Русская философия XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и
характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-
альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом
мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,
классы и общество в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

Обзор философской мысли.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм

(от греч. Monos – один, единственный) – философский принцип, согласно которому мир имеет одно на-

чало. Понятно, что монизм может быть двух видов: материалистический и идеалистический. Дуа-

лизм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал:

материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis – множественный)

– предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних

мыслителей).

К вопросу о первоначалах всего  сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве

мышления и бытия. При его  решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносео-

логический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира).

Согласно агностицизму (от греч. аgnostos – непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Про-

тагор, Кант). Отрицательный ответ  на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отри-

цали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.).

Метафизика выступает как методологический принцип, противоположный принципу развития,

принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания мате-

рии.

Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в

центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также

свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование

окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др.

1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Структура философского знания определяется проблемным полем философии. Она представ-

ляет собой круг специфических  разделов, которые были и создаются  в ходе развития самой фило-

софской мысли.

1.4.1 Онтология

Термин «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos – сущее и logos – учение). Понятие

«бытие» в философии (при любой его трактовке) является центральным, исходным в осмыслении мира.

При этом сама проблема бытия  понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются проблемы

бытия и небытия, бытия материального и идеального, бытия природы, общества и человека.

Можно выделить следующие формы бытия:

• базирующиеся __________на предметном бытии: материальные предметы, относящиеся к природе, и мате-

риальные ценности, созданные  человеком;

• идеальное бытие (мир психического, мир духовно-социо-культурного);

• по атрибутам материи (пространство и время, напр., это «пространственное бытие» и «вре-

менное бытие»);

• по формам движения материи (механическое, физическое, химическое, биологическое и соци-

альное бытие);

• по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное бытие);

• общественное бытие, под которым чаще всего понимают способ производства, взаимодейст-

вующий с общественным сознанием (моралью, искусством, наукой, религией, философией).

1.4.2 Гносеология

Термин «гносеология»  происходит от греческих слов gnosis-знание и logos – учение, понятие и оз-

начает «учение о  знании». И хотя сам термин «теория  познания» введен в философию сравнительно не-

давно шотландским философом  Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со

времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Гносеология разрабатывалась  и в средние века, и в Новое  вре-

мя (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в ХХ-ом столетии (С.Л. Франк, Н. Гартман, Л.

Витгенштейн и др.).

Исторически сложились  два направления в гносеологии: агностицизм и гносеологический опти-

мизм. Первое направление утверждает, что сущность объектов (материальных и духовных) непозна-

ваема (Протагор,

Д. Юм, И. Кант, А. Пуанкаре и др.). Для гносеологического оптимизма характерна вера в познавае-

мость не только явлений, но и сущности объектов (Демокрит, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Р.

Декарт,

Г.В.Ф. Гегель, Ж.-П. Сартр  и др.).

Основные вопросы, разбираемые в гносеологии: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в по-

знании; чувственное и  рациональное в познании; проблема истины; уровни познания (эмпирический и

теоретический); специфика  философского знания по сравнению с  научным; проблема метода познания

и др.

1.4.3 Философская антропология

Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Она приобретает

особую актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает во-

прос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

Принцип историзма позволит проследить путь возникновения проблем, связанных с человеком. Это

воззрения античных философов  о человеке, где он рассматривался как микрокосм, подчиненный выс-

шему нача-

лу – судьбе. В системе  христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в ко-

тором изначально неразрывно и противоречиво связаны два  начала: душа и тело, а также человек  и Бог.

В философии Нового времени  отмечена прежде всего духовная сущность человека, его способность к

познанию. В XIX – начале XX столетия произошло гипертрофирование  духовного начала посредством

сведения его в одних  случаях к рациональному началу, в других – к иррациональному. Со временем че-

ловек становится в центр  философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общест-

во со всей необъятной Вселенной.

Философский подход к  человеку предполагает выявление его  сущности, анализ конкретно-

исторических форм его  активности, раскрытие различных  исторически существовавших форм его  бы-

тия.

