Сознание и бессознательное в концепциях гносеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

В предмете философии как всеобщем в системе «мир — человек»
коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения.
Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека.
Проблемная и предметно-содержательная специфика философской теории познания проясняется при ее сравнении с нефилософскими науками, изучающими познавательную деятельность. А наук, исследующих познание, становится все больше.

Содержание

Введение
1. Специфика философского подхода к познанию
2. Сознание-исторически главное в гносеологии
2.1. Античность:
2.1.1. Формирование понятийного аппарата
2.1.2. Цель познания – истина
2.1.3. Гносеология становится онтологичной
2.2. Современная трактовка сознания
2.3. Проблема самосознания и рефлексии от античности до немецкой классики
3.Бессознотельное
3.1. Краткий экскурс в историю
3.2. Соотношение сознательного и бессознательного
3.3. Две самостоятельных стороны единой психической реальности
3.4. Достижение нового знания
3.4.1. Эвристическая интуиция, как проявление бессознательного и методы ее инициации
3.5. Трансперсональная психология
4. Рассмотрение природы человеческого познания с точки зрения эволюционной эпистемологии
4.1. Адаптивный характер
4.2. Врожденные идеи
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 67.78 Кб (Скачать файл)

 

3.5. Трансперсональная психология и ее роль в гносеологии. 

 

Незадолго до смерти Юнг сказал,что все его лучшие труды выросли из трансперсональных переживаний, о которых он писал в работе “Семь поучений мертвому”. В этой книге он описал свой прорыв сквозь барьер обыденного сознания и вхождение в мир, о существовании которого прежде не мог и помыслить. В это мире он начал общатся с сущностью, называвшей себя Василид. И именно он говорил Юнгу о “плероме”-трансперсональном поднятии, отразившимся позднее в его концепции ”коллективного бессознательного”.

Плерома является началом  и концом сотворенных существ. Она  пронизывает их точно так же, как  свет пронизывает воздух… Однако мы сами являемся плеромой, ибо мы — часть вечного и бесконечного… Даже в наименьшей точке есть плерома, бесконечноя вечная и целая, поскольку и малое и великое являются качествами содержащимися в ней. Это то ничто, которое везде является целым и непрекрощающимся.

И хотя Юнг многое вынес  из общения со своим внутренним проводнико Васелидом, более глубокое и оканчательное влияние на его работу оказала его связь со второй сущностью, встретившейся ему на трансперсональном уровне. Эта вторая сущность, давала Юнгу советы и руководила им в течении всех его последних лет. В самом деле, в конце своей жизни Юнг приписал большую часть своих успехов в творческой работе связи с Филоменом.

Всей своей работой  на примере ”самореализовавшихся” людей Мэслоу продемонстрировал, что человек может реализовать свой патенциал не путем подавления сигналов, исходящих из этой внутреннй сути, а, напротив, путем того, что будет учится прислушиваться к ним. В своих исследованиях он показал, что хотя “голоса и импульсы”, исходящие из внутренней сути (как, например, юнговский Филомен), могут быть ”слабыми, тонкими и едва уловимыми и их можно очень легкокультурными притязаниями, боязнью неодобрения”, тем не менее правда то, что “подленноя индивидуальность может от части определяться как способность слышать эти импульсы-голоса внутри себя ”.

Около ста лет назад  Уильям Джеймс, один из отцов современных  психологических исследований, размышлял  над тем, как мы самопроизвольно  устанавливаем границы, которые  в результате становятся преградами в нашей психике. Так же как  Юнг и Мэслоу, он выступил с настойчевым заявлением открытся широким возможностям, присущим этой сфере:

“Большинство людей живут  в весьма ограниченном круге своего потенциального бытия. Они, как правило, используют очень малую часть  своего возможного сознания и ресурсов своей души, так же как если бы человек, обладая телесным организмом, имел привычку пользоватся и шевилить только мизинцем ”.

