Русская философия XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и
характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-
альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом
мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,
классы и общество в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

Обзор философской мысли.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин  и др.).

4 Русская философия  конца XIX – начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских

систем (Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев,

Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин  и др.). Характерными особенностями  периода являются антропоцентризм и

гуманизм, религиозный  характер философии, а также космизм (теологический в лице Н.Ф. Федорова,

Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского  и естественнонаучный, представленный К.Э. Циолковским, В.И.

Вернадским).

5 Большое значение  в развитии русской философии  имел период, который часто называют духов-

ным ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В. Розанова, С.Н.

Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и других. Этих

философов волновали  проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога, «рус-

ская идея», проблемы социального устройства и другие.

В заключение следует  отметить, что русская философия  сравнительно молода, она впитала  в себя

лучшие философские  традиции и школы европейской  и мировой философии. Вместе с тем она, несо-

мненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием.

2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ  МЫСЛИ

Существуют различные  точки зрения по поводу развития современной  философской мысли. Со-

гласно первой, основными  моделями современного философского мышления являются позитивизм,

марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор

имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человече-

ского бытия и его  смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувствен-

ного и рационального  в познании, и новые проблемы –  проблему факта, веры, познания и творчества,

логики познания и  др. Позитивизм сегодня представлен  «критическим рационализмом» К. Поппера,

теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда,

теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил христианскую тра-

дицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел  существенные изменения: в нем поя-

вились концепции аналитической  философии религии, эпистемология  религии, философско-

антропологические концепции  и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком подлинно-

го существования и  обратил к изучению современных  проблем человеческого бытия, культуры, иссле-

дованию переживаний  субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Ка-

мю). Марксизм выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, вбирающего в себя

синтез различных мировоззренческих ориентаций.

Существует другая точка  зрения, согласно которой в современной  философии, в отличие от класси-

ческой, на первый план выходят  различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде-

ление и локализация  отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные философ-

ские направления.

Все это создает определенную сложность в понимании и изложении  историко-философского мате-

риала, так как резко  увеличивается само количество философских  концепций и даже простое их пере-

числение довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать основ-

ные направления современной  философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма.

Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс-

шая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бы-

тия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р.

Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом).

Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как соци-

ального института и  как формы постижения мира. В нем  наука рассматривается как «демон, выпущен-

ный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтерна-

тивы науке, научному познанию, а в некоторых случаях  вообще рациональному взгляду на мир выдви-

гаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бы-

тия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдег-

гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр  и др.), а также творчество таких  мыслителей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф.

Ницше,

А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а

теоретические исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не осознаю-

щихся человеком.

Серьезный вклад в  развитие вышеупомянутой проблемы был  внесен психоанализом, представлен-

ным:

• теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор че-

ловеческого измерения  и существования;

• теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное бессознательное яв-

ляется отражением опыта  предшествующих поколений;

• социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;

• «экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма.

Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий,

как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное  человека с космической пустотой

(С. Фанти).

В «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) жизнь представлена как поток интуи-

тивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни. В философии Ф. Ницше, направ-

ленной на критику  христианской морали и создание новой морали «сверхчеловека», проповедуется ин-

дивидуализм, волюнтаризм и иррационализм. Воззрения

А. Бергсона можно определить как генеральное возражение против материалистически-

механистического и  позитивистского направления философской  мысли. В качестве субстанции Бергсон

утверждает жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа.

Существует еще одна тенденция в развитии философии  – коммунологическая (от «коммуникация»

– общение). К. Ясперс пишет  о «философской коммуникации», Г. Гадамер говорит о необходимости

вести философский диалог, Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев развивают  идею «диалога культур». В этом же

направлении развиваются  концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др.

Плюралистичность различных  концепций современной философии достигает наивысшего подъема

и на едином проблемном поле возникают самые разнообразные  варианты решения конкретных фило-

софских проблем. Это  побуждает философов вступать в  диалог, а не отворачиваться друг от друга в си-

лу разности принципов, методов и подходов.

Основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, не-

отомизм, экзистенциализм и другие. Эти философские модели возникли на рубеже XIX – XX вв., но и

сегодня, благодаря тому, что рассматриваемые ими проблемы имеют общечеловеческую ценность, ока-

зались востребованными.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1 АЛЕКСЕЕВ П.В., ПАНИН  А.В. ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1996.

2 Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

3 Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова. В 2 ч. (Любое издание).

4 История философии в кратком изложении / Пер. с чешск. (Любое издание).

5 История философии: Запад–Россия–Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Философия

древности и средневековья. М., 1985. Кн. 2: Философия XV – XIX вв. М., 1996.

6 Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для вузов. М., 1999.

7 Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999.

8 КАНКЕ В.А. ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС:

УЧЕБНИК ДЛЯ  ВУЗОВ. 3-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. М., 2000.

9 КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ / пОД РЕД. М.Т. ИОВЧУКА,

Т.И. ОЙЗЕРМАНА, И.Я. ЩИПАНОВА. (ЛЮБОЕ ИЗДАНИЕ)

10 МИР ФИЛОСОФИИ: КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ. В 2 Ч. М., 1991.

11 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / РЕД. Е.В. ПОПОВ. М.,

1997.

12 РАССЕЛ Б. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. РОСТОВ Н/Д, 1998.

13 РЕАЛЕ Д., АНТИСЕРИ Д. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ.

Т. 1: АНТИЧНОСТЬ. СПБ., 1994. Т. 2: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. СПБ., 1994. Т. 3: НОВОЕ ВРЕМЯ (ОТ

ЛЕОНАРДО ДО КАНТА). СПБ., 1996.

14 ТАРАНОВ П.С. МУДРОСТЬ ТРЕХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. М., 1998.

15 ФИЛОСОФИЯ: 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ: ЭКСПРЕСС-СПРАВОЧНИК

ДЛЯ СТУДЕНТОВ  ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КОХАНОВСКИЙ. РОСТОВ Н/Д, 2001.

16 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КОХАНОВСКИЙ РОСТОВ Н/Д,

2000.

17 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Н. ЛАВРИНЕНКО,

В.П. РАТНИКОВА. М., 2002.

18 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК _________ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. Л.А. НИКИТИЧ М., 2000.

19 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Д. ГУБИНА. М., 1996.

20 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.И. КИРИЛЛОВА. М,

1996 – 1997 (Ч. I – ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ; Ч. II –  ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ).

21 ФИЛОСОФИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ПОД РЕД. Е.В. НЕ-

СМЕЯНОВА. М., 1999.

22 ШАПОВАЛОВ В.Ф. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: ОТ КЛАССИКИ К СОВРЕМЕННОСТИ:

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ  ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1999.

 

Оглавление

1 Введение  в философию

1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ,  ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ  ТИПЫ

1.2 ОСНОВНЫЕ  ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 

1.3 ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ 

1.4 СТРУКТУРА  ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

2 История философских учений

2.1 ФИЛОСОФИЯ  ДРЕВНЕГО МИРА

2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ  ФИЛОСОФИЯ

2.3 ФИЛОСОФИЯ  ЭПОХИ вОЗРОЖДЕНИЯ

(XV – XVI ВВ.)

2.4 ФИЛОСОФИЯ  НОВОГО ВРЕМЕНИ

2.5 ФИЛОСОФИЯ  ПРОСВЕЩЕНИЯ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII В.

2.6 НЕМЕЦКАЯ  КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 

2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX В.

2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ФИЛОСОФИЯ

2.9 ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ


Информация о работе Русская философия XIX века