Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 14:18, контрольная работа
Связь философии с жизнью.
Предмет философии. Функции философии в культуре.
Соотношение философии и науки.
Основные философские направления.
Философия может не отличаться от науки в двух случаях: 1) когда уровень развития научной строгости еще недостаточно велик, и примерно равен строгости философского знания. Такая ситуация существовала в древности, когда все науки были разделами философского знания, 2) когда философия сможет догнать науку по уровню повышенной строгости. Может быть, это произойдет в будущем, и тогда философия станет полноправной синтетической наукой, но пока с уверенностью говорить об этом трудно.
Даже если философия не обладает сегодня достаточным для науки уровнем строгости, существование и такого универсального знания – это в любом случае нечто лучшее, чем вообще полное отсутствие синтетического знания. Дело в том, что создание универсального знания о мире, синтез знаний частных наук – это фундаментальное стремление человеческого разума. Знание считается не вполне истинным, если оно разорвано на множество не связанных фрагментов. Так как мир един, то и подлинное знание о мире тоже должно представлять из себя некое единство. Философия ни в коем случае не отвергает частных знаний отдельных наук, она должна лишь синтезировать эти частные знание в некое целостное знание. Т.о. синтез знания – основной метод философии. Частные науки нарабатывают части этого синтеза, философия призвана возвести все эти части к некоторому высшему единству. Но настоящий синтез – это всегда непростая задача, которую никогда нельзя свести просто к рядоположенности отельных частей знания. Поэтому философию нельзя разложить просто в сумму всех частных наук, или заменить этой суммой философское знание. Синтетическое знание требует своих собственных усилий, хотя и зависимых, но вполне не сводимых к познавательным усилиям отдельных наук.
5. Что входит в структуру
Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.
В состав философии входят:
Основными частями теоретической философии выступают:
Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.
6. Какие функции философия
1. Прежде всего, это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, — это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.
2. Методологическая функция, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
3. Следует
выделить и прогностическую
4. Нельзя не упомянуть и такую функцию философии, как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.
5. Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.
6. С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая (от греч. ценный) функция. Любая философская система содержит момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.
7. Социальная
функция философии является
8. С социальной
функцией тесно связана
7. Назовите основные философские
направления и укажите их
Отношение между идеализмом и материализмом, признанием и отрицанием познаваемости мира было наиболее удачно рассмотрено Ф. Энгельсом. В своей известной брошюре «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» он сформулировал так называемый основной вопрос философии. В общем виде это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания — к материи, духа — к природе.
В поисках единой первоосновы мира мыслители древности постепенно приходили к выводу, что все явления действительности следует разделять на два больших класса — материальные и духовные. Любой предмет, процесс, событие обязательно относится к одному из этих миров — к материи или сознанию, природе или духу (каждую из этих сфер действительности можно называть разными словами, но изменение названий не меняет сути дела). Материальные явления — это окружающие нас предметы и тело человека. Духовные явления — это ощущения, понятия, мысли, эмоции, знания, чувства, настроения. Легко заметить, что эти два типа явлений взаимосвязаны, имеют ряд сходств и различий. Так, мысленные образы в чем-то похожи на вещи: существует реальный стол и мысленный образ стола (Платон сказал бы — идея стола), реальный дом и мысленный образ дома и т. п. В человеческом сознании вещь как бы удваивается, получает второе существование в виде мысленной копии материальной вещи. Мысленный образ стола в чем-то похож на стол, отражает некоторые его черты. Но, с другой стороны, вещь и ее отражение в сознании резко различаются: мысль о вещи не обладает природными свойствами самой вещи. Стол имеет вес, цвет, форму и т. п., а мысль о столе не обладает весом, габаритами, цветом, не имеет определенных границ в пространстве. (Где находится мысль о столе — в моей голове, в головах многих людей, в мире идей, в сознании бога? В то же время местонахождение и габариты самого реального стола очень легко определить и замерить).
8. Почему неактуален сейчас так называемый «основной вопрос философии»?
