Проблема добра и зла в философии Л. Толстого и Ф. Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотреть особенности решения проблемы добра и зла отечественными философами ХIХ - ХХ веков.

Содержание

Введение

1. Проблема добра и зла в философии Л. Толстого и Ф. Достоевского

2. Проблема добра и зла в русской религиозной философии XIX -- XX вв.

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

понятия добра и зла.docx

— 36.65 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, как справедливо  отмечает Н.А. Бердяев, зло может  быть только имманентно преодолено. Нужно  не истребление "злых", а просветление "злых", ибо зло можно победить лишь изнутри, а не одним насильственным недопущением или истреблением. И вместе с тем должны быть положены внешние пределы проявлениям зла, истребляющим жизнь.

 

Зло есть, прежде всего, потеря цельности человека. Злой человек - это несчастный человек, его следует  пожалеть, потому что он не состоялся  как личность. Добро же в человеке есть внутренняя целостность, единство, подчинение душевной и телесной жизни  духовному началу, созвучному гармонии творения в эволюции универсума. Зло  есть возврат к Хаосу, отказ от созидания, и вместе с тем зло  имеет положительное значение, так  как оно само питает высшую творческую силу добра для своего преодоления. Возможность направленного использования  зла как стихийной энергии  Хаоса есть условие добра, ибо  насильственное уничтожение или  недопущение зла нередко оборачивается  большим злом и умножает зло в  мире. Да и неправедный путь к  добру легко может оборачиваться  во зло. Недаром же говорят, что "благими  намерениями устлана дорога в  ад". Так что добро и зло  в эволюции природы взаимосвязаны, и одно не бывает без другого.

 

Таким образом, проблема добра  и зла в русской религиозной  философии в целом решается в  духе христианской этики, что закономерно  вытекает из сущности и особенностей русской философии XIX -- начала XX вв.

 

Заключение

 

Русская философская антропология оценивала сущность человека, прежде всего, ориентируя на мир вечных, абсолютных ценностей Исходя из этого, раскрытие понятий добра и зла происходит через внутреннюю, нравственную природу человека, в непременной связи с понятиями "духовность", "совесть", "любовь" и др.

 

В связи с этим, категории "добро" и "зло" отражают не только субъективную направленность деятельности человека, выступая в качестве душевно-духовных состояний, но и объективную, поскольку  выражают абсолюты (максимы) нравственного бытия человека.

 

Специфика и тенденции  решения проблемы противостояния добра  и зла в русской религиозной  философии конца XIX - начала XX века основаны на положении превалирования духовного  над материальным, нравственного над социально-прагматическим, божественного над человеческим.

 

Философско-религиозные концепции  отечественных мыслителей XIX XX вв., посредством  которых они пытались решить вопрос о мировом зле и соотнести  сам факт существования зла с  благим Творцом - Богом, представляют теодицею, то есть оправдание Бога, попытку примирить  существование зла и несовершенства в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием Творца.

 

В теодицее сконцентрированы узловые вопросы человеческого  бытия и его взаимоотношения  с миром - вопросы добра и зла, страдания, искупления, свободы личности, соотнесения смысла жизни отдельного человека со смыслом бытия мира, меры ответственности человека и  Бога за существующее зло и многие другие.

 

Теодицеи русских философов XIX - н. XX вв. обладают современной социально-философской  значимостью, прежде всего, как учения, вновь поставившие вопрос о добре  и зле в обществе, о преобразовании общества посредством преобразования человеком своего внутреннего мира. Характерной чертой мировоззрения  русских философов является лишение  зла онтологического статуса, наличие  религиозной идеи всеобщего спасения и философской идеи социального  оптимизма.

 

Проблема добра и зла, связанная с ней проблема насилия, исследуемая отечественными мыслителями XIX - н. XX вв., привлекает внимание современных  правоведов, юристов, политиков, поскольку  проблема насилия в нашем обществе является одной из самых острых.

 

Духовные искания Л. Толстого, Ф. Достоевского, русских религиозных  философов очень важны для  осмысления и решения проблем  социального зла, создания правовых основ общества, к чему стремится  современная Россия.

 

Список литературы

 

1. Бердяев Н.А. Диалектика  божественного и человеческого. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2005. - 623 с.

 

2. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. - М.: Соратник, 1995. - 214 с.

 

3. Ефимов Г.И Проблема  зла и насилия в нравственной  философии Бердяева. М.: Лад, 1993 - 284 с.

 

4. Достоевский Ф. М. Братья  Карамазовы. М.: АСТ, 2007.

 

5. Иванова А.А. Русская  классическая философия: от Ф.М.Достоевского к И.А. Ильину. - М.: Диалог, 2007. - 429 с.

 

6. Ильин И.А. О сопротивлении  злу силой. - М.: Даръ, 2006. - 480 с.

 

7. История философии: Запад -- Россия -- Восток. В 4 кн. Кн. 4. Философия XX века / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. -- М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. -- 448 с.

 

8. История философии: Учебник  для вузов / Под ред. В. В.  Васильева, А. А. Кротова, Д.  В. Бугая. -- М.: Академический проект, 2008. -- 783 с.

 

9. Лазарева А.Н., Левицкий  СС, Лосев А.Ф. Русская религиозная  философия XIX - XX веков. - Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 2002. - 348 с.

 

10. Москалькова Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. - М.: Проспект, 1999. - 228 с.

 

11. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 218 с.

 

12. Шашков Н.И., Ерохина Л.Д. История философии. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 573 с.


Информация о работе Проблема добра и зла в философии Л. Толстого и Ф. Достоевского