Русская философия XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и
характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-
альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом
мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,
классы и общество в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

Обзор философской мысли.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

логически связанных  друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность философских

учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций од-

них и тех же принципов, развиваемых различными, нередко  конкурирующими школами, принято назы-

вать течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе

именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность

философских течений (а  следовательно, учений и школ), которые  при всем расхождении друг с другом

отстаивают некоторые  общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеа-

лизм, эмпиризм и рационализм  и др.).

Движущей силой историко-философского процесса является столкновение философских подходов,

борьба идей, принципов  и личностей. При этом, с развитием  историко-философского процесса меняется

предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем.

2 И С Т О Р И  Я Ф И Л О С О Ф С  К И Х У Ч Е Н И Й

2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО  МИРА

Развитие философии  на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет

ряд общих закономерностей:

• зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу);

• философия формируется  как форма общественного сознания с возникновением классового об-

щества и государства (Древняя Индия –

1 тыс. до н.э. –  формирование рабовладельческого общества; Китай –

V – IV вв. до н.э. –  процесс классового расслоения  общества; Греция – VII – VI вв. до  н.э. – развитие ра-

бовладельческого государства);

• она обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и безобраз-

ного, любви и ненависти и др.);

• ей присущ мировоззренческий  характер философского знания;

• она стремится к  научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость

(стихийно применяемые  философами древности два основных  метода – диалектика и метафизика, на-

пример, диалектические моменты философии Гераклита, Сократа, Аристотеля, философии «Упанишад»,

даосизма и др.; метафизический метод исследований Парменида, Мелисса, последователей Конфуция –

Мэн-цзы, Сюнь-цзы и  др.)

Необходимо отметить и отличия философских учений Востока и Запада:

• Восток концентрирует  свое внимание в основном на проблемах  человека, а философия Запада

является скорее многопроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические, методо-

логические, эстетические, этические и другие вопросы;

• специфика в разработке категориального аппарата: в философии  Востока органически воспри-

нимаются категории, предложенные мифологией (инь – женское начало, ян – мужское начало, нирвана

– высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории, которыми в основ-

ном пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.);

• в западной философии  в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон, Аристотель),

на Востоке этим занималась школа ньяя (санскр. буквально – правило, рассуждения, логика);

• при решении социальных проблем восточная философия  занимается проблемой Вселенского

человека (у Конфуция – иерархия социальной структуры  через обращение к Небу), западная же – про-

блемами государства, закона, управления, власти и т.п.

2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Гибель античной философии  следует понимать как исторически  неизбежный результат в развитии

философской мысли, связанный  с вхождением человечества в новую  цивилизацию, часто называемую

европейской традицией в философии.

Узловые пункты ее развития:

• переход от языческой  религии к монотеистической;

• перенесение центра философской проблематики от чувственно-материального  Космоса к иссле-

дованию проблем бытия Бога (Филон Александрийский, Ориген, Климент, Августин и др.); христиан-

ская мораль становится неотделимой от веры и религии;

• одной из центральных  проблем средневековья становится спор об универсалиях в разных вари-

антах его решений (Боэций: универсалии бестелесны и существуют только в общем, но не в индивидах;

П. Абеляр: каждому имени  соответствует реальная сущность; Бонавентура: универсалии есть лишь сло-

ва);

• схоластическая философия (Ф. Аквинский) выдвигает проблему соотношения философии и

теологии (философия способна предоставить полезное знание о божественной сущности, использование

которого поможет праведному человеку в достижении непосредственного созерцания Бога).

2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV – XVI вв.)

В эпоху Возрождения  философское мышление получает сильные  импульсы из сферы искусства, в

частности, через новое  прочтение античной литературы и  погружение в мир образов античной культу-

ры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно, у гуманистов

(Э. Роттердамский,  М. Монтень, Т. Мор, Л. Валла  и др.).

Основные черты  философии Ренессанса (Возрождения):

• гуманизм (лат. humanus – человечный), основанный на принципах равенства, справедливости,

человечности отношений  между людьми; это мировоззрение  проникнуто любовью, уважением к чело-

веческому достоинству;

• осмысление проблем государства и права (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), социальные

проекты переустройства общества

(Т. Мор, Т. Кампанелла);

• натурфилософия (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.); формируются

основы современного естествознания, современный образ науки.

2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО  ВРЕМЕНИ

В философии  Нового периода можно выделить две основные проблемы, занимавшие умы фи-

лософов:

• проблема метода в познании (эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм – Р. Декарт, Б. Спи-

ноза);

• проблема субстанции (substantia (лат.) – первооснова, сущность); она разрешалась в рамках ра-

ционализма (Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о существовании

двух субстан-

ций – материальной и  духовной).

