Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:19, лекция

Краткое описание

Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и место
человека в этом мире.
Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Оно
присуще каждому человеку и включает познавательный , ценностный и
поведенческий элементы.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 50.07 Кб (Скачать файл)

И. Кант сделал решающий шаг  в самоопределении гносеологии  как учения о научном познании. «Критика чистого разума» — это  тот «поворотный пункт в истории  гносеологии, в котором впервые  из общей теории познания выделяется теория естественнонаучного знания в собственном смысле слова —  то, что в англо-саксонских странах  получило название «эпистемология» (Киссель  М. А. «Критика чистого разума» как  первый опыт философии науки» // «Критика чистого разума». Кант и современность». Рига, 1984. С. 73). И.Кант подчеркнул неотрывность теории познания от проблемы человека, от философской антропологии и этики (связь теории познания в «Критике чистого разума» и этической  проблематики в «Критике практического  разума»). Философию, писал он, можно  назвать наукой о высшей максиме  применения нашего разума. Философия  есть наука об отношении разума к  его конечной цели, которой, как высшей, подчинены все другие цели и в  рамках которой они должны образовать единство.

Внимательное прочтение  «Критики чистого разума» обнаруживает в этом произведении в неявной  форме вопрос: как возможна свобода  человека? Человек — не просто трансцендентальное единство апперцепции, но личность, обретающая предикат свободы, понимание долга  и силу для того, чтобы ему следовать. Назначение философии — способствовать интеллектуальному самоопределению  личности, формировать теоретический  и практический разум человека.

Отмечая эту сторону кантовской гносеологии, А. В. Гулыга сообщает следующее (см.: Гулыга А. В. «Основная проблема философии Канта» // «Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта». Калининград, 1978. Вып. 3. С. 61). На закате дней своих  философ признавался, что его  главный труд по гносеологии возник из потребности решить антиномию  человеческой свободы. Свобода есть, но где она? В мире явлений мы ее не обнаружим, человек свободен только в мире «вещей самих по себе». Дуализм  Канта — это своеобразная попытка  оправдать амбивалентность поведения  человека в обществе, где приходится приноравливаться к обстоятельствам, а нравственное поведение требует  героизма. И между прочим проблема идеальности времени, столь шокирующая материалистически мыслящий ум, введена  Кантом по тем же соображениям: время  — это порядок вещей, над которым  никто не властен, это генетическая связь состояний. Свобода требует  проявления самовластия человека. Поэтому, если время присуще вещам самим  по себе, свобода невозможна. Только потому, что в интеллигибельном мире нет железного сцепления причин и следствий, нет времени, возможна причинность особого рода — «через свободу», которая только и делает человека моральным существом.

Несмотря на внутреннюю связь  с проблемами человека и мира как  такового гносеология остается все  же относительно самостоятельной частью философского знания, его автономным разделом, специфической дисциплиной  в рамках философии.

 

6. Филасофия в  системе культуры. Функции фолософии.

Философия как мировоззрение и система  знаний являются достоянием духовной культуры каждого народа и каждой исторической эпохи. Одновременно ее можно назвать высшим достижением, обобщением и самоосмысления общечеловеческого опыта, знания и культуры. Недаром Цицерон говорил, что «философия — это культура ума». Если представить себе все достижения человечества в виде пирамиды, то духовно-интеллектуальной верхушкой этой пирамиды должна быть именно философия, которая со своей высоты взирает на весь пройденный человечеством путь, все коллизии, драмы и надежды. Она задает смысложизненные ориентиры человечеству, каждому народу и каждому человеку. Иными словами, философия выполняет на протяжении всей истории соответствующие, присущие ей функции. Среди них можно выделить следующие:

1. Рефлексивно-критическая  — философия возникает и всегда  функционирует прежде всего как  критика устоявшихся представлений  и мыслей, здравого смысла, что  на греческом языке обозначается  как doxa (докса). Потому-то философия  всегда была и есть «парадокса»,  парадоксальной мыслью, что возвышается  над здравым смыслом, представлениями  большинства. В размышлениях о  мире и мировоззренческих проблемах  философия не ссылается на  «мнение авторитета» — политического,  религиозного или даже философского. Для нее высшим аргументом  является «Авторитет Мысли». В  этом плане кредо всех философов  высказал древнегреческий мыслитель  Аристотель, имея в виду своего  учителя Платона: «Дорог мне  Платон, но Истину я люблю больше».