Когда мы входим в сферу  трансперсональногопереживания, мы прорываемся сквозь барьеры, принимаемые в повседневной жизни как само сабой разумеющееся. В этот момент различные исторические события, события будущего и элементы мира, которые в обычном состоянии могли бы показатся недасягаемыми для нашего сознания, предстают столь же реальными и подлинными, как и что-либо переживаемое нами ранее. Мы больше не можем воспринимать встречающееся здесь как плод воображения. Мир трансперсонального существует совершенно независимо от нас. Юнг, наблюдавший это в своих ранних встречах с духом-проводником Филемоном, утверждал, что все мысли пренадлежали не ему самому, а его проводнику. Филемон говорил, что Юнг обращался со своими мыслями как с порожденными им самим, однако для Филемона”мысли были подобны животным в лесу, людям в комнате или птицам в воздухе”. Юнг пришел к выводу, что Филемон преподал ему “психическую обьективность, реальность психики”. Он пишет: ”…во мне существует нечто такое, что может изрекать то, чего я не знаю и чего не подразумеваю”.

Вообще можно сказать что Юнг считал бессознательное творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космасом.

Дле гносеологии же его основная заслуга заключается в том, что он показал, что бессознательная часть психики человека является важнейшей информационной и творческой базой человека, что бессознательное содержит значительно больше информации, чем сознание, и поэтому является связующим звеном с миром, с природой, с космосом.

В трансперсональной сфере мы переживаем расширение или протяженность нашего сознания далеко за пределы обычных границ нашего тела и эго, а также за пределы физически ограничений нашей повседневной жизни.

Эмпирическое подтверждение  трансперсональному подходу к пониманию человека дали многолетние исследования Станислова Грофа. Он даказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений.

По мнению Станислова Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом — взаимоотнашение, в настоящее время не постижимое, когда глубокое исследование индевидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодоливает ограничения времени и пространства.

Эти переживания  ясно указывают, что каким-то необьяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существуещем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенно характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлеч. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему .

Хотя это кажется абсурдным  и не возможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна  странная двойственность: в некоторых  случаях людей можно с успехом  описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. прировнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать  как безграничное поле сознания, которое  преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из этих модусов можно назвать хилотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапозонам времени в мире материальных объектов. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Жизненны опыт, ограниченный хилотропическим модусом, в конечном счете лишен завершенности и чреват потерей смысла, хотя может находится без больших эмоциональных невзгод. А выборочный и исключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, пока такое переживание длится) с адекватным функционированием в адекватном мире. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

4. Рассмотрение  природы человеческого познания  с точки зрения эволюционной  эпистемологии.  

 

4.1. Адоптивный  характер. 

 

Одной из главных задач  эволюционной эпистемологии является применение эволюционного подхода  для разработки и обоснования  более адекватного понимания 

природы человеческого познания. Эволюционный подход, восходящий к  идеям Герберта Спенсера и Чарльза  Дарвина.

 Как происходит познание? Этот древнейший вопрос имел много различных ответов.

