Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:51, контрольная работа
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных) , а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.
1 Современная наука о предпосылках сознания.
Социальная природа сознания 3
1.1 Метафора сознания в античной философии 4
1.2 Христианство: открытие внутреннего духовного мира 5
1.3 Проблема сознания в классической европейской философии 6
1.4 Современная наука о сознании 8
1.5 Социальная природа сознания 14
2 Сознательное и бессознательное 27
3 Противоречивое единство языка и мышления 40
3.1 Сознание и мозг 41
3.2 Язык и сознание 44
Список используемой литературы 48
В ходе последнего появился
качественно новый принцип
В связи с бурным развитием информационных, компьютерных, виртуальных, генных технологий сейчас необычайно усилился интерес к выяснению природы сознания в ее полноте. В современном поле исследований сознание определяется как «способность человека оперировать образами окружающего мира, которая ориентирует его поведение; субъектная, внутренняя жизнь индивида» (Ю.Г.Волков). само сознание является наиболее таинственной «вещью» в мире на данный момент, потому что до сих пор нет ответа на следующие вопросы: Почему оно существует? Что оно делает? Как оно могло возникнуть на основе биохимических процессов мозга? Именно эти вопросы вызывают у ученых наибольший интерес, и поэтому на протяжении многих лет проблема сознания освещалась только в научных работах, изучающих мозг и разум. И несмотря на усилия исследователей, проблема сознания остается «вещью в себе» в силу своей необычайной сложности. Существует бесчисленное число точек зрения относительно природы сознания – от позиций тех, кто утверждает, что источник сознания человека находится вне его (им является высшее «Я»), в соответствии с которыми сознание может быть объяснено стандартными методами нейрофизиологии и психологии.
Естествоиспытатели находятся
на такой позиции, согласно которой
сознание человека является неотъемлемой
частью его телесной экзистенции (И.П.Павлов).
Еще в 1913 году И.П Павлов высказал
идею о том, что сознание представляет
собой область оптимальной
Метафору «светлого пятна
сознания» современные методы исследования
превратили в экспериментально наблюдаемое
явление. В наши дни физиологи
установили решающую роль речевых структур
головного мозга в феномене сознания.
«То, что в начале прошлого века было
доступно только мысленному взору гениального
естествоиспытателя, в наши дни исследователь,
вооруженный методами компьютерного
анализа электрической
В конце века среди разнообразных
теорий сознания на первый план все
отчетливее выдвигается теория «повторного
входа» А.М.Иваничкого и Дж. Эдельмана
– связь сознания с обращением
к долговременной памяти. Синтез двух
видов информации – наличной и
извлекаемой из памяти – определяется
возникновением ощущения (длительность
100-150 мс), которое опознается и категоризируется
примерно через 200 мс. В пользу нейрофизиологического
подхода к сознанию человека свидетельствуют
эксперименты по созданию кремниевой
сетчатки. Американские исследователи
сконструировали электронную
Очевидно, что при детальном анализе двух этих взглядов (один в отечественной литературе представлен Д.И. Дубровским, рассматривающим сознание кА функцию нейронных структур мозга человека, другой – Э.АИльенковым, считающим, что сознание как идеальное существует во взаимодействии человека с миром культуры) будут выявлены все ошибки и промахи, и что истина лежит где-то посредине. В перспективе должна будет создана целостная теория, состоящая из двух компонентов: физических законов, объясняющих поведение физических систем от бесконечно малых до бесконечно больших, и психологических законов, показывающих, как некоторые из данных систем ассоциируют с опытом сознания. Понятно, что следует иметь в виду многообразные философские, социологические, социально-психологические, коммуникативные и другие аспекты функционирования сознания.
1.5 Социальная природа сознания
Раскрытие сущности человека,
сущности мира и его бытия показывают,
что человек выступает как
субъект социальной деятельности, который,
сознательно и целенаправленно
воздействуя на мир и на самого
себя, не просто приспосабливается
к условиям жизни, а активно изменяет
их, преобразует природную и
Вопрос о природе сознания и его роли в жизнедеятельности человека непосредственно связан с вопросом о природе и сущности человека, о природе и сущности мира, о предельных основаниях их бытия. С решением основного вопроса философии, как отмечалось, связано разделение философов на материалистов и идеалистов. Если идеализм исходит из признания идеального как предельного основания бытия мира и человека, то материализм, исходя из признания первичности материи, акцентирует внимание на вопросе об обусловленности сознания бытием, о происхождении сознания, о его сущности, о роли в жизнедеятельности общества и личности.