Для философии Нового времени характерна ориентация на науку –

с одной стороны, и юридически-правовую сферу – с другой.

2.5 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ  И

ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII в.

В философии Просвещения  необходимо сделать акцент на просветительскую тенденцию, в которой

провозглашается культ  Разума и придается большое значение знаниям в социальном развитии (Ш. Мон-

тескье,

Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро). Основная проблема философии решается, в основ-

ном, материалистически.

Еще одна важная черта  – «просветительский атеизм», критика религиозного мировоззрения в це-

лом, и религиозных  социальных институтов, священников  как «выразителей и проводников данного

ложного мировоззрения».

В теории познания французские  материалисты выступали с метафизических и сенсуалистических

позиций__________, основанных на абсолютизации роли созерцания и  ощущений.

2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ

С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов  Просвещения. Одним из наиболее

глубоких критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого

идеализма

И. Кант, чье мировоззрение  сформировалось в русле просветительских идей. Он создает гносеологиче-

ское направление в  философии, именуемое агностицизмом (непознаваемость «вещей в себе»), развива-

ет этику, базирующуюся на понимании человека как высшей ценности.

Классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических

философских системах. Основными  ее заслугами можно считать:

• развитие и применение диалектического метода в познании (Г.В.Ф. Гегель конструирует диа-

лектику как систему, формируя основные законы и категории  диалектики применительно к развитию

Абсолютной Идеи; И.Г. Фихте развивает учение о диалектическом способе мышления);

• использование принципа историзма в идеалистических системах (практическая философия Ф.

Шеллинга исследует  проблему человеческой свободы и  приходит к выводу о необходимом характере

исторических законов; Гегель создает грандиозную философскую  систему всей духовной культуры че-

ловечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс  становления духа).

Несмотря на то, что  немецкая классическая философия в  основном развивалась в русле идеалисти-

ческих систем, в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощнейших материалистических кон-

цепций. Это материализм Л. Фейербаха, который за начало бытия берет природу как конечное, опреде-

ленное, реальное; в центре построения его философской системы  находится человек, как высшее творе-

ние природы.

2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ  МЫСЛИ XIX в.

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философские предпосылки  философии марксизма:

• французский материализм  второй половины XVIII в.;

• немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Мар-

ксом и Ф. Энгельсом  на основе материалистических принципов;

• антропологический  материализм Фейербаха.

Особенности философии марксизма:

• основной вопрос философии  решается материалистически;

• истина понимается как  результат совпадения представлений  человека и действительности; кри-

терием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно-

чувствительной деятельности человека;

• диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;

• провозглашается требование тесного союза философии и  естествознания.

Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи –

П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были Г.В. Плеханов

и В.И. Ленин.

2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основные этапы  развития:

1 фИЛОСОФИЯ ХI – ХVII ВВ. ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА, ИЛИ ДРЕВНЕРУССКАЯ

ФИЛОСОФИЯ; ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ  ВПЛЕТЕННОСТЬЮ В ТКАНЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИ-

РОВОЗЗРЕНИЯ, СВЯЗЬЮ С МИРОВОЙ ФИЛОСОФИЕЙ И  С ПРОЦЕССОМ ХРИСТИАНИЗА-

ЦИИ (МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН, КНЯЗЬ ВЛ. МОНОМАХ, МАКСИМ ГРЕК, НИЛ СОРСКИЙ

И ДР.). В XVI В. ФОРМИРУЕТСЯ  РУССКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МЕССИАНСТВО; ЮРИЙ КРИ-

ЖАНИЧ ПОЛОЖИЛ  НАЧАЛО ПРОЦЕССУ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ, ОСВОБОЖ-

ДЕНИЮ ЕЕ ОТ ЦЕРКОВНОГО ВЛИЯНИЯ, РАССМАТРИВАЯ ФИЛОСОФИЮ КАК  «МИР-

СКОЕ ЗНАНИЕ».

2 Второй крупный период  развития русской философии начинается с XVIII в. и связан с рефор-

мами Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени  на Ру-

си были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил  основы материалистической

традиции), А.Н. Радищев (провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в каче-

стве основного стержня  светской общественной мысли).

3 Русская философия  XIX в. (до возникновения философских  систем 70-х годов); в этот период

начинается самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым (центральное

место в его философии  занимает проблема человека и философия  истории), славянофилами – А.С. Хо-

мяковым (утверждение  православия как вечного начала), И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным, И.С. Ак-

саковым и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А.И. Герцен,

Информация о работе Русская философия XIX века