Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:19, лекция
Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и место
человека в этом мире.
Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Оно
присуще каждому человеку и включает познавательный , ценностный и
поведенческий элементы.
Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре.
1. Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и место
человека в этом мире.
Мировоззрение
— необходимая составляющая
присуще каждому человеку и включает познавательный , ценностный и
поведенческий элементы.
Поскольку жизнь людей и общества носит исторический характер,
постольку и мировоззрение подвержено историческим переменам. Однако, во все
времена существовало так называемое житейское мировоззрение, стихийно
складывавшееся из самой жизни людей, их непосредственного опыта. Оно
содержит элементарные знания, "память предков", жизненный опыт, традиции,
предрассудки и т.д. Житейское мировоззрение не систематизировано, стихийно,
в нем эмоциональное преобладает над рациональным.
На разных этапах человеческой истории в мировоззрении общества
преобладали те или иные убеждения, идеалы, нормы жизнедеятельности, то
есть тот или иной тип мировоззрения, тот или иной интеллектуальный,
эмоциональный, духовный настрой.
Однако, когда речь идет о мировоззрении в целом, то в его составе
выделяют три обязательных элемента. Это обобщенные знания — повседневные,
или жизненно-практические, профессиональные, научные. Знания выступают
фундаментом мировоззрения, ибо в совокупности они дают ту или иную, однако,
обязательно целостную картину мира.
Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении
осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные
системы ценностей. Ценности воплощают в себе особое отношение людей ко
всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами,
тем или иным пониманием смысла жизни.
На основе знаний и сложившейся системы ценностей вырабатывается
поведение человека и общества.
Анализируя
мировоззрение, можно
формах мировоззрений по-разному представлен интеллектуальный и
эмоциональный опыт
людей. Эмоционально-психологическая
мировоззрения (чувства) - мироощущение, познавательно интеллектуальная
(разум) - миропонимание.
Разум и чувства входят в мировоззрение не обособленно, а во
взаимосвязи, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему
мировоззрению особый характер, ибо воля побуждает человека к действию.
Итак, мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство
знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения,
разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и
личностного, традиционного и творческого мышления.
Исторически
первыми формами мировоззрения
или мифологическое и
Мифологическое мировоззрение. Мифология (от греч. mifos — предание,
сказание и logos — слово, понятие, учение) — форма общественного сознания,
способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного
развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни
первобытного общества мифология была универсальной формой общественного
сознания.
Мифы —
древние сказания разных
богах и героях — многообразны. Но у мифов есть принципиальное отличие от
легенд и сказок, прежде всего, с точки зрения тематики мифов.
Много мифов
разных народов посвящено
в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о
возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии и т.д.
Интерес к проблеме происхождения мира как бы сам собою ставил вопрос и о
происхождении людей. Особое место занимали мифы о культурных достижениях
людей — добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах.
Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая), универсальная
форма сознания Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание
эпохи, в которую создавался.
Сточки зрения мифологического сознания, миф - не выдумка, а самая
подлинная реальность. Миф наивен, понятен, потому что он не имеет ничего
общего с научным знанием, а значит, он научно неопровержим. Все,
происходящее в мифе, осязаемо, видимо, возможно, реально.
Этот мир населяют люди, герои и боги. Боги отличаются от людей только
тем, что бессмертны и всемогущи. Во всем остальном они ведут вполне земную
жизнь. Герои могущественны, но смертны, они часто вступают в борьбу с
богами, с судьбой. Герой - нравственный идеал, образец для подражания.
Мифы были
универсальным учебником,
но представления о нормах поведения, ценностях и идеалах. Мифологические
образы, сюжеты сохранились в культуре различных народов — в литературе,
живописи, музыке, скульптуре. Мифами наполнены мировые религии —
христианство, ислам, буддизм.
В рамках
мифологического мировоззрения
определился круг
значимых для всего человечества вопросов: о мире, о человеке, о боге, о
нравственном идеале. Их унаследовали от мифа две другие, более поздние
формы мировоззрения — религия и философия.
В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные
мифологией, религия и философия избрали разные пути.
Религиозное мировоззрение. Религия (от лат. religio — благочестие,
набожность, святыня, предмет культа) — такая форма мировоззрения, для
которой характерно удвоение мира, его деление на посюсторонний (“земной”,
естественный, воспринимаемый органами чувств) и потусторонний (“небесный”,
сверхъестественный, сверхчувственный).
Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование
сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни
людей.
Религиозные представления - продукт исторического развития общества.
По мере того, как продолжалось познание мира человеком, появлялось все
больше и больше фактов, которые не "вписывались" в традиционное
мифологическое мировоззрение. Прежде всего, потому, что в устойчивой
системе сложившихся отношений человека с богами неожиданно, но довольно
часто, возникали не стандартные ситуации негативного характера: с одной
стороны, поведение человека соответствовало установленным правилам
поведения, но с другой, на него (человека), по совершенно непонятным
причинам обрушивались неприятности, или даже несчастья. Эти таинственные
силы не вписывались в стройную мифологическую систему мира, а значит,
неизбежно возникали вопросы об их сущности и месте обитания. Видимо, на
первых порах человеку казалось, что эти силы везде, в каждом из окружающих
человека предметах. Отсюда, вероятно, и "одушевление" всего окружающего.
Возможно, это и был первый шаг на пути "отделения" души от тела, как
материальной оболочки. Следующим шагом стало "переселение" этих душ в иной
мир. Таким образом, происходит удвоение мира: на материальный, земной мир,
который понятен человеку и познаваем, и некий нематериальный мир,
непознаваемый, чуждый.
Таинственные
силы вызывают смешанное
отношению к ним. Это поклонение “высшим силам” постепенно приводит к
понятию (образу) бога как высшего существа, достойного поклонения. Таким
образом, на основе религиозных верований формируются религии, как более
систематизированный вариант мировоззрения.
Важной
особенностью религиозного
особое состояние, чувство, настроение, переживание человека. Внешней формой
проявления веры служит культ
— система утвердившихся
Религия — явление многоплановое и многозначное. Она порождена
объективными условиями, конкретным историческим этапом развития общества.
Подобно
мифологическому религиозное
для человека функции. Помимо мировоззренческой (дает человеку целостное
представление о мире и месте человека в нем) и культурно-воспитательной
функций (сохраняет роль своеобразного универсального "учебника"), она
играет иллюзорно
сторона человеческого бытия, религия противопоставляет его как лучшее по
сравнению с посюсторонним миром. Соответственно при определенных условиях
жизнь человека после смерти может оказаться значительно лучше.
На уровне религиозных представлений религиозное мировоззрение
сохранило мифологичность в ответах на универсальные вопросы: о мире,
человеке и боге. Однако, если мифологическое сознание "законсервировалось"
на ступени несистематизированного миропонимания, то в ряде религий
произошли существенные изменения, они "достроили" свои здания до
теоретического уровня. Произошла систематизация вероучения в сторону
большей доказательности и убедительности. Самым ярким примером тому стало
христианство, в котором, благодаря "соединению" с философией родилась
христианская теология.
2. Культурно-исторические
предпосылки возникновения
В Европе рождение философии было одной из составных частейвеликого культурного переворота в Древней Греции VIII—V веков до н. э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI — IV веков до н. э.).
В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии приходится на тот период (VIвек до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.
Кризис мифологического
сознания был вызван целым рядом причин.
Важны условия социально-экономического и пол
Информация о работе Предмет философии. Место и роль философии в культуре