Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 14:18, контрольная работа
Связь философии с жизнью.
Предмет философии. Функции философии в культуре.
Соотношение философии и науки.
Основные философские направления.
Однако в учении Гегеля уже ярко проявляется
характерная особенность светской философии
истории: соучастие человека в историческом
процессе, поиск субстанции истории, развертывание
во времени, преемственность традиции
и новаторство в различных культурах и
т. д. Существенный поворот в осмыслении
исторического
процесса произошел в учении К. Маркса
и Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс предложили
концепцию материалистического понимания
истории. В рамках этой концепции решающее
значение в осмыслении общественной жизни
придается экономическим и социокультурным
моментам, прежде всего, материальному
производству и производственно-экономическим
общественным отношениям. Материалистическое
понимание истории в XX в. получило широкое
распространение. В период господства
коммунистической идеологии оно было
единственно возможным для гуманитариев
и представителей социальных наук, проживающих
в странах «реального социализма».
Его исповедовали и пропагандировали
идеологи коммунистического движения
на всем земном шаре. Однако параллельно
с материалистическим пониманием истории
и в
борьбе с ним существовали и развивались
иные историко-философские концепции.
Заметное влияние
на Западе имеет французская школа философии
истории (Р. Арон, Э. Калло, Р. Мерль и, др.).
Обосновывая необходимость философии
истории, Э. Калло отмечал, что существует
множество гуманитарных, в том числе и
исторических наук. Каждая из них изучает
те или иные события в истории. Но эти науки
не дают цельного представления об историческом
процессе. Но без цельного взгляда на историю,
по мнению Калло, невозможно развитие
научного знания. Поэтому необходимо,
чтобы существовала наука, изучающая универсальную
историю. Такой наукой, считает Калло,
и является философия истории. «Философия
истории, — по его определению, — является
одновременно синтезом и интерпретацией
истории. Она анализирует ход событий,
показывая, что последние подчиняются
внутреннему закону конечной цели, которая
представляет собой единственный критерий
их объяснения». Калло подчеркивает, что
философия истории должна быть не историей
человеческих обществ, но историей более
глубокой реальности, объединяющей все
эти истории обществ в одну историю —
универсальную историю, историю человечества.
Другой видный представитель этой
школы Р Арон, соглашаясь с основными установками
Э. Калло, обращает особое внимание на
мировоззренческую направленность философско-исторического
познания. По его мнению, философию истории
следует определить не просто как панорамный
взгляд на человечество, а как интерпретацию
настоящего или прошедшего, связанного
с философской концепцией существования.
2. Общество есть продукт взаимодействия
людей, объединенных общими конкретно-историческими
условиями и создающих материальные и
духовные ценности, исторически развивающаяся
цельная совокупность людей, объединенных
исторически сложившимися формами их
взаимосвязи, и отношений между ними, осуществляемых
в целях удовлетворения потребностей,
складывающаяся в процессе жизнедеятельности
людей, характеризующаяся наличием социальных
ценностей и норм и меняющаяся в ходе исторического
развития.
Таким образом, общество представляет
собой универсальный способ и саморегулирующуюся,
самовоспроизводящуюся и самообновляющуюся
систему организации социального взаимодействия
людей, обеспечивающую удовлетворение
их основных потребностей. Общество возникло
объективно и имеет свои всеобщие, частные
(для определенного отрезка времени) и
специфические (для конкретного социального
организма) законы развития, которые объективны,
но существенны в силу сознательной деятельности
людей.
При объяснении многообразия типов общества
и причин перехода от одного типа к другому
существенны следующие подходы:
1. формационный (линейно-формационный)
подход, который определяет формационную
концепцию развития общества;
2. социально-эволюционный подход, который
определяет ряд социально-эволюционных
концепций: концепцию социального эволюционизма,
веберовскую концепцию капитализма, концепцию
технологического детерминизма, концепцию
эволюционного развития, концепцию общественного
выбора;
3. цивилизационный подход, который определяет
ряд концепций: плюрально-циклическое
понимание разития общества, антиисторицизм,
цивилизационную концепцию развития обществ;
4. диалектический подход, который определяет
диалектическую концепцию развития общества.