Так называемый основной вопрос философии это вопрос об отношении духа к материи. По тому, как те или иные философские течения отвечают на этот вопрос, они подразделяются на материалистические и идеалистические, а их последователи – на материалистов и идеалистов соответственно.
Материалистическая философия утверждает, что материя первична, а дух вторичен. Ортодоксальные материалисты вообще не склонны использовать понятия “дух” или “душа” в своих доктринах, т.к. эти понятия исторически несут на себе печать религии. Они сводят понятия “дух” и “душа” к психическим процессам, которые, в свою очередь, сводятся к инстинктам, обусловленным борьбой за выживание (в широком смысле). На физическом плане все психические процессы определяются биохимией и обменом веществ конкретного организма. Человек, с точки зрения материализма, это разумное животное.
Идеалистическая философия полагает, что дух первичен, а материя вторична. Иными словами, весь материальный мир есть воплощение некой высшей идеи, и был создан актом Творения. Что касается самой материи, то ортодоксальные идеалисты так же не склонны использовать понятие “материя”, как материалисты понятие “дух”. Материя, как таковая, не существует, утверждают идеалисты, существуют лишь конкретные объекты, которые человек в состоянии воспринимать своими органами чувств. Все остальное, что нельзя непосредственно потрогать, увидеть, осязать существует лишь как идея в сознании человека, которую он создает для удобства общения.
И идеалистическое и материалистическое описание Вселенной, в том виде, в котором они существуют на сегодняшний день, неудовлетворительны. Во-первых, они неудовлетворительны хотя бы потому, что спор между материализмом и идеализмом продолжается уже более двух тысячелетий и не приводит к какому-либо результату, т.к. оба учения антагонистичны друг другу. Во-вторых, ни одно из них не в состоянии описать все явления, которые мы наблюдаем в жизни.
Задание на распознавание понятий.
Тема № 13. Философское понимание общества.
1. Специфика философского осмысления общества. Общество и природа.
2. Формационный и цивилизационный принципы объяснения общественного развития.
1.Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, экономической теории, демографии, социологии и т. д. Ближе всего к философии, в плане изучения общественных процессов, находится социология. Философию и социологию сближают генетические корни. В течение длительного времени социологическое знание об обществе накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице ее «отцов основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала и продолжает играть заметную роль в социологических исследованиях. Со спецификой социологического подхода к изучению общественных процессов вы познакомитесь позднее, когда приступите к изучению этой учебной дисциплины. Наша задача уяснить особенности философского подхода к объявлению общественных явлений По нашему мнению, в наибольшей мере эта особенность проявляется в рамках философии истории.
Философия истории представляет собой относительно самостоятельную область философского знания, посвященную осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Предметной сферой философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, под углом зрения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные вопросы. Философия истории анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности движущих сил и возможных закономерностей его развития.
Итак, мы в самом общем виде определили,
что специфика философского осмысления
общества проявляется в рамках философии
истории. Однако, существуют различные
подходы к объяснению объекта и предметных
областей философии истории. Рассмотрим
же некоторые широко распространенные
точки зрения по этой проблеме. Начало
философии истории в европейской культуре
положил Августин Аврелий (IV в. н. э.) своим
знаменитым трудом «О граде Божьем». Центральным
событием, положившим
начало историческому процессу, с точки
зрения Августина , является грехопадение
первых людей Адама и Евы. История в концепции
Августина рассматривается как длительный
целенаправленный процесс «спасения»
человечества, обретения, им утраченного
единства с Богом, обретения «Царства
Божьего». Августиновская концепция исторического
процесса господствовала в европейской
философии до XVIII в. Философия истории
как светская наука формируется в XVIII—XIX
вв. Наиболее развернуто она была представлена
в системе Гегеля, который связывал философско-исторические
исследования с изучением смысла истории,
с поисками законов истории, направленностью
исторического развития, возможностью
предвидения будущего. В гегелевской концепции
исторического процесса еще сильно ощущается
влияние религиозно-философского подхода
к развитию общества. Для него, также, как
и для всей религиозной философии истории,
характерными являются провиденциализм
и эсхатологизм.