 Мы можем только  сопоставить некоторые основополагающие  взгляды, которые существенны  для эволюционной теории познания. Познание происходит посредством  конструктивного взаимодействия  познающего субъекта и познаваемого  объекта. Вклад субъекта может  быть перспективным, селективным  или конструктивным. Чтобы такое  взаимодействие оказалось успешным, оба конституирующих элемента  должны подходить друг к другу.  Этот адаптивный характер может  вполне пониматься в инструментально-техническом  смысле. Так же как ключ подходит  к определенному замку (а к  другому нет), отвертка годится  для обращения с винтами (но  не с гайками), равным образом  структуры нашего познавательного  аппарата подходят к некоторым  объектам реального мира (а к  другим нет). Субъективные и объективные  структуры подходят друг к  другу, по крайней мере в том смысле, что они совместно делают возможным познание. Факт адаптации является при этом минимальным условием познания. Адаптивный характер наших познавательных структур Этот адаптивный характер не ограничивается размерностью мира и пространства восприятия. Он распространяется на многие дальнейшие структурные признаки нашего восприятия и нашего опыта. Правда, сразу возникают трудности, как назвать эти приспособления. Но стоит только раскрыть учебник физиологии чувств, чтобы их встретить, хотя они именуются там не как идеи приспособления, а как функции. Как инструмент функционирует только в том случае и насколько он подходит к обрабатываемой детали, таким же образом функционируют наш глаз, наше ухо, наше чувство равновесия, наш мозг, только потому, что они подходят к условиям окружающего мира. В качестве доказательства, как правило, ссылаются на свойства человеческого глаза: область чувствительности в оптическом окне земной атмосферы и около максимума интенсивности солнечного излучения, нижний порог чувствительности определен шумовой границей (статистически флуктирующего) потока фотонов, высокой степенью плотности чувствительных к черному и белому палочек в сетчатой оболочке глаза (для видения в семерках) и т.д. Так же обстоит дело со всеми другими каналами информации. Ухо пригодно, в особенности, для слушания в воздухе (и поэтому уже не похоже на ухо рыбы, которое приспособлено к воде). Оно позволяет выравнивать давление и покрывает широкую область частоты и интенсивности. Его нижний порог чувствительности по отношению к интенсивности звука определяется без информационным шумом броуновского молекулярного движения и потока крови. Оно устанавливает направление и удаление источника звука, делает возможным, стало быть, также пространственное слушание. Дальнейшие примеры - это субъективный квант времени, субъективное восприятие времени (внутренние часы), каузальная интерпретация последовательности событий, ожидание регулярностей, элементарное заключение. Совпадения (конгруэнтности) Пространственное восприятие основывается на удивительной способности к реконструкции. В двумерном изображении мы видим трехмерный куб. Иначе говоря, на основании информации о двумерной сетчатой структуре реконструируется трехмерный объект. Правда, четырехмерные объекты, такие как гиперкуб, мы не можем сделать наглядными. Но ведь такие объекты и не существуют в нашем мире; этот мир и встречающиеся в нем предметы являются исключительно трехмерными. В этом отношении даже наша ограниченная способность восприятия и представления вполне удовлетворяет устройству и требованиям окружающего нас мира. Более того, и в этом и во многих других случаях между структурой мира и нашей субъективной реконструкцией этой структуры существует даже совпадение: мы переживаем мир как трехмерный; и мы знаем из физики, что это толкование правильно. Наше переживание времени внушает нам некоторое глубинное различие между прошлым и будущим; и физика учит нас, что эта стрела времени имеет объективный характер. (Правда, стрела времени основывается - вопреки нашему ожиданию - не на законах природы, а на начальных условиях Вселенной). Субъективно мы даем многим последовательностям событий причинное истолкование, а другим - нет; и физический анализ показывает, что и в самом деле существует различие между регулярными последовательностями и каузальными отношениями: перенос энергии.  

 

4.2. Врожденные  идеи. 

 

Откуда происходят субъективные структуры познания? Они могут  быть врожденны или приобретены  индивидуально. Конечно, как правило, имеет место сложное взаимодействие биологически предзаданных диспозиций и раздражений из окружающего мира, причем в этом взаимодействии трудно разделить генетические компоненты и компоненты окружающего мира.

Поиск "врожденных идей" рационалистами и "нативистами"( То есть сторонниками учения о врожденности пространственного видения и иных психических способностей) был, стало быть, вполне оправдан. Но только в нашем веке удалось настолько уточнить понятия "идея" и "врожденное", что стал возможным эмпирически надежный ответ. Во всяком случае, было бы совершенно неправильно рассматривать мозг при рождении как tabula rasa или просто как компьютер, который только постепенно наполняется программами. Напротив, большинство программ уже встроено с рождения; более поздний индивидуальный опыт дает только еще подпрограммы и различные данные. Это, естественно, не означает, что все наше знание врожденно. Это также не означает, что вся информация об окружающем мире, которую мы несем в себе с рождения, уже должна быть правильна. Но фактически при нормальных условиях наши врожденные ожидания в отношении внешнего мира повсюду полезны (они "подходят"/sie "passen"/) и часто даже корректны (они "согласуются" /sie "stimmen"/). 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Заключение. 

 

Ну что ж, осталось подвести итоги. Многовековая история философии  свидетельствует о том, что отправной  точкой гносеологии был и остается вопрос «Что такое истина?». Однако способы достижения ее и критерии истинности меняются.

Исторически главным в  теории познания было сознание однако на данный момент, благодаря множеству исследований в области бессознательного открываются иные (несознательные) источники познания им принадлежит иное предметное поле, не достижимое в границах  дискурсивно-сознательного познания.

Бессознательное ставит вопрос об иной степени адекватности познания, когда результатом его начинает выступать не частичное, а универсальное, которое уже потом в акте сознавания, изнутри разворачивается в частное. 

Вообще можно сказать, что новейшие исследования раскрывают перед нами НЕОБЬЯТНЫЕ ПРОСТОРЫ СОЗНАНИЯ!!!  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

Информация о работе Сознание и бессознательное в концепциях гносеологии