Основные проблемы, рассматриваемые в философии человека: природное, социальное и духовное

как факторы развития человека; проблема сущности и существования; смысл жизни как интегральная

характеристика человеческого  бытия; человек и Вселенная; сознательное и бессознательное в человеке;

индивид и личность и  др.

1.4.4 Аксиология

Аксиология  – это философское учение о  ценностях и их природе (от греч. аxios – ценность и logos –

учение). Она непосредственно  связана с проблемами общества и  личности. В античной, а затем и сред-

невековой философии  ценности отождествлялись с самим  бытием, а ценностные характеристики вклю-

чались в его понятие. Основными вопросами теории ценностей  были: что есть благо? что есть справед-

ливость? (Сократ, Платон). Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Но-

вое время развитие науки  и новых общественных отношений  во многом определяют и основной подход

к рассмотрению предметов  и явлений как ценностей. Для  Канта «ценности» – цели, стоящие перед че-

ловеком. Гегель особое внимание уделяет различению ценностей экономических и духовных. В наше

время появилось множество  аксиологических концепций, отражающих ценностные установки совре-

менного мира (для В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности являются не реальностью, а идеалом; М.

Вебер особо подчеркивал  роль этических и религиозных  ценностей в развитии общества).

Можно выделить следующие  группы ценностей:

• по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные;

• по субъекту – субъективно–личностные, формирующиеся в процессе воспитания, образования и

накопления жизненного опыта индивида, и надындивидуальные  – групповые, национальные, классо-

вые, общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и  культуры;

• по их роли в жизни человека и человечества – утилитарные (жилище, питание и т.д.) и духов-

ные. Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные – ее смысл.

Необходимо отметить, что ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека

извне. Весь жизненный  опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его

ценностей.

1.4.5 Социальная  философия

В узком смысле «социальное» обозначает существование  особой области общественных явле-

ний, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества. В социальной

философии решается круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей: проблемы

их социального  положения, жизненного уровня, образования  и т.д.

В широком  смысле понятие «социальное» употребляется  в значении «общественное» и обозначает

все происходящее в обществе в отличие от происходящего  в природе.

В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смыс-

ле. Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а также законы его функциони-

рования и  развития. Социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явле-

ния и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как  саморазвивающейся и самовоспроиз-

водящейся системы.

Основные проблемы социальной философии: взаимодействия между собой различных обществ;

практическая деятельность людей  и их общественные отношения; взаимодействие объективных и субъ-

ективных сторон деятельности и  общественных отношений людей; объективные  потребности и интере-

сы общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности, присущие человеческому сознанию в

данном обществе и др.

Все вышеназванные явления находятся  в диалектическом взаимодействии.

Заслуживают внимания социально-философские  воззрения представителей немецкой классической

философии (Кант, Гегель), французских  философов Конта и Дюркгейма, других представителей идеа-

листической социальной философии, в том числе неокантианства, современного позитивизма, экзи-

стенциализма и др. Фундаментальное  значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объек-

тивной основе развития общества. Кант видел такую основу в объективно существующем мире умопо-

стигаемых сущностей – «вещей в  себе», Гегель – в саморазвитии Абсолютной идеи.

Материализм представляет развитие общества как противоречивый естественно-исторический про-

цесс, развивающийся по своим объективным  законам.

1.4.6 История философии

Несмотря на то, что каждый раздел философии имеет свои истоки в  истории философии, сама исто-

рия философии оформляется в  отдельную область философского знания. История философии – это

особая развивающаяся  система, в качестве элементов которой выступают самые разнообразные кон-

кретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга)

связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундамен-

тальных проблем и  выявлением предельных взаимоотношений, существующих между миром и челове-

ком.

Конечно, следует обратить внимание и на то, что это деление  в известной мере носит условный характер. Философия всегда реализуется как единство двух сторон – истории и теории. Разрыв этих сторон или их абсолютизация приводят к искажению самого предмета философии. Подчинение реального

историко-философского процесса этим абсолютизированным схемам ведет к искажению изложения ис-

тории философии.

Историко-философский  процесс: исходные понятия и движущие силы

Историко-философский  процесс характеризуется существованием множества философских учений,

школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса являет-

ся философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных,

Информация о работе Русская философия XIX века