есть временное и несовершенное “воплощение”, слепок, отпечаток или отражение в материи какой-то идеи. Стремление всякой вещи в материи к реализации какой-то цели или к своему “благу” - Платон называет эросом. Эрос - это неудовлетворённость своим состоянием, страстное желание красоты, добра, истины, бессмертия и причастности божественному. Платон набросал также проект “идеального”, совершенного государства, которое может и должно быть мерилом оценки всякого существующего общественного строя. Учение Платона, соединившись позднее с христианством, заложило основу для всей последующей многовековой европейской традиции понимания идеального, духа и духовности человека. Диалоги Платона на протяжении многих веков были и остаются лучшим введением в философию.

Аристотель впервые  создал систему философии. Он впервые  отделил собственно философское  знание (метафизику) от частно-научного или конкретно-научного знания. Его трактат “Метафизика”, - одно из главных философских произведений во всей истории мировой философии. Аристотель отталкивается от платоновского учения об «идее» как общей сущности вещи. Однако он не соглашается с тем, что сущность вещи существует сама по себе вне самой вещи. Он помещает сущность вещи в саму отдельную, чувственно воспринимаемую вещь, и понимает эту сущность как деятельность, как “энергию”. Аристотель внёс выдающийся вклад в создание и развитие ряда конкретных наук (логики, психологии, риторики, эстетики, политики).

 Платонизм и аристотелизм  стали одними из самых влиятельных  направлений во всей последующей  истории западной философии.

Средневековая философия

Философия средневековых  феодальных обществ VI-XIV вв. характеризуется  своей неразрывной связью с христианством и исламом. Появление и распространение христианства в Римской империи в конце античности - это начало новой эпохи всемирной истории. Христианские представления о Боге, мире, человеке, жизни, истории коренным образом противоречили всем представлениям греков, римлян, античных “языческих” философов. Достигнутый в результате синтез античной философии, прежде всего учений Платона и Аристотеля, с библейской верой в личного Бога определил духовные основания современной западной цивилизации. Два крупнейших представителя этого периода олицетворяют две позиции отношения человека к Богу: для философа самосознания, платоника Августина Бог - в душе, богопознание есть нечто первое, непосредственное, внутреннее. Для крупнейшего систематика средневековья, аристотелика Фомы Аквинского, путь к познанию Бога ведёт через познание внешнего мира, его причин и оснований.

Средневековая европейская  философия - это христианская философия  по своей сути и по своим представителям, поэтому её основная тема - отношение религиозной веры и научно-философского знания, богословия и философии. Священное Писание (Библия) как откровение Бога человеку наделяется абсолютным авторитетом и рассматривается как абсолютная истина. Средневековая философия носит, таким образом, зависимый, несамостоятельный характер и утрачивает собственно философский характер. Первый период истории христианской философии: патристика (ок. II-VIII вв. после Р.Х.) характеризуется стремлением отцов церкви (patres) построить и обосновать христианское вероучение при помощи античной философии, а также защитить его от нападок нехристиан - язычников. Самый знаменитый представитель патристики - Августин Блаженный (Аврелий Августин). Его труды - один из важнейших источников средневекового философско-богословского мышления. Он систематизировал христианское мировоззрение как целое и заложил основы всей традиции христианской философии

Второй период в истории  средневековой философии( начало IX в.), называют схоластикой. “Схоласты” (от лат. schola - школа) -это те ученые, которые занимаются философией и наукой в их школьной форме, - прежде всего учителя (magister, doctor), которые преподавали в церковных и придворных школах, а позднее в первых европейских университетах. Книжная учёность, опора на церковную традицию, на абсолютно авторитетный священный текст (Библию), формальную логику, пренебрежение опытом и передача философских знаний в процессе обучения - характерные черты схоластики. Переломный период в истории средневековой философии - XI-XII вв. К этому времени окончательно оформился европейский феодализм. В XI в. произошло окончательное размежевание католической и православной церквей.

В VII в. возник ислам - третья мировая религия, образовался огромный арабский халифат, охвативший древние  центры культуры. В VIII-XII вв. многочисленные греческие рукописи были переведены на арабский язык. После того, как мусульманские учёные познакомились с греческой философией, слепая вера в Коран сменилась философским обсуждением основных богословских проблем - возник аль-калам. Последний выдающийся арабский аристотелик, Аверроэс знаменит своими обширными комментариями к сочинениям Аристотеля. Он стремился к синтезу аристотелевской философии и ислама, различая уровни и ступени понимания Корана. Аверроэс оказал значительное влияние на развитие европейского свободомыслия. Он был одним из главных идейных противников - Фомы Аквинского.

Фома Аквинский являлся  самым выдающимся систематиком средневековой  философии (XIII в.). Ему удалось наиболее полное и глубокое соединение аристотелизма с традицией христианского богословия. В конце XIX в. его учение было принято католической церковью в качестве непоколебимой основы всей христианской философии (неотомизм). Среди его многочисленных и обширных произведений следует назвать “Сумму против язычников” и “Сумму теологии”. В сочинениях Фомы достигает совершенства схоластическая форма, следующая форме диспута: тезисы; вопросы для их выяснения; различные решения и аргументы “за” и “против” каждого из них (pro et contra); собственное решение (истинное) и опровержение остальных (ложных).

Философия эпохи  Возрождения (Ренессанса)

Философия эпохи Возрождения - это учения эпохи перехода от феодального  к раннебуржуазному обществу, эпохи  зарождения европейского капитализма. Культура этого общества XV-XVI вв. также имеет переходный характер - религиозные ценности постепенно утрачивают своё господство и во многом уступают место мирским, светским. В городах появляется новая, светская интеллигенция - образованные люди, не связанные с церковью и университетом. Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Философия понемногу освобождается от её власти. Античное философское наследие восстанавливается- возрождаются забытые в Средние века античные философские школы. Заново переосмысливаются и учения Платона и Аристотеля - они освобождаются от схоластической оболочки. Впервые делаются попытки превзойти античность (самого - Аристотеля) и создать принципиально новое объяснение мира. Благодаря развитию ремесла и кругосветному мореплаванию появляется масса новых сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Эпоха Возрождения в философии начинается с появления кружков учёных людей, гуманистов, в которых развернулись активные поиски античных рукописей, их перевод, подражание им в целях воссоздания подлинной античности. Общепризнанный родоначальник гуманизма в Италии - Франческо Петрарка. В его творчестве видно заметное изменение языка культуры, новая шкалу ценностей, новое христианство. Гуманизм дал человеку широту взгляда, открытость к новым идеям, свободу выбора традиции.

Информация о работе Предмет и специфика философского знания