Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:19, лекция

Краткое описание

Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и место
человека в этом мире.
Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Оно
присуще каждому человеку и включает познавательный , ценностный и
поведенческий элементы.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 50.07 Кб (Скачать файл)

Разрушение сложившихся  форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков — с VII по IV век до н. э. — наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного  уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой — пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия — этомысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий — философией.

В отличие от мифологического  и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождающегосярационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, апознание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гераклит).

 

3. Предмет философии.  Отличие филосовского знания  от частных наук о природе,  обществе и человеке.

 Предмет философии.

Что же является предметом  философии? Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем констатирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений.

Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — "мир" и "человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. Это можно представить схемой:

М — мир, материя, объективная реальность; Ч — человек, сознание; ООМЧ — онтологические отношения материи и человека; ПСОО — познавательные субъектно-объектные отношения; АСОО — аксиологические субъектно-объектные отношения; ДПСОО — духовно-практические субъектно-объектные отношения.

В предмет философии  входит всеобщее в материальном бытии  и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук — по степени общности законов). Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности. Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания соотношение чувственного и рационального истины и заблуждения и т. д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи любым отраслям знания. "Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы диалектики" (Б.М. Кедров). Столь  же общие (или всеобщие)  характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике.  К основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие", а не только "Мир" и "Человек".

Предмет философии в  материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано  с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нём выражен факт_ раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятии об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.

Философия — это система взглядов на мир в целом и на отношение 
человека к этому  миру.

 

Понятие общества

Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл  часто оказывается чрезвычайно  многозначным и не до конца ясным. Главным образом необходимо отличать термин «общность» от термина «общество». Общность можно помыслить как  форму

 

совместного бытия или  взаимодействия людей, связанных общим  происхождением, языком, судьбой и  взглядом (семья, народ). Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.

Уже в XIX в. наряду с философией сформировалась наука социология, которая предназначалась для того, чтобы исследовать различные общества и общество в целом как предмет. Ее основоположник О. Контмыслил социологию «социальной физикой», способной стать новой религией человечества. В том же столетии общество называли по-разному: и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Гораздо больше определений было сформулировано в XX в.

Также следует отличать понятие  «общество» от понятий «народ», «нация»  и «государство». Народ – это форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением. Нация – это форма организации жизни одного народа, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей.Государство – это форма организации жизни народов и наций, основанная на праве и законе, является продуктом исторического развития цивилизации. Само собой разумеется, что все эти понятия взаимопересекаются и определяют понимание друг друга.

Современной социологией  приводится более десяти способов объяснения специфики социальной структуры  различных обществ и сущности различных социальных групп. Философия  сосредоточивает такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и  направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики  типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются  духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциональные (философы XVII–XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс).

Дабы понять феномен общества, необходимо понять противоречия человека в обществе и установить закономерность, объединяющую людей в социум. Выделяют три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый намечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, животного мира, космоса.

Второй подход – идеалистический. Здесь суть объединения людей  рассматривается с позиции верований, мифов.

Следующий подход имеет прямую связь с анализом человеческих отношений, которые возникают в различных  природных условиях, верованиях и  имеют определяющий характер.

 


 

4. Проблема опредиления основного вопроса философии. Материализм и идеолизм, их исторические формы.

Основной вопрос философии имеет онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии:материализм — примат материи над сознанием,идеализм — примат идеи над материей. Фалес

Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода.

[править]Платон

Платон считал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут в мире теней (по представлениям Платона — в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ же — тот, кто видит оба мира и может о них поведать.

[править]Аристотель

У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку основного вопроса философии, соответственно, она реконструируется через какое-то количество опосредованных звеньев. Это обычно объясняется тем, что его позиция по общепринятой классификации является промежуточной между материализмом и идеализмом.

Для философии Аристотеля основной вопрос философии реконструируется через вопросы:

  • Существует ли самостоятельная нематериальная причина?
  • Существуют ли неподвижные и вечные сущности?
  • Как соотносятся нематериальные сверхприродные сущности и физические существенные.

