Смысл жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:14, реферат

Краткое описание

При работе над данной темой ставились следующие задачи:
-рассмотреть взгляды древневосточной философии на смысл жизни человека;
-проанализировать жизнь человека как самостоятельной ценности в
античной философии;
- выявить критерии оценки человека в христианской мысли;
-проследить изменение взглядов на смысл жизни человека в философии
нового времени;
-обобщить взгляды западноевропейских и русских философов конца 19-20
веков о смысле человеческой жизни.

По данной теме имеется огромное количество работ известных
философов и мыслителей, чьи взгляды рассматриваются в данной работе.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Древневосточная философия
5
1. Древнекитайские мыслители о человеке 5
2. Буддизм и брахманизм о смысле жизни 8
Глава 2. Человек в античной философии
10
Глава 3. Христианское учение о спасении
12
Глава 4.Философия нового времени
15
Глава 5. З.Фрейд о смысле человеческой жизни
17
Глава 6. Философы-экзистенциалисты
о смысле человеческой жизни
20
Глава 7.Русские философы о смысле жизни
23
Заключение
30
Список литературы
33
Примечания 35

Вложенные файлы: 1 файл

Смысл жизни человека.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

    погружен в мелкие интриги и  заботы  -  и  вдруг,  неожиданно,  однажды

    ночью, просыпается с тяжелым  сердцебиением  и  в  холодном  поту.  Что

    случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и  жизни  не  было,

    потому что не было и нет в ней смысла! "(9)

             Франк прежде всего постарался   вдуматься,  что  это  означает

    найти смысл жизни, какой смысл люди вкладывают  в  это  понятие  и  при

    каких условиях они посчитали бы его осуществленным?

                                     25

             Под  "смыслом"  философ  подразумевает  примерно  то  же,  что

    "разумность".  Под  "разумным"  -  все  целесообразное,  все  правильно

    ведущее к цели или помогающее ее  осуществить.  Разумно  то  поведение,

    которое согласовано с поставленной целью и ведет  к  ее  осуществлению,

    разумно или осмысленно  пользование  средством,  которое  помогает  нам

    достигнуть цели. Но все это только относительно разумно  -  именно  при

    условии, что сама цель бесспорно разумна или осмысленна, уточняет автор

           Но  что  значит  "разумная  цель?"  задается  философ.  Средство

    разумно, когда оно ведет к цели. Но цель должна быть подлинной. Но  что

    это значит и как это возможно? Цель или или жизнь в ее целом  не  имеет

    уже вне себя никакой цели - жизнь дана ради жизни  или  надо  признать,

    что  сама  постановка  о  смысле  жизни  незаконна,  что  этот   вопрос

    принадлежит к числу тех, которые не находят себе  разрешения  просто  в

    силу своей собственной внутренней нелепости. Вопрос  о  "смысле"  чего-

    либо имеет всегда относительное значение, он предполагает  "смысл"  для

    чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной  цели.  Жизнь

    же в целом никакой цели не имеет, и потому вопрос  о   "смысле"  нельзя

    ставить, решает философ.

             Далее Франк пишет:

    “…что наша жизнь, пребывание на свете и сознания этого факта, вовсе  не

    есть для нас  "самоцель".  Она  не  может  быть  самоцелью,  во-первых,

    потому, что в общем страдания и тягости преобладают в ней над радостями

    и  наслаждениями  и,  несмотря  на   всю   силу   животного   инстинкта

    самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего же мы должны тянуть  эту

    тяжелую лямку. Но и независимо от этого она не может быть  самоцелью  и

    потому, что жизнь, по  самому  своему  существу,  есть  не  неподвижное

    пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то

                                     26

    или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела

    или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое состояние

    пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы всегда -

    хотим ли мы того или нет -живем для чего-то. Но только в большинстве

    случаев это "что-то", будучи целью, к которой мы стремимся, по своему

    содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для

    сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг,

    который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и

    порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то,

    стремиться к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся - для того,

    чтобы жить. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем

    "смысла жизни" - мы ищем стремления и дела, которое не было бы

    направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась

    бы на тяжкий труд ее же сохранения. "(10)

          Так в чем же ее содержание, и, прежде всего, при  каких  условиях

    человек может признать конечную цель «разумной»?

           …."Чтобы  быть  осмысленной,  наша  жизнь  -  вопреки  уверениям

    поклонников "жизни для жизни" и в согласии с  явным  требованием  нашей

    души - должна быть служением высшему и абсолютному  благу."(11)  И  при

    этом  человек  должен  также  непрерывно  разумно  сознавать  все   это

    соотношение  к  высшему  благу.  В  этом  единстве  жизни  и  Истины  и

    заключается по Франку искомый "смысл жизни".

             "Итак, жизнь становится осмысленной, поскольку она свободно  и

    сознательно служит абсолютному и высшему  благу,  которое  есть  вечная

    жизнь,  животворящая  человеческую  жизнь,  как  ее  вечная  основа   и

    подлинное завершение, и есть  вместе  с  тем  абсолютная  истина,  свет

    разума, пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь. Жизнь наша

                                     27

    осмысляется, поскольку она есть  разумный  путь  к  цели,  или  путь  к

    разумной, высшей цели, иначе она есть бессмысленное блуждание. Но таким

    истинным путем для нашей жизни может быть лишь то,  что  вместе  с  тем

    само есть и жизнь, и Истина. "Аз есмь путь, истина и жизнь".

             И теперь мы можем подвести краткий  итог  нашим  размышлениям.

    Для  того,  чтобы  жизнь   имела   смысл,   необходимы   два   условия:

    существование Бога и наша собственная  причастность  Ему,  достижимость

    для нас жизни в Боге, или божественной жизни. Необходимо прежде  всего,

    чтобы, несмотря на  всю  бессмысленность  мировой  жизни,  существовало

    общее условие ее осмысленности, чтобы последней,  высшей  и  абсолютной

    основой ее был не слепой случай, не мутный, все  на  миг  выбрасывающий

    наружу и все опять  поглощающий  хаотический  поток  времени,  не  тьма

    неведения, а Бог, как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и

    всеобъемлющий свет разума. И  необходимо,  во-вторых,  чтобы  мы  сами,

    несмотря на  все  наше  бессилие,  на  слепоту  и  губительность  наших

    страстей, на случайность и краткосрочность нашей жизни, были не  только

    "творениями" Бога, не только глиняной посудой, которую лепит по  своему

    произволу горшечник, и даже не только "рабами" Бога,  исполняющими  Его

    волю подневольно и только для  Него,  но  и  свободными  участниками  и

    причастниками самой божественной жизни, так, чтобы служа Ему, мы в этом

    служении не угашали и не изнуряли своей собственной жизни, а, напротив,

    ее утверждали,  обогащали  и  просветляли.  Это  служение  должно  быть

    истинным хлебом насущным и истинной водой, утоляющей нас.  Более  того:

    только в этом случае мы для себя  самих  обретаем  смысл  жизни,  если,

    служа Ему, мы, как сыновья и наследники  домохозяина,  служим  в  нашем

    собственном деле, если Его жизнь, свет,  вечность  и  блаженство  могут

    стать и нашим, если наша жизнь может  стать  божественной,  и  мы  сами

    можем стать "богами", "обожиться"." (12)

                                     28

               Практичный путь в постижении смысла Людвиг Семенович видит в

    религиозном, внутреннем делании,  молитве, аскетической борьбе с  самим

    собой,  именно  и  это  есть  неприметный  для   него   основной   труд

    человеческой   жизни,   "единственное    подлинное     производительное

    человеческое дело…

               …с помощью которого мы действенно осуществляем смысл жизни и

    в силу которого в мире  действительно  совершается  нечто  существенное

    именно возрождение самой внутренней его  ткани,  рассеяние  сил  зла  и

    наполнение мира силами добра. Это дело - подлинно метафизическое дело -

    возможно  вообще  только  потому,  что  оно  совсем  не  есть   простое

    человеческое  дело.  Человеку  здесь  принадлежит  только   работа   по

    уготовлению почвы, произрастание же совершается самим Богом.  Это  есть

    метафизический, Богочеловеческий процесс, в котором только  соучаствует

    человек,  и  именно  потому  в  нем  может  осуществиться   утверждение

    человеческой жизни на ее подлинном смысле. "(13)

 

 

 

                                     29

 

                                 Заключение

               Рассмотрев   взгляды   выдающихся   философов   и   мудрецов

    человечества мы  видим, что проблема смысла человеческого бытия  всегда

    стояла в центре философских исследований.

              Конечно, мы  видим,  что  философы  были  ограничены  уровнем

    знаний и задач общества, в котором жили.

