Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:52, контрольная работа
Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и
характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-
альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом
мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,
классы и общество в целом.
Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.).
4 Русская философия конца XIX – начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских
систем (Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев,
Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями периода являются антропоцентризм и
гуманизм, религиозный характер философии, а также космизм (теологический в лице Н.Ф. Федорова,
Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского и естественнонаучный, представленный К.Э. Циолковским, В.И.
Вернадским).
5 Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духов-
ным ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В. Розанова, С.Н.
Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и других. Этих
философов волновали проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога, «рус-
ская идея», проблемы социального устройства и другие.
В заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она впитала в себя
лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она, несо-
мненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием.
2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Со-
гласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм,
марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор
имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человече-
ского бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувствен-
ного и рационального в познании, и новые проблемы – проблему факта, веры, познания и творчества,
логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера,
теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда,
теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил христианскую тра-
дицию в русле католицизма.
Современный неотомизм
вились концепции
антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком подлинно-
го существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, иссле-
дованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Ка-
мю). Марксизм выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, вбирающего в себя
синтез различных мировоззренче
Существует другая точка зрения, согласно которой в современной философии, в отличие от класси-
ческой, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде-
ление и локализация отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные философ-
ские направления.
Все это создает определенную
сложность в понимании и
риала, так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже простое их пере-
числение довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать основ-
ные направления современной философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма.
Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс-
шая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бы-
тия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р.
Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом).
Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как соци-
ального института и как формы постижения мира. В нем наука рассматривается как «демон, выпущен-
ный из бутылки», угрожающий
существованию самой человеческ
тивы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдви-
гаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бы-
тия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдег-
гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслителей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф.
Ницше,
А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а
теоретические исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не осознаю-
щихся человеком.
Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представлен-
ным:
• теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор че-
ловеческого измерения и существования;
• теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное бессознательное яв-
ляется отражением опыта предшествующих поколений;
• социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;
• «экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма.
Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий,
как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой
(С. Фанти).
В «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) жизнь представлена как поток интуи-
тивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни. В философии Ф. Ницше, направ-
ленной на критику христианской морали и создание новой морали «сверхчеловека», проповедуется ин-
дивидуализм, волюнтаризм и иррационализм. Воззрения
А. Бергсона можно определить как генеральное возражение против материалистически-
механистического и
позитивистского направления
утверждает жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа.
Существует еще одна тенденция в развитии философии – коммунологическая (от «коммуникация»
– общение). К. Ясперс пишет о «философской коммуникации», Г. Гадамер говорит о необходимости
вести философский диалог, Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев развивают идею «диалога культур». В этом же
направлении развиваются концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др.
Плюралистичность различных
концепций современной философи
и на едином проблемном поле возникают самые разнообразные варианты решения конкретных фило-
софских проблем. Это побуждает философов вступать в диалог, а не отворачиваться друг от друга в си-
лу разности принципов, методов и подходов.
Основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, не-
отомизм, экзистенциализм и другие. Эти философские модели возникли на рубеже XIX – XX вв., но и
сегодня, благодаря тому,
что рассматриваемые ими
зались востребованными.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 АЛЕКСЕЕВ П.В., ПАНИН А.В. ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1996.
2 Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
3 Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова. В 2 ч. (Любое издание).
4 История философии в кратком изложении / Пер. с чешск. (Любое издание).
5 История философии: Запад–Россия–Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Философия
древности и средневековья. М., 1985. Кн. 2: Философия XV – XIX вв. М., 1996.
6 Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для вузов. М., 1999.
7 Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999.
8 КАНКЕ В.А. ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС:
УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ. 3-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. М., 2000.
9 КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ / пОД РЕД. М.Т. ИОВЧУКА,
Т.И. ОЙЗЕРМАНА, И.Я. ЩИПАНОВА. (ЛЮБОЕ ИЗДАНИЕ)
10 МИР ФИЛОСОФИИ: КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ. В 2 Ч. М., 1991.
11 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / РЕД. Е.В. ПОПОВ. М.,
1997.
12 РАССЕЛ Б. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. РОСТОВ Н/Д, 1998.
13 РЕАЛЕ Д., АНТИСЕРИ Д. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ.
Т. 1: АНТИЧНОСТЬ. СПБ., 1994. Т. 2: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. СПБ., 1994. Т. 3: НОВОЕ ВРЕМЯ (ОТ
ЛЕОНАРДО ДО КАНТА). СПБ., 1996.
14 ТАРАНОВ П.С. МУДРОСТЬ ТРЕХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. М., 1998.
15 ФИЛОСОФИЯ: 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ: ЭКСПРЕСС-СПРАВОЧНИК
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КОХАНОВСКИЙ. РОСТОВ Н/Д, 2001.
16 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ОТВ. РЕД. В.П. КОХАНОВСКИЙ РОСТОВ Н/Д,
2000.
17 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Н. ЛАВРИНЕНКО,
В.П. РАТНИКОВА. М., 2002.
18 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК _________ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. Л.А. НИКИТИЧ М., 2000.
19 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.Д. ГУБИНА. М., 1996.
20 ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / ПОД РЕД. В.И. КИРИЛЛОВА. М,
1996 – 1997 (Ч. I – ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ; Ч. II – ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ).
21 ФИЛОСОФИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ПОД РЕД. Е.В. НЕ-
СМЕЯНОВА. М., 1999.
22 ШАПОВАЛОВ В.Ф. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: ОТ КЛАССИКИ К СОВРЕМЕННОСТИ:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ. М., 1999.
Оглавление
1 Введение в философию
1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
1.2 ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1.3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
2 История философских учений
2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ вОЗРОЖДЕНИЯ
(XV – XVI ВВ.)
2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
2.5 ФИЛОСОФИЯ
ПРОСВЕЩЕНИЯ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕ
2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX В.
2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.9 ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСО