Предмет и специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

Философское знание является достоянием духовной культуры человеческой цивилизации, выступая в качестве фундамента знания эпохи (Древность), либо оказывая явное (Новое время) или неявное (XX век) влияние на другие формы человеческого знания и деятельности. Поэтому действительного понимания роли философии в обществе можно достичь лишь в результате уяснения истории развития философского знания в различные эпохи, его связей с другими формами духовной культуры.
Уникальность философии в том, что в ней (и только в ней) оба эти способа человеческой жизнеориентации – научно-теоретической и ценностной, духовно-практической – объединены. Это проявляется и в специфике философского знания, которое имеет две составляющие – научную и ценностную – и в своеобразии проблем, исследуемых в философии. Философские проблемы – это мировоззренческие вопросы, ответ на которые философ ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания...5

2. Основные вопросы философии………………………………………………...9

3. Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философов………………………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия контольная Амосова А.А..doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Новая философия 

Философия Нового времени - это философия эпохи раннебуржуазных  революций( XVII-XVIII вв.). Девиз Просвещения: имей смелость пользоваться собственным  умом. Его ведущие принципы - 1) автономия (самозаконность) и верховенство разума, 2) свобода, самостоятельность, самоопределение личности. Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции и авторитету (церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества должен быть разум. Власть церкви просветители хотели заменить властью науки. Развитие философии Нового времени начинается с постановки вопроса о необходимости создания совершенно нового метода научного познания. Два основоположника Новой философии - Р. Декарт и Ф. Бэкон - равно уверены в необходимости пересмотра всех накопленных ранее знаний о мире и построении всех наук заново.

Первое направление  можно назвать классическим рационализмом. Его представители утверждали возможность познания действительности из чистых принципов мышления, независимых от опыта и удостоверяемых интуицией самосознательного субъекта; логическая структура мира делает возможным его дедуктивное познание; в качестве образца рационализму служила математика; рационалисты стремились понять мир как целое, которое состоит из двух (Декарт), одной (Б. Спиноза) или бесконечного множества (Г. Лейбниц) субстанций и устроен Богом совершенным образом. Основоположником классического рационализма был Р. Декарт. Центральное место в методологии Декарта занимает принцип очевидности, или интеллектуальной интуиции - средоточие классического рационализма. Единственный критерий истины - разум; истинно лишь то, что мыслится разумом совершенно ясно и отчётливо, и это есть истинное бытие. Декарт сделал исходным принципом философии - самосознание. Исходя из этой истины, Декарт далее доказывает бытие Бога, существование телесного, материального мира, находит истинные реальные свойства тел (геометрические) и законы их движения (механические), и, наконец, последовательно-дедуктивно выводит механическую систему мира. Второе направление, классический эмпиризм видит основу познания в чувственном восприятии, опыте. Чрезвычайно интересна и важна для понимания основных философских проблем эволюция классического британского эмпиризма. Ф. Бэкон, его основоположник, был одним из самых выдающихся представителей философского материализма, одним из создателей современной науки. Он лучше всех выразил идею новой, активной науки, первым понял огромное общественное значение науки как важнейшего общечеловеческого социального института. Он первым создал всеобъемлющую программу достижения научно-технического могущества человечества. Ядро этой программы составляет разработанный Бэконом метод экспериментальной индукции.

Немецкая классическая философия 

Немецкая классическая философия завершает развитие Новой  философии, и представляет собой  вершину развития всей европейской  философии. Славу И. Канту принес его главный труд “Критика чистого разума”. Кант полагал, что предшествующая философия зашла в тупик: рационализм в своих попытках построить всеобъемлющую систему запутался в неразрешимых противоречиях, а эмпиризм пришёл к разрушительному для науки скептицизму. Этот результат был неизбежен, потому что и рационализм, и эмпиризм стояли на позиции догматизма (согласно Канту, - это философия, которая пытается познать мир, Бога и душу, не изучив предварительно саму способность человека к познанию). Решая этот вопрос, Кант и совершает так называемый коперниканский переворот в философии: познание вообще и метафизика в частности возможны лишь благодаря тому, что сами предметы должны сообразовываться с нашей познавательной способностью. В.Ф. Гегель исходил из идеи о том, что предметом философии является абсолют как тождество мышления и бытия, субъекта и объекта. Но это тождество, по Гегелю, познаваемо средствами научного, логического мышления, в понятиях, поскольку началом, субстанцией всего является разум. Философия Гегеля - всё разумное - действительно, всё действительное - разумно. Гегелю удалось создать грандиозный синтез знаний своей эпохи, представив весь естественный, исторический и духовный мир как единый закономерный процесс развития.

Новейшая и  современная философия XIX-XX вв.