Для философских размышлений  присуща рефлексия, то есть не беспристрастное  размышление, а осмысление, с одной  стороны, сущности мира и вещей, а  с другой — осознание, выражение  и понимание человеком своего собственного состояния и отношение  к этим вещам и миру, а также  к суждениям о них. Понятно, что  в таком случае мысли не могут  совпадать с предыдущими соображениями, что и побуждает к дальнейшим поискам истины. Вот почему для  настоящей философии присущ плюрализм (множественность) позиций, мнений, идей, концепций, которые признаются одинаково  важными и равноценными.

2. Мировоззренческая —  тут философия, как это видно  из предыдущего изложения, выступает  как специфическое мировоззрение,  а именно как теоретическое  обобщение человеком своего отношения  к миру и определение смысла  жизни.

3. Методологическая —  философия играет роль теории  общих методов науки и установок  практической жизни человека.

4. Гносеологическая —  философия является общей теорией  знания и познания, т.е. выясняет  общие закономерности процесса  познания как средства достижения  истины, определяет познавательные  возможности человека.

5. Педагогически-воспитательная  — философия со времени своего  зарождения и до наших дней  является педагогической дисциплиной,  поскольку она может функционировать  только в процессе учебной  деятельности (учитель — ученик), с привлечением соответствующих  дидактических приемов и средств  для взращивания ума. Именно  так и развивалась философия,  в частности, в древней Греции (Пифагорейская школа, платоновская  Академия, Аристотелевский Лицей…) Философия выступает как наука  жизни, а ее создатели —  как мудрые учителя человечества. Именно через эту функцию философия  как учебная дисциплина охватывает  наибольшую массу молодых людей  и через них обеспечивает свое  непрерывное бытие.

6. Культуротворческая (человекотворческая) — приведенные выше и другие  функции философии в своей  совокупности можно определить  как такие, что, с одной стороны,  предстают как неотъемлемые структурные  элементы живого организма культуры, а с другой — как факторы  ее формирования. Вот почему они  направлены и на формирование  самого человека через выработку  его смысложизненных установок  и привлечения к высшим духовным  ценностям, аккумулированных и  осмысленных в философских учениях  прошлого и произведениях сиюминутных  мыслителей.

Итак, подытоживая изложенную тему, следует сказать, что философия зародившись в недрах древнего общества, достигшего соответствующего социально-экономического положения, уровня образования и демократии, продолжала функционировать на всех этапах исторического развития. Она через своих спикеров задавала высокие духовно-культурные ориентиры, к которым стремилось человечество и каждый отдельный человек в осуществлении своего жизненного призвания и универсально-мирового назначения.

Кроме того, определив философию  как систему знаний и мировоззрения, следует указать еще на такие  ее особенности:

1. Философия стремится  решить те острые, смысложизненные  вопросы, которые выдвигает соответствующая  историческая эпоха. «Философия  — суть, постигнутая мыслью» (Гегель). 
2. Философия является неотъемлемым и высшим проявлением духа народа. 
3. Философия — вершина горы, с которой философ созерцает прошлое и предсказывает будущее — своего народа и человечества.

Настоящая философия персонифицирована, т.е. создается и представляется личностями. Вот почему каждый философ  хочет быть услышанным, и его произведение или система — его исповедь и проповедь. «Философ должен говорить о себе, как лирический поэт» (Ф. Шлегель).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предмет философии. Место и роль философии в культуре