Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:14, реферат
При работе над данной темой ставились следующие задачи:
-рассмотреть взгляды древневосточной философии на смысл жизни человека;
-проанализировать жизнь человека как самостоятельной ценности в
античной философии;
- выявить критерии оценки человека в христианской мысли;
-проследить изменение взглядов на смысл жизни человека в философии
нового времени;
-обобщить взгляды западноевропейских и русских философов конца 19-20
веков о смысле человеческой жизни.
По данной теме имеется огромное количество работ известных
философов и мыслителей, чьи взгляды рассматриваются в данной работе.
Введение
3
Глава 1. Древневосточная философия
5
1. Древнекитайские мыслители о человеке 5
2. Буддизм и брахманизм о смысле жизни 8
Глава 2. Человек в античной философии
10
Глава 3. Христианское учение о спасении
12
Глава 4.Философия нового времени
15
Глава 5. З.Фрейд о смысле человеческой жизни
17
Глава 6. Философы-экзистенциалисты
о смысле человеческой жизни
20
Глава 7.Русские философы о смысле жизни
23
Заключение
30
Список литературы
33
Примечания 35
сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости,
относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются
обязательными и могут быть нарушены.
Глава 2. Человек в античной философии
Античная философия сформировала основные западно-европейские
подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной
философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции
и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была
предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из
Кротона первым дал определение человеку как существу, которое
отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в
то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.
Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от
природы наг, разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя
только благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной
Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на
стыдливости и справедливости. Эти качества человека развиваются
благодаря постоянному стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и
достигнуть изобилия (Демокрит).
И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав
принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как
самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и
инициативу. Это дало возможность, говоря словами А.Ф.Лосева,
"развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную
личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного
миропорядка"(2), что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но
прежде всего - Сократ. Сократа по праву считают основоположником не
только западноевропейской философии человека, но и основоположником
этики. Его прежде всего интересовал внутренний
мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том
что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность
добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков.
Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в
сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной
целью философии.
Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что
человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та
субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит
общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия
душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем -
душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в
том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива
к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека,
отличающие его от животного. Следующий шаг в философском постижении
человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый
комплекс "философии о человеческом", занимающейся изучением
практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение
Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его
социальных характеристик. Человек - такое живое существо, которое
предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум
как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется
законами.
Глава 3. Христианское учение о спасении
Христианство было следующим и на сегодняшний день основным
религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия.
Христианство возникло в I веке нашей эры, выделившись среди
мистико-мессианских движений в восточной части Римской империи. Оно
быстро обособилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию
со своим специфическим вероучением, своей богослужебной практикой и
церковной организацией. Христианство появилось в период острого
социально-экономического кризиса рабовладельческой Римской империи.
Этот кризис охватил как беднейшую часть общества, так и состоятельные
слои населения.
Христианство провозгласило равенство всех людей как
грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные
порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и
порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира,
выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно,
наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и
понятным способом – через познание божественной истины, которую принес
на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и
пороки. Через это люди обретали смысл жизни, если не во время жизни, то
после ее смерти.
Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и
обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,
самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение
разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и
умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали сформулированные
Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает
строгую оценку собственной жизни,
самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.
Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии
Августин Блаженный утверждал: "Не тем человек сделался похожим на
дьявола, что имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам
по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе,
когда не устоял во истине... Итак, когда человек живет по человеку, а
не по богу, он подобен дьяволу"(3). Из этой посылки с неизбежностью
следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобы человек жил "по
человеку". Это неизбежно погубит его, ибо отдаст во власть дьяволу. В
человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам
найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом
Святого Писания.
Христианство положило начало совершенно новой культуре –
культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как
на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям, как
на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.
Христианство содержит весь набор ценностных ориентаций. Ведущее
место среди них занимает морально-этическая проблематика. Образно
говоря, христианство – это не столько религия об устройстве мироздания
и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле
человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.д. Даже сугубо
культовым богослужебным действиям христианство придало морально-
этическую направленность.
Главная этическая ценность в христианстве – это сам Бог. Бог
– это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его.
Согласно христианскому учению, целью жизни человека является
спасение. Достигается это каждым человеком при условии непрерывного
духовного совершенствования, требующего аскетического подвига. Борьба
со страстями и победа над ними составляет необходимую обязанность,
задачу и цель земной жизни человека.
Глава 4. Философия Нового времени
Философия Нового времени формируется под влиянием развития
капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики,
физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию
человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном
взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая
заводится аналогично часовому механизму (французская философия XVIII
века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро).
Но, пожалуй, самый интересный и значительный вклад в
философское осмысление человека был сделан немецким философом И.Кантом.
С его именем связано становление одной из первых в истории философии
антропологических программ. И.Кант исходил из понимания человека как
существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной
необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивал
антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая
исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек,
как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из
себя сам.
Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их
вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос
объединяет в себе все остальные основные вопросы философии.
В 19 веке философы пытались углубить изучение духовности
человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям
(С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше). С середины 19 века у многих
философов этого времени появляется мысль, что метафизика и религия –
это вторичные явления культуры, выводимые из первичных оснований,
поэтому традиционные философские проблемы становятся излишними.
Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология,
биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ
спекулятивным (рассудочным, умозрительным), лишенным опытных оснований
и практической ценности.
Глава 5. З.Фрейд о смысле человеческой жизни
В ХХ веке разработка философских и философско-
социологических проблем человека приобрела новую интенсивность и
развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм,
неофрейдизм, философская антропология.
Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного
человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих
уровнях представить картину социальной жизни человека.
З. Фрейд писал : “ Вопрос о смысле человеческой жизни
ставился бесчисленное количество раз; на этот вопрос никогда не
было дано удовлетворительного ответа, и возможно, что таковой
вообще заповедан. Некоторые из вопрошавших добавляли: если бы
оказалось, что жизнь не имеет никакого смысла, то она потеряла
бы для них и всякую ценность, но эти угрозы ничего не
меняют. Скорее можно предположить, что мы вправе уклониться от
ответа на вопрос. Предпосылкой его постановки является
человеческое зазнайство, со многими другими проявлениями
которого мы уже сталкивались. О смысле жизни животных не
говорят, разве только в связи с их назначением служить людям.
Но и это толкование не состоятельно, так как человек не
знает, что делать со многими животными, если не считать того,
что он их описывает, классифицирует и изучает, да и то многие
виды животных избежали и такого применения, так как они жили
и вымерли до того, как их увидел человек. И опять-таки только
религия берется ответить на вопрос о цели жизни. Мы едва ли
ошибемся, если придем к заключению, что идея о цели жизни
существует постольку, поскольку существует религиозное
мировоззрение.
Поэтому мы займемся менее претензионным вопросом: каковы
смысл и цели жизни людей, если судить об этом на основании
их собственного поведения: чего люди требуют от жизни и чего
стремятся в ней достичь ?
Трудно ошибиться отвечая на этот вопрос: люди стремятся
к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Это
стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную