Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:32, курсовая работа
В предмете философии как всеобщем в системе «мир — человек»
коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения.
Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека.
Проблемная и предметно-содержательная специфика философской теории познания проясняется при ее сравнении с нефилософскими науками, изучающими познавательную деятельность. А наук, исследующих познание, становится все больше.
Введение
1. Специфика философского подхода к познанию
2. Сознание-исторически главное в гносеологии
2.1. Античность:
2.1.1. Формирование понятийного аппарата
2.1.2. Цель познания – истина
2.1.3. Гносеология становится онтологичной
2.2. Современная трактовка сознания
2.3. Проблема самосознания и рефлексии от античности до немецкой классики
3.Бессознотельное
3.1. Краткий экскурс в историю
3.2. Соотношение сознательного и бессознательного
3.3. Две самостоятельных стороны единой психической реальности
3.4. Достижение нового знания
3.4.1. Эвристическая интуиция, как проявление бессознательного и методы ее инициации
3.5. Трансперсональная психология
4. Рассмотрение природы человеческого познания с точки зрения эволюционной эпистемологии
4.1. Адаптивный характер
4.2. Врожденные идеи
Заключение
Список использованных источников
3.5. Трансперсональная психология и ее роль в гносеологии.
Незадолго до смерти Юнг сказал,что все его лучшие труды выросли из трансперсональных переживаний, о которых он писал в работе “Семь поучений мертвому”. В этой книге он описал свой прорыв сквозь барьер обыденного сознания и вхождение в мир, о существовании которого прежде не мог и помыслить. В это мире он начал общатся с сущностью, называвшей себя Василид. И именно он говорил Юнгу о “плероме”-трансперсональном поднятии, отразившимся позднее в его концепции ”коллективного бессознательного”.
Плерома является началом и концом сотворенных существ. Она пронизывает их точно так же, как свет пронизывает воздух… Однако мы сами являемся плеромой, ибо мы — часть вечного и бесконечного… Даже в наименьшей точке есть плерома, бесконечноя вечная и целая, поскольку и малое и великое являются качествами содержащимися в ней. Это то ничто, которое везде является целым и непрекрощающимся.
И хотя Юнг многое вынес из общения со своим внутренним проводнико Васелидом, более глубокое и оканчательное влияние на его работу оказала его связь со второй сущностью, встретившейся ему на трансперсональном уровне. Эта вторая сущность, давала Юнгу советы и руководила им в течении всех его последних лет. В самом деле, в конце своей жизни Юнг приписал большую часть своих успехов в творческой работе связи с Филоменом.
Всей своей работой на примере ”самореализовавшихся” людей Мэслоу продемонстрировал, что человек может реализовать свой патенциал не путем подавления сигналов, исходящих из этой внутреннй сути, а, напротив, путем того, что будет учится прислушиваться к ним. В своих исследованиях он показал, что хотя “голоса и импульсы”, исходящие из внутренней сути (как, например, юнговский Филомен), могут быть ”слабыми, тонкими и едва уловимыми и их можно очень легкокультурными притязаниями, боязнью неодобрения”, тем не менее правда то, что “подленноя индивидуальность может от части определяться как способность слышать эти импульсы-голоса внутри себя ”.
Около ста лет назад Уильям Джеймс, один из отцов современных психологических исследований, размышлял над тем, как мы самопроизвольно устанавливаем границы, которые в результате становятся преградами в нашей психике. Так же как Юнг и Мэслоу, он выступил с настойчевым заявлением открытся широким возможностям, присущим этой сфере:
“Большинство людей живут в весьма ограниченном круге своего потенциального бытия. Они, как правило, используют очень малую часть своего возможного сознания и ресурсов своей души, так же как если бы человек, обладая телесным организмом, имел привычку пользоватся и шевилить только мизинцем ”.
Когда мы входим в сферу трансперсональногопереживания, мы прорываемся сквозь барьеры, принимаемые в повседневной жизни как само сабой разумеющееся. В этот момент различные исторические события, события будущего и элементы мира, которые в обычном состоянии могли бы показатся недасягаемыми для нашего сознания, предстают столь же реальными и подлинными, как и что-либо переживаемое нами ранее. Мы больше не можем воспринимать встречающееся здесь как плод воображения. Мир трансперсонального существует совершенно независимо от нас. Юнг, наблюдавший это в своих ранних встречах с духом-проводником Филемоном, утверждал, что все мысли пренадлежали не ему самому, а его проводнику. Филемон говорил, что Юнг обращался со своими мыслями как с порожденными им самим, однако для Филемона”мысли были подобны животным в лесу, людям в комнате или птицам в воздухе”. Юнг пришел к выводу, что Филемон преподал ему “психическую обьективность, реальность психики”. Он пишет: ”…во мне существует нечто такое, что может изрекать то, чего я не знаю и чего не подразумеваю”.
Вообще можно сказать что Юнг считал бессознательное творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космасом.
Дле гносеологии же его основная заслуга заключается в том, что он показал, что бессознательная часть психики человека является важнейшей информационной и творческой базой человека, что бессознательное содержит значительно больше информации, чем сознание, и поэтому является связующим звеном с миром, с природой, с космосом.
В трансперсональной сфере мы переживаем расширение или протяженность нашего сознания далеко за пределы обычных границ нашего тела и эго, а также за пределы физически ограничений нашей повседневной жизни.
Эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека дали многолетние исследования Станислова Грофа. Он даказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений.
По мнению Станислова Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом — взаимоотнашение, в настоящее время не постижимое, когда глубокое исследование индевидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодоливает ограничения времени и пространства.
Эти переживания ясно указывают, что каким-то необьяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существуещем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.
Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенно характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлеч. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему .
Хотя это кажется абсурдным
и не возможным с точки зрения
классической логики, но человеку свойственна
странная двойственность: в некоторых
случаях людей можно с успехом
описать как отдельные
4. Рассмотрение
природы человеческого
4.1. Адоптивный характер.
Одной из главных задач эволюционной эпистемологии является применение эволюционного подхода для разработки и обоснования более адекватного понимания
природы человеческого познания. Эволюционный подход, восходящий к идеям Герберта Спенсера и Чарльза Дарвина.
Как происходит познание? Этот древнейший вопрос имел много различных ответов.
Мы можем только
сопоставить некоторые
4.2. Врожденные идеи.
Откуда происходят субъективные
структуры познания? Они могут
быть врожденны или приобретены
индивидуально. Конечно, как правило,
имеет место сложное
Поиск "врожденных идей" рационалистами и "нативистами"( То есть сторонниками учения о врожденности пространственного видения и иных психических способностей) был, стало быть, вполне оправдан. Но только в нашем веке удалось настолько уточнить понятия "идея" и "врожденное", что стал возможным эмпирически надежный ответ. Во всяком случае, было бы совершенно неправильно рассматривать мозг при рождении как tabula rasa или просто как компьютер, который только постепенно наполняется программами. Напротив, большинство программ уже встроено с рождения; более поздний индивидуальный опыт дает только еще подпрограммы и различные данные. Это, естественно, не означает, что все наше знание врожденно. Это также не означает, что вся информация об окружающем мире, которую мы несем в себе с рождения, уже должна быть правильна. Но фактически при нормальных условиях наши врожденные ожидания в отношении внешнего мира повсюду полезны (они "подходят"/sie "passen"/) и часто даже корректны (они "согласуются" /sie "stimmen"/).
Заключение.
Ну что ж, осталось подвести итоги. Многовековая история философии свидетельствует о том, что отправной точкой гносеологии был и остается вопрос «Что такое истина?». Однако способы достижения ее и критерии истинности меняются.
Исторически главным в теории познания было сознание однако на данный момент, благодаря множеству исследований в области бессознательного открываются иные (несознательные) источники познания им принадлежит иное предметное поле, не достижимое в границах дискурсивно-сознательного познания.
Бессознательное ставит вопрос об иной степени адекватности познания, когда результатом его начинает выступать не частичное, а универсальное, которое уже потом в акте сознавания, изнутри разворачивается в частное.
Вообще можно сказать, что новейшие исследования раскрывают перед нами НЕОБЬЯТНЫЕ ПРОСТОРЫ СОЗНАНИЯ!!!
Информация о работе Сознание и бессознательное в концепциях гносеологии