Сознание как проблема философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:15, реферат

Краткое описание

На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала, да и сегодня привлекает внимание философов, ибо человеческое сознание влияет на отношение человека к миру и к самому себе.
Сознание человека имеет огромные возможности воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит огромная ответственность за настоящее и будущее цивилизации, своей собственной судьбы

Содержание

1. Сознание как проблема философии. Отражение как генетическая предпосылка сознания. Эволюция форм отражения
2. Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального.
3. Духовная жизнь общества и общественное сознание: их соотношение и сущность.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.78 Кб (Скачать файл)

1. Сознание  как проблема философии. Отражение  как генетическая предпосылка  сознания. Эволюция форм отражения

2. Происхождение  и сущность сознания как общественно  – исторического явления. Проблема  идеального.

3. Духовная  жизнь общества и общественное  сознание: их соотношение и сущность.

На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала, да и сегодня  привлекает внимание философов, ибо  человеческое сознание влияет на отношение  человека к миру и к самому себе.

Сознание  человека имеет огромные возможности  воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит  огромная ответственность за настоящее  и будущее цивилизации, своей  собственной судьбы.

Философия сознания – это раздел нашего курса, который  предметом своего изучения имеет  такую специфическую форму бытия  как духовное или духовный мир  человека, связанный с сознанием.

Надо сказать, что сознание является предметом  изучения многих наук (таких как  логика, психология, биология, антропология, философия и др.) в силу своей  исключительной сложности, многогранности и значимости.

Философия изучает  сознание под углом зрения выяснения  его происхождения, сущности, его  возможностей и значимости для человека, его опредмечивания в общественных состояниях или структурах.

Мы с вами уже на предшествующих лекциях частично касались этой проблемы, в частности, во 2-й и 3-й темах «Философия ее предмет и роль в обществе»  и «Философия бытия». Философское осмысления сознания нацеливает нас на выделение двух форм бытия духовного: а) субъективный дух (или индивидуализированное бытие духовного, связанного с внутренним миром человека), основными уровнями существования которого являются: сознание, подсознание бессознательное, самосознание, коллективное бессознательное). Все это является достоянием отдельного человека, его психики;

б) объективный  дух (или объективированное бытие  духовного, основными формами проявления которого выступают формы общественного  сознания (философия, право, политика, искусство, эстетика, мораль и др.). Они  являются достоянием всего общества в целом, всей цивилизации, ибо в  них отражен весь человеческий опыт.

Короче говоря, из всего сказанного следует, что  сознание, будучи неотъемлемым атрибутом  человеческого бытия, носит как  индивидуальный, так и коллективный, как единичный, так и общий, всеобщий характер, т.е. сознание дуально (двойственно). Кроме того, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях и ответственности, которое налагает сознание на человека - это далеко не полный перечень философских аспектов этой проблемы.

Мы должны четко понять: 1) происхождение и  сущность сознания; 2) что является содержанием  сознания? 3) почему оно является высшей формой отражения действительности? где истоки мыслей человека? и др.

Философы  – идеалисты рассматривают сознание как самостоятельную субстанцию, лежащую в основе материального бытия или материи и создающее ее.

Философы  материалисты придерживаются прямо противоположной точки зрения, полагая, что сознание, по отношению к материи, носит вторичный, производный характер, и эта вторичность, производность означает следующее:

1. Сознание  возникает на конкретно – историческом  этапе развития материи, т.е.  в истории развития бытия, материи  существовали формы, не обладавшие  сознанием.

2. Сознание  по отношению к материи носит  вторичный характер, как свойство  по отношению к своему носителю, т.е. мозгу.

3. Сознание  вторично, ибо является высшей  формой отражения объективного  мира, т.е. точно также, как образ вторичен по отношению к своему оригиналу.

Надо сказать, что перед философами материалистических взглядов встала непростая для решения  проблема: каким образом, в ходе эволюции, из необладающей сознанием материи возникает материя, наделенная сознанием?

В некоторых  учебниках по данному вопросу, говоря об идеализме, констатируется, что, дескать, идеализм «снимает» эту проблему простой констатацией первичности  сознания по отношению к материи. На самом деле это не соответствует  действительности.

Вспомните, Платон, будучи объективным идеалистом, но диалектиком, полагал, что нельзя понять сущность идей без их противопоставления миру материальных вещей, самой материи. Вот почему именно Платон был вынужден ввести в философию понятие «материи»  для адекватного объяснения сущности сознания, «мира идеальных сущностей».

Как же материалисты разрешили эту не простую, но достаточно сложную проблему?

Так называемые «вульгарные материалисты» (Фогт, Бюхнер, Молешотт) приписывали сознанию, мыслям человека материальные, вещественные свойства или признаки. Для них крылатой стала фраза «Мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь».

Другие материалисты, стоявшие на позициях гилозоизма (hyle – вещество, zol – жизнь) приписывали всей материи способность ощущать. Это течение возникло еще в античности, но особенно ярко проявилось в философии Нового времени (Спиноза, Робинэ и др.)

Последующее развитие философской мысли, особенно в XIX в., привело к появлению философии марксизма, представители которого (К. Маркс, Ф. Энгельс) доказали, что всей материи присуще не способность к ощущениям, а свойство отражения, т.е. предпосылкой возникновения сознания является отражение.

Что же такое  отражение с философской точки  зрения?

Отражение есть процесс и результат взаимодействия двух или нескольких систем, в результате чего в измененной форме или формах происходит воспроизведение свойств  или признаков одной системы  в другой.

Поскольку материя имеет различные уровни организации, постольку соответственно существуют различные, историко – генетические формы отражения. К уровням организации материи относятся: а) неживая природа; б) растительный мир; в) животный мир; г) человеческий мир (социум).

Соответственно  каждому из них по порядку относятся  формы отражения: а) элементарные формы отражения,которые носят пассивный характер; б) раздражимость, как способность проявления известной активности в ответ на внешние раздражители; в) чувствительность как способность к ощущениям; г) сознание как свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга, отражать действительный мир в идеальных образах.

В целом, если сравнить живую природу с неживой, то обнаружим, что в живой природе организмы не только получают информацию о внешнем мире, но и приспосабливаются к его воздействию. В живом миречувствительность, как правило, уже связана с развитием нервной системы у животных и наличием пяти органов чувств. Здесь ощущения проявляются как способность отражать отдельные свойства или признаки предметов и явлений.

С развитием  центральной нервной системы  и ее главного носителя или отдела – головного- мозга появляетсяпсихическая форма отражения (психика) у животных и человека. Чем они отличаются друг от друга?

Прежде всего тем, что психика животных базируется на инстинктах и, как правило, животные приспосабливаются к окружающей среде, а психика человека, основным фундаментом которой является сознание как опосредованная и активная форма отражения мира, таким образом оказывает предметно – практическое воздействие на окружающий мир

2-й  вопрос.

Происхождение и сущность сознания как общественно  – исторического  явления. Проблема идеального

Как возникновение  сознания вообще, так и у отдельного человека, как правило, осуществляется на основе его активной «включенности» в существующую совместную деятельность и в конкретные формы общения  в ходе этой деятельности. Другими  словами, сознание по своей сущности – это не простая функция человека как существа общественного или  как сегодня сказали бы философы – социумного.

Практика  показывает, что дети, оказавшиеся  в животной среде, т.е. вне общества, не приобретают, а даже теряют черты, свойственные человеку. И фактически людьми не становятся, превращаясь  в своеобразных животных – мутантов.

Человек мыслит с помощью мозга, который ему  достается по своей природе, но активно  он «включается» в социальную жизнь  с помощью различных форм бытия, таких как, прежде всего, трудовая деятельность, различные формы языкового общения, конкретно – исторические системы  общественных отношений.

Сознание  обладает статусом особого рода бытия, особого рода субъективной реальности, т.е. существования, но проявляется  на практике, прежде всего, через различные  формы целеполагающей деятельности.

Как в философии, так и в науке сложились  различные концепции происхождения  сознания, среди которых можно  выделить некоторые из них:

а) теория взрыва;

б) теория привнесения  жизни, а значит – сознания извне, из–за пределов внеземной цивилизации;

в) теория божественного  происхождения сознания;

г) теория Ч. Дарвина и его работа «Происхождение человека»;

д) теория антропосоциогенеза, разработанная Ф. Энгельсом в известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и ряд других концепций.

Какая из них  является более приемлемой для адекватного  понимания происхождения и сущности сознания? Очевидно, что та, в которой, в полном объеме, и главное философско – сущностно раскрывается как происхождение и сущность сознания, так и ее форма и содержание.

Представляет  несомненный интерес статья, опубликованная в журнале «Вопросы философии» за 1989г № 7, написанная М.К. Мамардашвили «Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть». Она и сегодня, вернее, то, что изложено в ней, представляет философский интерес.

Принимая  во внимание указанные выше обстоятельства, заслуживают рассмотрения теория антропосоциогенеза (теория общественного происхождения человека). В этой теории, на мой взгляд ,достаточно убедительно раскрыты как биологические, так и социальные причины (факторы) возникновения сознания.

К биологическим  предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. Прямохождение. Очевидно, что изменение природных условий послужило одной из причин, которая «заставила» предчеловека встать на задние конечности.

2. Высвобождение  руки для проведения тех или  иных операций. Оно произошло,  на мой взгляд, из-за усложнения  потребностей предчеловека и необходимости их удовлетворения в сложных условиях бытия.

3. Постепенное  усложнение и развитие нервной  системы, и прежде всего, мозга  в результате перехода от стадного (коллективного) образа жизни  к отдельному, сугубо индивидуальному.

В конечном счете, даже на уровне биологического бытия, человек как бы сознательно-биологически изменяет среду своего бытия, и активно вносит, соответственно, изменения в природный мир в соответствии со своими целями, потребностями и интересами.

Если поведение  животных носит инстинктивный характер, то поведение человека как homo sapiens отличается сознательным вмешательством в конструктивное преобразование окружающей среды в соответствии с человеческими потребностями и интересами.

Одним словом, в биологическом становлении  человека, а значит и сознания, основную роль сыграли главным образом, внешние  факторы.

К социальным предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. труд как  целесообразная деятельность, направленная  на изготовление и использование  предметов и орудий труда. В  этом процессе человек научается  мысленно (абстрактно) воспроизводить  и отражать мир согласно основному  способу своей деятельности. В  этой ситуации сыграла огромную  роль

2. членораздельная  речь и язык. Уже в процессе стадного образа жизни у пред - людей возникла потребность в общении между собой и передачи информации сначала в гортанной и нечленораздельной форме, а затем трудовая деятельность потребовала с необходимостью уяснения ее основных целей и задач, и передачи информации через членораздельную, понятийную и языковую речь, в которой бы фиксировались существенно необходимые и повторяющиеся связи, имеющие место в самом мире.

3. система  общественных отношений. Сам процесс  становления членораздельной речи  и языка носил порой сложный  и противоречивый характер в  рамках существовавших тогда  форм общения, которые и заложили  основу для возникновения особой  формы общественных отношений,  где человек становится и превращается  в относительно самостоятельное  существо типа homo sapiens (человек разумный).

Информация о работе Сознание как проблема философии