              Так в Древнем Китае для Лао-цзы главное для человека жить  по

    законам Высшего начала (Дао), а все что  связывает  человека  с  земной

    жизнью, мудрец отметает. Конфуция наоборот занимали практические земные

    задачи и человек интересует его не сам по себе, а как  часть  иерархии,

    где он занимает определенное место.

              Мудрецы Древней Индии  утверждали,  что  человеку  необходимо

    открыть  всебевсеобщий  Дух,  только  через  свое  “я”  человек   может

    приблизится и слиться с мировым “Атманом”.

              Античная философия сформировала основные  западно-европейские

    подходы  к  выделению  человека  в  качестве  отдельной  и  специальной

    философской проблемы и определила его как  самостоятельную  ценность  и

    признала за ним право на  активность  и  инициативу  перед  объективным

    миропорядком.

              Христианство было следующим и на  сегодняшний  день  основным

    религиозным учением, сформировавшим новый  смысл  человеческого  бытия,

    признавшей в человеке личность, смотревшей на человека  как  на  земное

    воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь  к  людям.  Христианство

    стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого  бытия,

    о совести, долге, чести.

               Философия  Нового  времени,  сформировавшаяся  под  влиянием

    развития капиталистических отношений  и  расцвета  наук,  прежде  всего

    механики, физики, математики, открыла путь к рациональному истолкованию

    человеческой сущности и рассматривала человека с

                                     30

 

    физиологических и прагматических позиций.

              Возникшие в середине ХIХ века науки о  человеке  (психология,

    социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний  философский

    образ лишенным опытных оснований и практической ценности.

              Открыв важную роль бессознательного в жизни,  как  отдельного

    человека, так и всего общества, Фрейд показал  свои  пути  решения  как

    личных, так и общественных проблем жизни человека.

 

                Экзистенциальная   философия    понимается    в    качестве

    радикализации  первоначального выступления  философии  жизни,  как  оно

    было  воплощено на исходе XIX и в начале  XX в.,  прежде  всего  Ницше.

    Поставленная философией  жизни  задача  —  понять  человеческую  жизнь,

    исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой.

 

            Одной из  характерных  особенностей  русской  философии  второй

    половины XIX - начала XX  века  также  является  внимание  к  человеку,

    антропоцентризм. И главное направление которой было духовное.

 

             Для русского философа Франка …."Чтобы быть  осмысленной,  наша

    жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии  с

    явным  требованием  нашей  души  -  должна  быть  служением  высшему  и

    абсолютному благу."(14) И при  этом  человек  должен  также  непрерывно

    разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом  единстве

    жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни"

               Подводя   краткий   обзор   религиозно-филосовских   исканий

    человечества о смысле жизни, мы видим что  человечество  на  протяжении

    всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к высшему

    духовному началу. И ведущие мыслители всех времен - от

                                     31

    брахманов  до  современных  философов  понимали,  что  человек   сможет

    реализовать свою миссию только  в  служении  вечным  истинам,  духовной

    работе над своей душой, окружающем миром и в конечном итоге слиянии  со

    своим Творцом - слиянии "тленного с нетленным".

 

 

 

                                     32

                              Список литературы

 

    1.Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный  ареал. Запад и  Восток.

    Традиции и современность. М.,1993.

    2.Человек. Мыслители прошлого  и  настоящего  о  его  жизни,  смерти  и

    бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. ( Редкол.: И.Т.  Фролов  и

    др.; сост. П.С. Гуревич. – М. Политиздат, 1991.

    3. Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.

    4.Протоирей Александр Мень. История религии. - М.: Слово,1990 – Т3.

    5. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979.

    6. Гроувс К. П. Происхождение современного человека Человек. 1996. № 3.

    7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982.

    8. Основы религиоведения.  Под  редакцией  И.Н.  Яблокова.  М.:  Высшая

    школа, 1994.

    9.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная

    религия: Курс лекций. М.:  Центр, 1996.

    10. История религии. М.: Центр Руник, 1991.

    11.А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего  христианства.  М.:

    Политиздат. 1990.

    12. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969.

    13. З.Фрейд. Неудовлетворенность культурой. Избранное. Лондон, 1969.

    14.Серен Кьеркегор. Страх и трепет: Пер. с дат. - М.: Республика,1993.

Информация о работе Смысл жизни человека