Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:19, лекция
Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и место
человека в этом мире.
Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Оно
присуще каждому человеку и включает познавательный , ценностный и
поведенческий элементы.
Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков — с VII по IV век до н. э. — наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.
Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой — пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.
Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия — этомысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий — философией.
В отличие от мифологического
и религиозного миросозерцания философская
мысль принесла с собой принципиально новый
тип миропонимания, прочным фундаментом для которого
стали доводы интеллекта. Реальные
наблюдения, логический анализ, обобщения,
выводы, доказательства постепенно вытесняют
фантастический вымысел, сюжеты, образы
и самый дух мифологического мышления.
Бытующие в народе мифы переосмысливаются
с позиций разума, получают новое, рациональное
истолкование. Слово «философия» было
синонимом зарождающегосярационально-
3. Предмет философии. Отличие филосовского знания от частных наук о природе, обществе и человеке.
Предмет философии.
Что же является предметом философии? Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем констатирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений.
Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — "мир" и "человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. Это можно представить схемой:
М — мир, материя, объективная реальность; Ч — человек, сознание; ООМЧ — онтологические отношения материи и человека; ПСОО — познавательные субъектно-объектные отношения; АСОО — аксиологические субъектно-объектные отношения; ДПСОО — духовно-практические субъектно-объектные отношения.
В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук — по степени общности законов). Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности. Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания соотношение чувственного и рационального истины и заблуждения и т. д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи любым отраслям знания. "Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы диалектики" (Б.М. Кедров). Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике. К основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие", а не только "Мир" и "Человек".
Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нём выражен факт_ раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятии об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.
Философия
— это система взглядов на мир в целом
и на отношение
человека
к этому миру.
Понятие общества
Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необходимо отличать термин «общность» от термина «общество». Общность можно помыслить как форму
совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом (семья, народ). Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.
Уже в XIX в. наряду с философией сформировалась наука социология, которая предназначалась для того, чтобы исследовать различные общества и общество в целом как предмет. Ее основоположник О. Контмыслил социологию «социальной физикой», способной стать новой религией человечества. В том же столетии общество называли по-разному: и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Гораздо больше определений было сформулировано в XX в. Также следует отличать понятие «общество» от понятий «народ», «нация» и «государство». Народ – это форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением. Нация – это форма организации жизни одного народа, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей.Государство – это форма организации жизни народов и наций, основанная на праве и законе, является продуктом исторического развития цивилизации. Само собой разумеется, что все эти понятия взаимопересекаются и определяют понимание друг друга. Современной социологией
приводится более десяти способов объяснения
специфики социальной структуры
различных обществ и сущности
различных социальных групп. Философия
сосредоточивает такие понятия,
как цель, движущие силы, смысл и
направленность исторического процесса.
Философский смысл понятия Дабы понять феномен общества, необходимо понять противоречия человека в обществе и установить закономерность, объединяющую людей в социум. Выделяют три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый намечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, животного мира, космоса. Второй подход – идеалистический.
Здесь суть объединения людей
рассматривается с позиции Следующий подход имеет прямую связь с анализом человеческих отношений, которые возникают в различных природных условиях, верованиях и имеют определяющий характер.
|
4. Проблема опредиления основного вопроса философии. Материализм и идеолизм, их исторические формы.
Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода.
Платон считал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут в мире теней (по представлениям Платона — в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ же — тот, кто видит оба мира и может о них поведать.
У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку
основного вопроса философии, соответственно,
она реконструируется через какое-то количество
опосредованных звеньев. Это обычно объясняется
тем, что его позиция по общепринятой классификации
является промежуточной между материализмом и идеализм
Для философии Аристотеля основной вопрос философии реконструируется через вопросы:
5.Специфика философского
подхода к познанию. Проблема
субъектно-объективных
Специфика философского подхода к познанию
Теория познания (или гносеология,
философия познания) — это раздел
философии, в котором изучаются
природа познания и его возможности,
отношение знания к реальности, выявляются
условия достоверности и
Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis — знание и logos — понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.
В предмете философии как
всеобщем в системе «мир — человек»
коррелятом гносеологии являются познавательные
субъектно- объектные отношения. Гносеология
изучает всеобщее, характеризующее
познавательную деятельность человека.
В ее компетенции вторая сторона
основного вопроса философии, чаще
всего выражаемая вопросом «Познаваем
ли мир?». В гносеологии имеются
многие другие вопросы, раскрытие которых
связано с иными категориями
и понятиями: «сознание», «истина»,
«практика» и «познание», «субъект»
и «объект», «материальное» и «идеальное»,
«человек» и «компьютер», «чувственное»,
«рациональное», «интуиция», «вера» и
т.п. Каждое из этих понятий, выражая
духовные или материальные явления,
автономно и связано с особой
мировоззренческой проблемой. Однако
в теории познания все они оказываются
объединенными между собой
Теория познания изучает
всеобщее в познавательной деятельности
человека безотносительно к тому,
какова сама эта деятельность: повседневная
или специализированная, профессиональная,
научная или художественная. В
этом отношении некорректно
Предметом гносеологии выступает,
наряду с другими сторонами субъектно-
Онтология и гносеология
взаимосвязаны в научной
Онтология как общее учение о бытии, как раздел философии, изучающий фундаментальные основы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего, выступает предпосылкой научной теории познания. Все понятия гносеологии и принципы диалектического мышления имеют свое онтологическое обоснование и в этом смысле — онтологическую сторону. Содержание теории познания, как и содержание онтологии, пронизано идеей развития. В то же время категории, раскрывающие существо детерминизма и развития, имеют логическую и гносеологическую функции, нацелены на обеспечение дальнейшего развития познания. Иначе говоря, теория познания и онтология, имея свою специфическую проблематику и содержание, будучи не сводимыми друг к другу, взаимосвязаны: гносеология «онтологична», а онтология «гносеологична». Гносеология как часть философии тесно связана также с этикой, эстетикой, с философским учением о человеке.
Информация о работе Предмет философии. Место и роль философии в культуре