В истории философской мысли вопрос о происхождении сознания решался на разных этапах истории по – разному. Преимущественно обращалось внимание на выяснение специфики сознания как свойства материи, на естественные предпосылки его возникновения. Социальная природа сознания долгое время оставалась не раскрытой. Раскрытие социальной природы сознания стало возможным на основе раскрытия социально – деятельностной сущности человека.
Как отмечалось, опосредование
удовлетворения жизненных потребностей
человека социальными условиями
обусловило потребность человека в
новом, по сравнению с животным, способе
ориентации. И этим способом явилось
сознание. Сознание как сознания бытия
представляет собой, с одной стороны,
отражение объективной
Характер и направленность
отношения человека к условиям своего
бытия обусловливается прежде всего
характером и направленностью потребностей
и интересов. Потребности, возникнув
как состояние, выражающее противоречие
между необходимостью существования,
функционирования и ограниченностью
внутренних возможностей ее обеспечения,
отражается в голове человека в чувстве
неудовлетворенности и
Само проявление и реализация,
удовлетворение жизненных потребностей
человека, их воспроизводство осуществляется
в его непосредственной взаимосвязи
с условиями существования. Причем
эта связь проявляется как
по отношению к природе, так и
по отношению к общественной жизни.
Вместе с тем удовлетворение потребностей
обусловливается не только непосредственной
связью человека с действительностью,
но и системой опосредования их удовлетворения
процессом материального
Можно сказать, что потребности
и интересы определяют характер и
направленность отношения человека
к миру, и именно тот угол зрения,
под которым человека воспринимает
его. Поэтому осознание человеком
своего отношения к миру проявляется,
с одной стороны, как осознание
своих потребностей и интересов,
а с другой – как осознание
самой действительности, ее сущности,
роли, условия удовлетворения потребностей,
условия обеспечения
Осознание человеком своего отношения к действительности и к себе осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и рациональном, включающем в себя обыденное и теоретическое сознание. Способом существования сознания является знание, которое представляет собой систему отраженных в голове человека и закрепленных памятью сведений об окружающем мире и о самом человеке. Знания – обобщение человеческого опыта, передаваемого от человека к человеку, от эпохи к эпохе, результат индивидуального жизненного опыта. В то же время знания заключают в себе оценку человеком результатов отражения действительности в голове человека, определение их значимости в его жизнедеятельности. Знания будут служить предпосылкой, оказывающей воздействие на характер отношения человека к действительности и к себе, на характер его деятельности. Без знаний невозможна ориентация человека в мире.
Эмпирический и рациональный
уровни осознания отношения к
действительности взаимосвязаны, но вместе
с тем они относительно самостоятельны.
Эмпирическое осознание действительности
связано непосредственным чувственным
взаимодействием человека с миром.
Особую роль здесь играет чувственно
– эмоциональное восприятие действительности.
Чувства и эмоции выступают как
специфические показатели наличия
тех или иных потребностей, необходимости
их удовлетворения, а также степени
удовлетворения или неудовлетворения
потребностей. В зависимости от характера
реакции человека на его взаимодействие
с окружающей действительностью
формируются две основные группы
эмоций – положительные и
С возникновением общества
происходит не только значительное усложнение
системы эмоций и чувств, но и
подъем их на качественно новый уровень
развития. У человека естественные
эмоции, унаследованные от животного,
приобретают очеловеченный
В чувственно – эмоциональном
взаимодействии человека и условий
его бытия формируется
Рациональный уровень
осознания бытия выступает в
форме абстрактного, логического
мышления, выраженного в понятиях,
категориях, теориях, системах идей закрепленного
в языке. Логическое мышление приобретает
относительную
Рациональный уровень
сознания, в свою очередь, включает
в себя два уровня: обыденное и
теоретическое сознание. Обыденное
сознание представляет собой выраженное
в логической форме и закрепленное
в языке осознание ближайших
потребностей и интересов, сферу
житейских взаимоотношений
Рациональный уровень
осознания человеком своего отношения
к миру, к себе также связан с
чувственно – эмоциональным восприятием
действительности. Но если на эмпирическом
уровне взаимосвязь проявляется
как результат
Эмпирический и рациональный
уровни сознания неразрывно связаны
между собой, взаимообусловливают
и взаимодополняют друг друга. Преломление
эмпирического и рационального
через чувственно – эмоциональное
находит свое выражение в общественной
психологии, которая представляет собой
систему чувств, настроений, переживаний,
обусловленных степенью эмпирического
и рационального освоения действительности
и представляющих собой субъективную
оценку человеком результатов