 

5.Специфика философского  подхода к познанию. Проблема  субъектно-объективных отношений  в гносеологии.

Специфика философского подхода  к познанию

Теория познания (или гносеология, философия познания) — это раздел философии, в котором изучаются  природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин «гносеология»  происходит от греческих слов gnosis —  знание и logos — понятие, учение и  означает «понятие о знании», «учение  о знании». И хотя сам термин «теория  познания» введен в философию  сравнительно недавно шотландским  философом Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться  со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

В предмете философии как  всеобщем в системе «мир — человек» коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно- объектные отношения. Гносеология  изучает всеобщее, характеризующее  познавательную деятельность человека. В ее компетенции вторая сторона  основного вопроса философии, чаще всего выражаемая вопросом «Познаваем ли мир?». В гносеологии имеются  многие другие вопросы, раскрытие которых  связано с иными категориями  и понятиями: «сознание», «истина», «практика» и «познание», «субъект»  и «объект», «материальное» и «идеальное», «человек» и «компьютер», «чувственное», «рациональное», «интуиция», «вера» и  т.п. Каждое из этих понятий, выражая  духовные или материальные явления, автономно и связано с особой мировоззренческой проблемой. Однако в теории познания все они оказываются  объединенными между собой посредством  понятия «истина», с которым они  так или иначе соотносятся.

Теория познания изучает  всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. В  этом отношении некорректно отождествление теории познания с эпистемологией (теорией  научного познания), допускаемое в  ряде философских публикаций, в том  числе в «Философском энциклопедическом  словаре». Широко распространено такое  отождествление в современной западной философской литературе. Однако целесообразно  разграничивать эти понятия, связывая эпистемологию только с анализом научного познания и включая ее в  гносеологию. Здесь мы присоединйемся к мнению А. И. Ракитова о том, что  научное познание мира обладает целым  рядом специфических черт, которых  мы не находим в обыденном, художественном, религиозном и ином познании; а  поскольку исследования познавательных процедур и операций, критериев и  способов образования абстракций, осуществляемых в научной деятельности, представляют для теории познания исключительный интерес, постольку в ней целесообразно  выделить особый уровень или раздел, в котором будут сосредоточены  проблемы собственно научного познания — эпистемологию («Философские проблемы науки. Системный подход». М., 1977. С. 23 — 24). К числу понятий, относящихся  к эпистемологии, можно отнести  понятия эмпирического и теоретического уровней познания, понятия стиля  научного мышления, метода научного познания и т.п. Все они являются также  и понятиями теории познания.

Предметом гносеологии выступает, наряду с другими сторонами субъектно-объектных  отношений, специфика научного знания, специфика обыденного, повседневного  знания, специфика других видов познавательной деятельности человека. Но рассмотрение самих этих видов познания здесь  не становится самоцелью. Иначе философская  гносеология по крайней мере частично превратилась бы в специально-научное  исследование и стала бы частью науковедения или логики и методологии научного познания. Специфичность того или  иного вида познания интересует гносеологию  лишь с мировоззренческой стороны  и в плане достижения и форм существования истины.

Онтология и гносеология  взаимосвязаны в научной философии  посредством основного вопроса  мировоззрения.

Онтология как общее учение о бытии, как раздел философии, изучающий  фундаментальные основы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего, выступает предпосылкой научной  теории познания. Все понятия гносеологии  и принципы диалектического мышления имеют свое онтологическое обоснование и в этом смысле — онтологическую сторону. Содержание теории познания, как и содержание онтологии, пронизано идеей развития. В то же время категории, раскрывающие существо детерминизма и развития, имеют логическую и гносеологическую функции, нацелены на обеспечение дальнейшего развития познания. Иначе говоря, теория познания и онтология, имея свою специфическую проблематику и содержание, будучи не сводимыми друг к другу, взаимосвязаны: гносеология «онтологична», а онтология «гносеологична». Гносеология как часть философии тесно связана также с этикой, эстетикой, с философским учением о человеке.

Информация о работе Предмет философии. Место и роль философии в культуре