Новейшую и современную  философию XIX-XX вв. называют неклассической философией. Разум теряет свою автономию, единство, чистоту и суверенность. Многообразные течения неклассической философии объединяет отказ от понятия философии как высшей науки. Итак, начало новейшей и современной философии - это так называемое “разложение гегелевской школы” и критика Гегеля. Гегель, по мнению родоначальников современной философии, игнорирует живую, конкретную личность, взятую во всей её неповторимой индивидуальности, взятую в её неповторимой жизненной ситуации. Поэтому А. Шопенгауэр, Л. Фейербах, ранний Маркс, С. Кьеркегор начинают движение от Канта и Гегеля - к “конкретному человеку”, от “спекуляции” - к настоящей “жизни”. А. Шопенгауэр выражает неклассические идеи с классической ясностью: философия не может быть наукой, ибо подлинная реальность не схватывается мышлением и не выражается в понятиях. Для разума она - “вещь в себе”. Разум и наука познают одни лишь обработанные интеллектом явления, но не ту подлинную реальность, которая скрыта за ними. Это подлинное в человеке обнаруживается в искусстве в большей мере, чем в науке. Наука, по мнению Шопенгауэра, - принципиально заинтересованное, “корыстное”, субъективное знание, которое любую реальность хочет превратить в “объект”, т. е. сделать предметом деятельности субъекта, использовать его в интересах субъекта, для удовлетворения его потребностей. Поэтому суть науки (интеллекта вообще) - техника, расчёт, манипуляции. От Шопенгауэра перешли в XX в. и стали в нём популярными многие идеи: дуализма науки и философии; расширения понятия опыта при помощи интуиции; примата воли, жизни над интеллектом, над понятием, примата бессознательного, слепого начала в человеке над сознанием; трагизма, абсурдности, бессмысленности, иррациональности жизни; необходимости синтеза Запада (формы) и Востока (полноты мистических интуиций) и др.

Идеализм и рационализм  Гегеля подверг критике и Л. Фейербаха,. После первоначального увлечения  гегелевской диалектикой Фейербах пришёл к твёрдому убеждению в  том, что природу невозможно вывести из логики. Материальный мир, данный нам в чувственном восприятии, бесконечно богаче любого понятия, любой логики, любой науки. Фейербах, однако, был учеником Гегеля, и школа немецкого идеализма, школа диалектики не прошла для него даром. Он придал философскому материализму новую форму и вошёл в историю философии как создатель антропологического материализма. Кроме природы и человека нет ничего, и “высшие существа”, созданные религиозной фантазией, силой воображения человека - это лишь фантастическое отражение его собственной сущности. Поэтому человек и есть главный предмет философии - в этом суть антропологического принципа Фейербаха.

С критики гегелевской  философии началось и творчество К. Маркса, родоначальника самого влиятельного философского учения XX в. Маркс придал материализму совершенно новую форму, создал диалектический материализм. У Гегеля активностью, творческой силой обладает “понятие”, “мировой дух” (Бог). Маркс отдаёт эти качества материи, и, прежде всего, её высшему порождению - человеку. Гегель описывает вневременное, логическое развитие “идеи”, философия марксизма говорит о вечном самодвижении и саморазвитии материи и о развитии человеческого общества во времени согласно всеобщим законам диалектики. Исследование Марксом было начато в критическом разборе гегелевской философии права. В отличие от Фейербаха он берёт в качестве исходной отчуждённой формы человеческого бытия не религию, а государство. Знаменитый тезис выражает главную интенцию всего последующего творчества Маркса: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”. Ф. Ницше, основоположник так называемой философии жизни, подвергает острой критике традиционные ценности европейской культуры (научные и философские, религиозные), разоблачая их скрытую мотивацию, лицемерие и неискренность, и начинает спор с культурой своего времени. Взгляды Ницше можно назвать аристократическим индивидуализмом. Ключевое понятие его мировоззрения - воля к власти (это самая суть жизни). Начало всего - воля, но она не слепа, а имеет цель: самосохранение, повышение чувства жизни и способности жить, увеличение силы и власти. В Ницше видят своего вождя и учителя и те философы XX в., которые испытывают ненависть к культурной традиции, тягу к аномальному, патологическому, запретному, и стремятся не к познанию истины, но к созданию литературно-журналистской сенсации, и пишут в вызывающе-шокирующей, провоцирующей манере, стремясь привлечь к себе внимание, произвести “шум” в обществе и породить новую философскую моду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Подведем краткие итоги  проделанной работе.

Освещая собственно проблему происхождения и сущности философии, я даю краткую характеристику двух основных точек зрения на сущность философского знания: сциентистской (от латинского «сциенциа» - наука) и культурологической. В рамках сциентистской концепции предмет философского знания определяется так: философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. В рамках культурологической схемы философия рассматривается как часть культуры, а ее предмет определен как способ осмысления предельных оснований культуры (жизь-смерть, счастье, смысл жизни и др.). Методологически с этими схемами связаны теории возникновения философского знания, гносеогенная и мифогенная.

Представляется, что философия  как особый тип мировоззрения  возникла как ответ на вечную для  человека потребность расширять  кругозор. И поскольку философия - это особенный тип мировоззрения, то ей присущи все мировоззренческие  функции: познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая) и даже коммуникационная

Важнейшей функцией философии  является смыслообразующая функция, содержанием  которой является отсекание смысла бытия человека и человечества и  формирование такой картины мира, которая соответствует этому смыслу.

Остальные философские  функции детерминированы и скорее объединяют, чем дифференцируют философию  от других мировоззренческих и общественных феноменов (религия, политика, право, мораль и др.). К ним относятся: познавательная, информационная, оценочная и др.

В заключении следует  подчеркнуть свою, в этому поводу точку зрения. По моему мнению, философия должна рассматриваться как мировоззренческий феномен, часть культуры, а предметом ее рассмотрения будут являться определенные основания культуры и бытия, как общественного, так и индивидуального.

 

Список использованной литературы:

 

1. Философия. Учебник  для вузов / под ред. проф. В.Н.  Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.  – 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2008.

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009.

3. Философия. Университетский  курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008.

4. Философия. Энциклопедический  словарь. – М.: Гардарики, 2004.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282-283.

6. http://www.coolreferat.com/Предмет_и_специфика_философского_знания




Информация о работе Предмет и специфика философского знания