Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:19, лекция
Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и место
человека в этом мире.
Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Оно
присуще каждому человеку и включает познавательный , ценностный и
поведенческий элементы.
И. Кант сделал решающий шаг
в самоопределении гносеологии
как учения о научном познании.
«Критика чистого разума» — это
тот «поворотный пункт в
Внимательное прочтение
«Критики чистого разума» обнаруживает
в этом произведении в неявной
форме вопрос: как возможна свобода
человека? Человек — не просто трансцендентальное
единство апперцепции, но личность, обретающая
предикат свободы, понимание долга
и силу для того, чтобы ему следовать.
Назначение философии — способствовать
интеллектуальному
Отмечая эту сторону кантовской
гносеологии, А. В. Гулыга сообщает следующее
(см.: Гулыга А. В. «Основная проблема
философии Канта» // «Вопросы теоретического
наследия Иммануила Канта». Калининград,
1978. Вып. 3. С. 61). На закате дней своих
философ признавался, что его
главный труд по гносеологии возник
из потребности решить антиномию
человеческой свободы. Свобода есть,
но где она? В мире явлений мы ее
не обнаружим, человек свободен только
в мире «вещей самих по себе». Дуализм
Канта — это своеобразная попытка
оправдать амбивалентность
Несмотря на внутреннюю связь с проблемами человека и мира как такового гносеология остается все же относительно самостоятельной частью философского знания, его автономным разделом, специфической дисциплиной в рамках философии.
6. Филасофия в системе культуры. Функции фолософии.
Философия как мировоззрение и система знаний являются достоянием духовной культуры каждого народа и каждой исторической эпохи. Одновременно ее можно назвать высшим достижением, обобщением и самоосмысления общечеловеческого опыта, знания и культуры. Недаром Цицерон говорил, что «философия — это культура ума». Если представить себе все достижения человечества в виде пирамиды, то духовно-интеллектуальной верхушкой этой пирамиды должна быть именно философия, которая со своей высоты взирает на весь пройденный человечеством путь, все коллизии, драмы и надежды. Она задает смысложизненные ориентиры человечеству, каждому народу и каждому человеку. Иными словами, философия выполняет на протяжении всей истории соответствующие, присущие ей функции. Среди них можно выделить следующие:
1. Рефлексивно-критическая
— философия возникает и
Для философских размышлений
присуща рефлексия, то есть не беспристрастное
размышление, а осмысление, с одной
стороны, сущности мира и вещей, а
с другой — осознание, выражение
и понимание человеком своего
собственного состояния и отношение
к этим вещам и миру, а также
к суждениям о них. Понятно, что
в таком случае мысли не могут
совпадать с предыдущими
2. Мировоззренческая —
тут философия, как это видно
из предыдущего изложения,
3. Методологическая —
философия играет роль теории
общих методов науки и
4. Гносеологическая —
философия является общей
5. Педагогически-воспитательная
— философия со времени своего
зарождения и до наших дней
является педагогической
6. Культуротворческая (человекотворческая)
— приведенные выше и другие
функции философии в своей
совокупности можно определить
как такие, что, с одной
Итак, подытоживая изложенную тему, следует сказать, что философия зародившись в недрах древнего общества, достигшего соответствующего социально-экономического положения, уровня образования и демократии, продолжала функционировать на всех этапах исторического развития. Она через своих спикеров задавала высокие духовно-культурные ориентиры, к которым стремилось человечество и каждый отдельный человек в осуществлении своего жизненного призвания и универсально-мирового назначения.
Кроме того, определив философию как систему знаний и мировоззрения, следует указать еще на такие ее особенности:
1. Философия стремится
решить те острые, смысложизненные
вопросы, которые выдвигает
2. Философия является неотъемлемым и высшим
проявлением духа народа.
3. Философия — вершина горы, с которой
философ созерцает прошлое и предсказывает
будущее — своего народа и человечества.
Настоящая философия персонифицирована, т.е. создается и представляется личностями. Вот почему каждый философ хочет быть услышанным, и его произведение или система — его исповедь и проповедь. «Философ должен говорить о себе, как лирический поэт» (Ф. Шлегель).
Информация о работе Предмет философии. Место и роль философии в культуре