Предмет философии и ее роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Связь философии с жизнью.
Предмет философии. Функции философии в культуре.
Соотношение философии и науки.
Основные философские направления.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия философия к.р..doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
  • мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
  • искусство — художественное освоение мира;
  • наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
  • право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
  • образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

5. Что дало для изучения общества  введение понятия «общественно-экономическая формация»?

Коренная идея формационного, или монистического, подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Идея о том, что  общество  в своем прогрессивном развитии проходит некоторые универсальные этапы, была впервые высказана еще А. Сен-Симоном. Однако относительно законченную форму формационный подход получил только в середине XIX в. в социальном учении К.Маркса, объясняющим процесс развития человечества как прогрессивное восхождение от одной формы  общества  к другой.

Результаты титанического труда К. Маркса и Ф. Энгельса по  изучению  и критическому анализу всемирно-исторического опыта позволили выделить совершенно новое для историографии и социальной философии  понятие  –«формация».  

Понятие  « общественно-экономическая  формация» в учении Маркса занимает ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории  общества . Маркс исходил из следующей установки: если человечество закономерно поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал « общественно-экономические  формации».  

Общественно-экономическая  формация есть  общество  на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

Основу  общественно-экономической  формации, по Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д.). Таким образом, специфическая  общественно-экономическая  формация – это все многообразие жизни  общества  на исторически определенном этапе его развития.

Учение об  общественно-экономической  формации  дало  ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено прежде всего в последовательной смене  общественно-экономических  формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой  данный  способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей  общественно-экономической  формации. Но конкретно-исторические условия существования общественных организмов весьма различны, и это приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.

6. Почему формационный подход  оказался ограниченным в объяснении  истории?

Материалистическая концепция истории, базирующаяся на формационном подходе, на протяжении последних 80 лет была господствующей в исторической науке нашей страны. Сильная сторона этой концепции состоит в том, что на основе определенных критериев она создает четкую объяснительную модель всего исторического развития. История человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс. Ясны движущие силы этого процесса, основные этапы и т. д.

Однако формационный подход в познании и объяснении истории не лишен и недостатков. На эти недостатки указывают его критики как в зарубежной, так и отечественной историографии. Во-первых, формационный подход предполагает однолинейный характер исторического развития. Теория формаций была сформулирована К. Марксом как обобщение исторического пути Европы. И сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Эти страны он отнес к так называемому «азиатскому способу производства». На основе этого способа, по мнению Маркса, образуется особая формация. Но подробной разработки этого вопроса он не провел. Позже исторические исследования показали, что и в Европе развитие определенных стран (например, России) не всегда можно вставить в схему смены пяти формаций. Таким образом, формационный подход создает определенные трудности в отражении многообразия многовариантности исторического развития.

Во-вторых, для формационного подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается прежде всего под углом зрения становления и смены способа производства: решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам, а основному субъекту истории — человеку отводится второстепенная роль. Человек предстает в той теории лишь как. винтик мощного объективного механизма, движущий историческое развитие. Таким образом принижается человеческое, личностное содержание исторического процесса, а вместе с ним и духовных факторов исторического развития.

В-третьих, формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс в этой методологии описывается преимущественно через призму классовой борьбы. Отсюда наряду с экономическими значительная роль отводится политическим процессам. Противники же формационного подхода указывают, что социальные конфликты, хотя и являются необходимым атрибутом общественной жизни, все же не играют в ней определяющей роли. А это требует и переоценки места политических отношений в истории. Они важны, но решающее значение принадлежит духовно-нравственной жизни.

В-четвертых, формационный подход содержит элементы провиденциализма и социального утопизма. Как отмечалось выше, формационная концепция предполагает неизбежность развития исторического процесса от бесклассовой первобытнообщинной через классовые — рабовладельческую, феодальную и капиталистическую — к бесклассовой коммунистической формации. К. Маркс и его ученики затратили много усилий для доказательства неотвратимости наступления эры коммунизма, в которой каждый будет вносить свое достояние по способностям, а получать от общества по потребностям. Выражаясь христианской терминологией, — достижение коммунизма означает достижение человечеством царства Божия на Земле. Утопический характер этой схемы обнаружился в последние десятилетия существования Советской власти и социалистической системы. Подавляющее большинство народов отказалось от «строительства коммунизма».

 

7. Охарактеризуйте  стадиально-технический подход.

 

 

Задание на распознавание понятий.

 

1. Раздел  философии, изучающий предельные  основания и основные ценности  общественной жизни – аксиология.

 

2. Фактор, через  который природа оказывает влияние  на общественное развитие – географический.

 

3. Термин, употребляемый В.И. Вернадским для обозначения разумного характера преобразованной человеком природы – ноосфера.

 

4. Философская  позиция, рассматривающая общество  как естественное продолжение  закономерностей природы – натуралистическая.

 

5. Принцип, содержанием которого является согласование общественного развития и возможностей природы – чем полнее свобода, тем выше ответственность.

 

6. Сфера  общества, содержанием которой является  взаимодействие различных социальных  общностей – социальная сфера.

 

7. Принцип объяснения общественного развития, согласно которому история развивается поступательно и прогрессивно – цивилизационный.

 

8. Основа общественно- экономической формации – способ производства.

 

9. Понятие, которое выражает единство материальной  и духовной сторон общественной жизни – культура.

 

 

Список литературы.

 

1.  Лазарев  Ф. В. , Трифонова М.К. Философия: учебное  пособие. Симфирополь, 1999.

2. Лешкевич  Т. Г. Философия: курс лекций. Москва 2000.

3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. Москва 2004.

4. Спиркин  А. Г. Философия учебник. Москва 2006.

5.Шевцов  Е.В. , Кириленко Г.Г. Философия: справочник  студента. Москва 2000.

6. Особенности, характерные для мифологической формы мировоззрения. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 4-е изд. – М.: 2007.

 

 

 


Информация о работе Предмет философии и ее роль в обществе