Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:52, контрольная работа
Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и
характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-
альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом
мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,
классы и общество в целом.
С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм
(от греч. Monos – один, единственный) – философский принцип, согласно которому мир имеет одно на-
чало. Понятно, что монизм может быть двух видов: материалистический и идеалистический. Дуа-
лизм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал:
материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis – множественный)
– предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних
мыслителей).
К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве
мышления и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносео-
логический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира).
Согласно агностицизму (от греч. аgnostos – непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Про-
тагор, Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отри-
цали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.).
Метафизика выступает как методологический принцип, противоположный принципу развития,
принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания мате-
рии.
Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в
центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также
свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование
окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др.
1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Структура философского знания определяется проблемным полем философии. Она представ-
ляет собой круг специфических разделов, которые были и создаются в ходе развития самой фило-
софской мысли.
1.4.1 Онтология
Термин «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos – сущее и logos – учение). Понятие
«бытие» в философии (при любой его трактовке) является центральным, исходным в осмыслении мира.
При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются проблемы
бытия и небытия, бытия материального и идеального, бытия природы, общества и человека.
Можно выделить следующие формы бытия:
• базирующиеся __________на предметном бытии: материальные предметы, относящиеся к природе, и мате-
риальные ценности, созданные человеком;
• идеальное бытие (мир психического, мир духовно-социо-культурного);
• по атрибутам материи (пространство и время, напр., это «пространственное бытие» и «вре-
менное бытие»);
• по формам движения материи (механическое, физическое, химическое, биологическое и соци-
альное бытие);
• по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное бытие);
• общественное бытие, под которым чаще всего понимают способ производства, взаимодейст-
вующий с общественным сознанием (моралью, искусством, наукой, религией, философией).
1.4.2 Гносеология
Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis-знание и logos – учение, понятие и оз-
начает «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно не-
давно шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со
времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Гносеология разрабатывалась и в средние века, и в Новое вре-
мя (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в ХХ-ом столетии (С.Л. Франк, Н. Гартман, Л.
Витгенштейн и др.).
Исторически сложились два направления в гносеологии: агностицизм и гносеологический опти-
мизм. Первое направление утверждает, что сущность объектов (материальных и духовных) непозна-
ваема (Протагор,
Д. Юм, И. Кант, А. Пуанкаре и др.). Для гносеологического оптимизма характерна вера в познавае-
мость не только явлений, но и сущности объектов (Демокрит, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Р.
Декарт,
Г.В.Ф. Гегель, Ж.-П. Сартр и др.).
Основные вопросы, разбираемые в гносеологии: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в по-
знании; чувственное и рациональное в познании; проблема истины; уровни познания (эмпирический и
теоретический); специфика философского знания по сравнению с научным; проблема метода познания
и др.
1.4.3 Философская антропология
Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Она приобретает
особую актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает во-
прос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.
Принцип историзма позволит проследить путь возникновения проблем, связанных с человеком. Это
воззрения античных философов о человеке, где он рассматривался как микрокосм, подчиненный выс-
шему нача-
лу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в ко-
тором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог.
В философии Нового времени отмечена прежде всего духовная сущность человека, его способность к
познанию. В XIX – начале XX столетия произошло гипертрофирование духовного начала посредством
сведения его в одних
случаях к рациональному
ловек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общест-
во со всей необъятной Вселенной.
Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, анализ конкретно-
исторических форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бы-
тия.
Основные проблемы, рассматриваемые в философии человека: природное, социальное и духовное
как факторы развития человека; проблема сущности и существования; смысл жизни как интегральная
характеристика человеческого бытия; человек и Вселенная; сознательное и бессознательное в человеке;
индивид и личность и др.
1.4.4 Аксиология
Аксиология – это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios – ценность и logos –
учение). Она непосредственно связана с проблемами общества и личности. В античной, а затем и сред-
невековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики вклю-
чались в его понятие. Основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что есть справед-
ливость? (Сократ, Платон). Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Но-
вое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход
к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Для Канта «ценности» – цели, стоящие перед че-
ловеком. Гегель особое внимание уделяет различению ценностей экономических и духовных. В наше
время появилось множество аксиологических концепций, отражающих ценностные установки совре-
менного мира (для В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности являются не реальностью, а идеалом; М.
Вебер особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества).
Можно выделить следующие группы ценностей:
• по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные;
• по субъекту – субъективно–личностные, формирующиеся в процессе воспитания, образования и
накопления жизненного опыта индивида, и надындивидуальные – групповые, национальные, классо-
вые, общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и культуры;
• по их роли в жизни человека и человечества – утилитарные (жилище, питание и т.д.) и духов-
ные. Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные – ее смысл.
Необходимо отметить, что ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека
извне. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его
ценностей.
1.4.5 Социальная философия
В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явле-
ний, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества. В социальной
философии решается круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей: проблемы
их социального положения, жизненного уровня, образования и т.д.
В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное» и обозначает
все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.
В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смыс-
ле. Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а также законы его функциони-
рования и развития. Социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явле-
ния и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроиз-
водящейся системы.
Основные проблемы социальной философии: взаимодействия между собой различных обществ;
практическая деятельность людей и их общественные отношения; взаимодействие объективных и субъ-
ективных сторон деятельности и общественных отношений людей; объективные потребности и интере-
сы общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности, присущие человеческому сознанию в
данном обществе и др.
Все вышеназванные явления
Заслуживают внимания социально-философские воззрения представителей немецкой классической
философии (Кант, Гегель), французских философов Конта и Дюркгейма, других представителей идеа-
листической социальной философии, в том числе неокантианства, современного позитивизма, экзи-
стенциализма и др. Фундаментальное значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объек-
тивной основе развития общества. Кант видел такую основу в объективно существующем мире умопо-
стигаемых сущностей – «вещей в себе», Гегель – в саморазвитии Абсолютной идеи.
Материализм представляет развитие общества как противоречивый естественно-исторический про-
цесс, развивающийся по своим объективным законам.
1.4.6 История философии
Несмотря на то, что каждый раздел философии имеет свои истоки в истории философии, сама исто-
рия философии оформляется в отдельную область философского знания. История философии – это
особая развивающаяся система, в качестве элементов которой выступают самые разнообразные кон-
кретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга)
связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундамен-
тальных проблем и выявлением предельных взаимоотношений, существующих между миром и челове-
ком.
Конечно, следует обратить внимание и на то, что это деление в известной мере носит условный характер. Философия всегда реализуется как единство двух сторон – истории и теории. Разрыв этих сторон или их абсолютизация приводят к искажению самого предмета философии. Подчинение реального
историко-философского процесса этим абсолютизированным схемам ведет к искажению изложения ис-
тории философии.
Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы
Историко-философский
процесс характеризуется
школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса являет-
ся философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных,