Сверхчеловек. Учение Ницше о сверхчеловеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:07, реферат

Краткое описание

Иррационалистические концепции типа бергсонианства или «философии жизни» с их ограничением разумного познания и абсолютизацией значения внерациональных (интуитивных, оценочных) факторов философского понимания бытия. Именно в этот исторический период возникает целая серия философских концепций, так или иначе развивающих антисциентистскую традицию, что характерно для творчества таких мыслителей, как А. Шопенгауэр (1788—1860), С. Кьеркегор (1813—1855), Ф. Ницше (1844—1900), В. Дильтей (1833—1911), А.Бергсон (1859— 1941) и др.

Содержание

Введение
1. Философия Ницше
2. Сверхчеловек. Учение Ницше о сверхчеловеке
3. Воля к власти
4. Религия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия сделана.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

План:

 

Введение

  1. Философия Ницше
  2. Сверхчеловек. Учение Ницше о сверхчеловеке
  3. Воля к власти
  4. Религия

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любовь к жизни –  это почти противоположность  любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности (Ф. Ницше).

Иррационалистические концепции  типа бергсонианства или «философии жизни» с их ограничением разумного  познания и абсолютизацией значения внерациональных (интуитивных, оценочных) факторов философского понимания бытия. Именно в этот исторический период возникает целая серия философских  концепций, так или иначе развивающих  антисциентистскую традицию, что  характерно для творчества таких  мыслителей, как А. Шопенгауэр (1788—1860), С. Кьеркегор (1813—1855), Ф. Ницше (1844—1900), В. Дильтей (1833—1911), А.Бергсон (1859— 1941) и  др.

Фридрих Вильгельм Ницше  — немецкий философ, поэт, композитор, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени  и разработал собственную этическую  теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и  его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала  большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна  в литературных и артистических  кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих  пор вызывает много споров.

Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше  считал недобросовестной. Его изыскания  охватывают все возможные вопросы  философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя мысль  Шопенгауэра, Ницше противопоставляет  свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности»  разума. Наибольший интерес у Ницше  вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через  религию и общественное мнение. Ницше  одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования  поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а  создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать»  возникающие парадоксы мысли.

 

  1. Философия Ницше

 

Для философии Ницше нет готового названия типа «идеализм», «реализм»  или даже «экзистенциализм». Иногда он говорил о своей философии  как о «нигилизме» являющемся центральным понятием его философии. В его ранних работах содержатся идеи, которые как эхо, отзываются в его поздних книгах, как будто  все они уже содержались в  этих первых.

Нигилизм Ницше представляет собой не идеологию, а метафизику, и ни в каком другом отношении  его отличие от нигилистов не является столь заметным, как в его трактовке  науки. Её он рассматривает не как  хранилище истин или метод  их открытия, а как набор удобных  фикций, полезных соглашений, который  не в большей степени укоренен в реальности, чем любой другой альтернативный  ему. И она не в большей, но и в не меньшей  степени, чем религия, мораль или  искусство, была проявлением того, что  он назвал «волей к власти», а именно неким импульсом и порывом  навязывать хаотичной, в сущности, реальности форму и структуру, трансформировать её в доступный человеческому  пониманию мир до тех пор, пока он не станет удобным для нас. Но это было её единственным оправданием, ибо любая другая навязанная форма, отвечающая той же цели, в той  же мере была бы оправданной; содержание здесь  значит не более чем функция, а фактически не значит ничего. И  в соответствии с данной теорией  истины, которая была его собственной, Ницше обязан был сказать, что  он ни во что не верил, поскольку  в силу метафизической честности  не был на это способен.

Соответственно, его нигилизм был глубоким и всеобщим, по сравнению  с таким нигилизмом соперничество  русских нигилистов с объявленными ими идеологическими противниками было лишь проявлением борьбы за власть и форму, которая, на взгляд Ницше, везде  и всегда характеризует человеческую жизнь. В некотором смысле это  было единственной характеристикой, которую  он готов был приписать вселенной  в целом, так как и её он рассматривал как поле вечной борьбы одной воли с другой.

Обе ницшенианские формы  нигилизма во многом проистекают  из одной и той же установки. Каждая исходит из убеждения, что в мире должен быть некий порядок или  внешняя цель. Нигилизм пустоты, шопенгауэровский нигилизм, предполагающий некоторую  перспективу, становится удобным, находящимся  «в согласии с целями, установленными извне». Подобный нигилизм есть выражение  разочарования ввиду отсутствия такой цели, в то время как на деле именно то состояние ума, которое требует цели, и должно быть преодолено. После его преодоления исчезают основания для пессимизма и отчаяния. Человек преодолевает свою досаду на скупость доброй волшебницы, когда начинает понимать, что не существует никакой доброй волшебницы, которая была бы либо щедрой, либо скупой. Русский нигилизм, между тем, типичен для мысли, которая также проистекает из только что отмеченной привычки доверять внешнему авторитету для определения цели в жизни, то есть «научившись не доверять какому-то одному авторитету, он стремился найти другой», в данном случае науку. Ведь людям трудно действовать в этом мире, не предполагая того или иного внешнего источника авторитета и значимости, «если не Бога и не науку, то совесть, разум, общественный инстинкт или историю», рассматриваемые как «имманентный дух с присущей ему целью, на чью милость можно положиться». В этом состоит общая направленность человеческого ума, которая, согласно Ницше, находится в изначально опасном противостоянии со способностью воображения, ибо она стремится установить некий целевой каркас, найти основание значимости в самом мире, нечто объективное, чему люди смогут подчиниться и в чем они смогут найти смысл для самих себя. Нигилизм пустоты в качестве настроя мысли и психологического состояния возникает как прямое следствие осознания или всего лишь подозрения, что в действительности такой вещи просто не существует, не существует мирового порядка, составными частями которого мы бы являлись, а также что наша  целокупная ценность проистекает из определенной зависимости от этого порядка.

Утверждение, что мир лишен  ценности, отнюдь не означает, что он обладает низкой ценностью на шкале  ценностей, подобно тому, как когда  мы говорим, что нечто малоценно  или вообще не представляет ценности, скорее, это совсем не та вещь, о которой  логически осмысленно говорить, что  она либо обладает небольшой ценностью, либо ей присуща та или иная высшая ценность. Ценности не более применимы  к миру, нежели вес к числам, ибо  сказать, что число два невесомо, не означает сказать, будто оно очень  легкое, а означает то, что ему  вообще бессмысленно приписывать какой-либо вес. Строго говоря, то, что мир лишен  ценности, вытекает из факта, что в  нём нет ничего такого, что имело  бы смысл считать обладающим ценностью. Там нет порядка, ни цели, ни вещей, ни фактов, вообще ничего, чему могли  бы соответствовать наши убеждения. Так что все наши убеждения  ложны. Ницше рассматривает как  «крайнюю форму нигилизма – прозрение  того, что каждое убеждение, каждое принятое за истинное необходимо ложно, ибо вообще не существует  истинного мира».

Философия Ницше представляет собой непрекращающуюся работу по поиску причин и последствий нигилизма. Нигилизм Ницше связан с любовью  к своей собственной судьбе, а  последняя – с вечным возвращением., а оно в свою очередь связано  с учением о сверхчеловеке.

2. Сверхчеловек. Учение Ницше о сверхчеловеке

В целом мировоззрение  Ф.Ницше определяют как аристократический  анархизм. В его философия можно  выделить две основные идеи:

1) идею - «сверхчеловека»; 

2) идею «переоценки всех  ценностей».

«Я хочу учить людей  смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком».

Идея «сверхчеловека» - попытка  создать культурно-нравственный идеал  совершенного человека, достигаемый  в перспективе реального будущего. Ницше находит воплощение своего идеала в таких исторических личностях, как Александр Великий, Цезарь, Август, Наполеон. Но это исключения из правил, случайность. По мнению Ницше, сверхчеловек новый, более высокий биологический  вид, превосходящий Homo sapiens. Он должен быть создан путем усовершенствования, строгого, отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Ницше не биолог и не политик. Поэтому его сверхчеловек это скорее художественный образ, поэтическая  метафора, отразившая тенденции развития эпохи. Сверхчеловек должен соединить  в себе доселе несоединимые качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны  и завоевание и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать  и дарить жертвовать собой. Это как  бы соединение в одном лице мудрого  философа и завоевателя-аристократа, Сократа и Александра Великого.

Идеал сверхчеловека противопоставляется  современному человеку, массовому индивиду, которого Ницше характеризовал крайне отрицательно.

Ницше своей идеей сверхчеловека  стремится придать новый импульс  развитию человека и общества. Он говорит: да, существующий человек слаб и  ничтожен, и хуже всего то, что  он при этом и самодоволен, старается не знать о своей ничтожности. Но наиболее честные и свободные возненавидят свою слабость и объявят ей жестокую войну. Это и будет движением к сверхчеловеку человеку будущего.

Все существа до сих пор  создавали что-нибудь выше себя, говорит  Ницше. Что такое обезьяна в отношении  человека? Посмешище или мучительный  позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Сверхчеловек соль земли. Человек это канат, натянутый  между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Опасно прохождение, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель, он переход и гибель.

Сверхчеловек должен стать  целью, движение к которой направляется презрением человека к самому себе.

Но путь к сверхчеловеку  предполагает разрушение всех прежних  ценностей представлений о добре  и зле. Заратустра говорит о том, что он пришел разрушить старые скрижали ценностей.

Необходимо развенчать все  прежние ценности, поскольку они  противоречат самой жизни. Христианство Ницше считает моралью рабов, восставших против всего благородного и аристократического. Это бунт «недоделанных  и неполноценных». Христианство стремится  смирить человеческое сердце, стремится  разрушить сильных, разбить их дух, использовать минуты усталости и  слабости, превратить их гордую уверенность  в беспокойство и тревогу.

«Знающий говорит: я тело, только тело, и ничто больше;а  душа есть только слово для чего-то в теле». Тело это большой разум, «Орудием твоего тела является твой маленький  разум. За твоими мыслями и чувствами  стоит более могущественный повелитель, неведомый мудрец. В твоем теле он живет; он и есть твое тело. Больше разума в твоем теле, чем в твоей  высшей мудрости» Ф.Ницше. Так говорил  Заратустра. - Соч. Ф.Ницше в 2 т. - М., Прогресс. - Т.1. С.73.

В такой образной, афористичной форме Ницше говорит о взаимоотношении  духа и тела, о важнейшей философской  проблеме. Дух, столько веков унижавший  тело, сам унижен и оскорблен. Он утрачивает свое величие и предстает  как «маленький разум», «маленькое орудие», «игрушка» тела. Тело же, наоборот, «могущественный повелитель», «неведомый мудрец», «большой разум».

Надо отбросить столетиями насаждавшиеся чувства жалости  и «любви к ближнему». Они были любовью к слабости, ко всем; низкому  и недостойному в человеке. Любит  человека тот, кто ненавидит его  слабость и сражается с этой слабостью  в себе и других. В этом есть и  высшая любовь к жизни. Все, кто говорит  любви и жалости к ближнему, они в сущности презирают и  ненавидят жизнь, стремятся к  смерти, к потустороннему. Любовь и  слабости есть презрение к жизни.

Уже было сказано о том, что главная цель Ницше - переоценка всех ценностей. С кем сражается  Ницше? Он выбрал себе достойных противников. Это Будда, Платон, Иисус и их последователи. Общим для них, по мнению Ницше, является отвращение, презрение жизни, ко всему  земному. Для Будды мир есть поток  вечного становления, изменения, движения. В нем нет покоя. Отсутствие покоя  есть беспокойство, тождественное страданию. Избавиться от страдания можно одним  способом остановить поток, успокоить  движение; Буддийские мудрецы знают, как это сделать: не оценивать, не хотеть, не созидать. Успокоив свое сознание, человек достигает желанного  состояния нирваны. В основе такого отношения к миру лежит безусловная  оценка неизменности, покоя, устойчивости как блага; высшего, желательного состояния, а изменения и движения как  зла, состояния низшего и нежелательного.

Та же отрицательная оценка становления, движения, изменения, свойственного  всему материальному, содержится в  философии Платона. Но для Платона  материальный мир это еще, не весь мир. Материальный мир бытие неподлинное, «неистинное». За ним скрывается истинное, вечное и неизменное бытие мир  идеальный. Мудрый знает о его  существовании и знает, как его  достичь: надо очиститься от грязи материального, держать в чистоте свою бессмертную  душу. Эти идеи позднее воспримет  христианство.

Ницше считает, что обе  эти точки зрения необходимо преодолеть. Они не отражают свойства самого бытия. Такое отношение к миру порождает  слабая, усталая воля. Будда, Платон, Иисус и их последователи враги  нового духа. Это достойные враги. К ним подобает относиться с ненавистью и уважением. Ненависть к ним  вызвана тем, что они пытались заковать жизнь в оковы, убивали  жизнь, убивали самое ценное в  ней. А что в жизни самое  ценное? Сильная воля, стремящаяся  к господству, самопреодолению, изменению, творчеству. Это неразрывно связано с разрушением, злостью и кровью. Будда и Иисус своей проповедью ненасилия, сострадания, любви к ближнему устанавливают господство слабых над сильными, больных над здоровыми, что противоречит самой жизни, где должны торжествовать сила и здоровье.

Информация о работе Сверхчеловек. Учение Ницше о сверхчеловеке