Формационное (линейно-стадийное, унитарно-стадийное)
понимание развития общества (А. Фергюсон,
А. Смит, К. Маркс) подразумевает его постоянную
прогрессивную трансформацию от низших
к более высшим типам общества, соответствующую
закономерностям общественного развития
и изменениям производственных отношений
в обществе. Этот подход частично объясняет
феномены и развитие общества внутренними
противоречиями жизни общества и экономическими
процессами, но не объясняет крах социалистического
государства и имеет противоречие коммунизма,
как последней стадии развития обществ.
Социально-эволюционное понимание развития
общества определяет его как смену социально-экономических
систем, главным образом, традиционного
общества и современного общества (Вебер,
Парсонс и др.) или доиндустриального общества,
индустриального общества и постиндустриального
общества (Р. Арон, Д. Белл и др.), но скрывает
негативы капитализма.
Цивилизационное понимание является наиболее
общим, не подразумевает рассмотрение
или занижает роль конкретных социально-экономических
процессов. Плюрально-циклическое понимание
(Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби)
определяет, что общество развивается
и погибает, а на его смену приход новое.
Антиисторицизм (К. Поппер, фон Хайек) отрицает
развитие общества, как целого, и закономерности
развития, а история представляется как
просто последовательность событий.
Диалектическое (глобально-стадийное)
понимание развития обществ (философия
Гегеля и новейшая философия) базируется
на понимании производственных отношений
как основы развития общества, но определяет
не линейное развитие общества, а перемещение
центра всемирно-исторического развития.
Контрольные вопросы по теме.
1. В чем отличие общества от природы?
Общество отличается
от природы, это знает каждый. Но тогда
возникает вопрос: чем именно общество
отличается от природы? Если мы укажем
на их отличие, то тем самым установим
природу общества. Было найдено два главных
отличия общества от природы.
• Общество в отличие от природных систем
не существует независимо от идей, представлений,
ценностей, интерпретаций людей.
• Смысл социальных действий людей определяется
их ценностями. Природные неживые объекты
взаимодействуют между собой, и все тут.
Они не взаимодействуют во имя чего-то.
Животные питаются, размножаются, реализуют
свои инстинкты, сознательной деятельности
у них либо вообще нет либо она находится
в зачаточном состоянии (у животных, разумеется,
есть психика, ее изучает зоопсихология).
2. В чем выражается взаимосвязь общества
и природы?
Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.
Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).
- (в узком
смысле) - совокупность естественных
условий существования
Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:
- во-первых, воздействие природы на общество,
- во-вторых,
воздействие общества на
В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт - все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.
Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.
Основные формы взаимодействия общества и природы:
- природопользование
- использование полезных
- охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;
- обеспечение
экобезопасности - защищенность жизненно-важных
интересов объектов
3. Каковы причины экологического кризиса и пути выхода из него?
Реймерс в 1990 году дал определение глобального
экологического кризиса - это направление,
состояние во взаимоотношениях между
человеческим обществом и природой характеризующееся
несоответствием производственных сил
и производственных отношений человеческого
общества, у ресурсно-биологическим возможностям
биосферы.
Первым экологическим кризисом считается
кризис присваивающего хозяйства. Выход
из кризиса был найден в переходе на коллективную
охоту и разделением труда между участниками.
Второй кризис связан с перепромыслом
крупных зверей. Выход был найден в переходе
от присваивающего хозяйства к производящему.
Развитие сельского хозяйства определило
прогресс человечества на тысячелетия.
Третий кризис связан с полным сведением
лесов и чрезмерной нагрузки примитивного
земледелия.
Четвертый кризис связан с научно технической
революцией.
Анализ экологического и социально-экономической обстановки РФ позволяет выделить 5 основных направлений выхода РФ из глобального экологического кризиса.
Все компоненты биосферы охранять надо не по отдельности, а в целом как единую природную систему. Согласно федерального закона об «охране окружающей среды» (2002г.) основными принципами охраны окружающей среды является:
4. Охарактеризуйте основные
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.
Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.
Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.
Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.
Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:
Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.