Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:15, реферат
На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала, да и сегодня привлекает внимание философов, ибо человеческое сознание влияет на отношение человека к миру и к самому себе.
Сознание человека имеет огромные возможности воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит огромная ответственность за настоящее и будущее цивилизации, своей собственной судьбы
1. Сознание как проблема философии. Отражение как генетическая предпосылка сознания. Эволюция форм отражения
2. Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального.
3. Духовная жизнь общества и общественное сознание: их соотношение и сущность.
Таким образом, по своему происхождению сознание есть естественно – исторический и закономерный продукт развития природы и общества, а по сущности сознание есть свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга отражать действительный мир в форме идеальных образов.
Какие же основные свойства можно выделить в сознании и какие оно функции выполняет?
Как уже было сказано, формирование сознания у каждого человека невозможно без его активнейшего включения в совместную деятельность и различные формы общения в ходе этой предметно – практической деятельности. По сути дела, речь идет о том, что сознание возникает в определенной системе общественных отношений, а поэтому оно, сознание, являет собой основную функцию человека как существа социального, общественного.
Как подчеркивают отечественные и западные психологи, становление и проявление в homo sapiens человеческо – сущностного бытия носит достаточно сложный характер. Известно немало случаев, когда малолетние дети, попав в животную среду, не только не приобретали, но даже теряли человеческие характеристики. Да, человек мыслит с помощью мозга, который «дается» ему от рождения, но «сделать» его человеческим возможно лишь в определенной системе общественных отношений, трудовой целеполагающей деятельности с помощью языка как средства коммуникативного общения.
К основным свойствам сознания относятся:
1. целеполагание;
2. планирование
действий для достижения
3. предвидение,
с помощью которого
4. абстрактное или понятийно – логическое мышление, позволяющее понять внутренние сущностные параметры бытия;
5. предметное
сознание, которое нацелено на
осмысление и фиксирование
6. самосознание
как осознание человеком
7. рефлексивность сознания.
1. Целеполагающая
деятельность человека
2. Планирование действий для достижения конкретных результатов и предвидение будущего у человека базируется не только на основе его потребностей и интересов, но и детерминированы биосоциальной сущностью и природой самого человека.
3. Когда мы говорим о сознании, то нельзя думать, будто сознание является неким абстрактным феноменом, не связанным с чувственным, и эмоционально – волевыми формами отражения мира. Связь, безусловно, есть, но все же стержнем сознания всегда является наличие в нем абстрактного мышления, которое существовать и проявляться вне языка не может. Язык как бы предстает у человека в качестве материальной формы выражения мыслей. Человеческий язык – это язык понятийного общения, в котором отражаются наиболее общие и существенные признаки вещей.
Сам процесс
возникновения человеческого
7. Возникновение
в мире самосознания есть
Таким образом,
сознание представляет собой высшую
субъективно – объективную, идеальную
реальность, присущую только человеку
и связанную с абстрактным
мышлением и языком, функцию мозга,
которая заключается в
К основным функциям сознания можно отнести следующие:
1. с помощью
сознания человек осуществляет
познавательную функцию, т.е.
2. конструктивная
функция сознания связана с
конструктивным и
3. в регулятивной
функции сознания фиксируется
тот факт, что сознание как
бы направляет человеческую
Короче говоря, по своему содержанию сознание представляет собой субъективный образ объективного мира, и по форме сознание есть высшая форма отражения мира в идеальных образах.
Что же такое «идеальное»?
Эта проблема идеального, его природы и сущности, занимает достойное место в истории развития философской мысли. Уже в античной философии Платон поставил перед собой сложную задачу: раскрыть природу и сущность идеального бытия как такового. Он, будучи философом - диалектиком, понял, что раскрыть природу и сущность идеального бытия мира нельзя без уяснения природы и сущности материального бытия мира. С этой целью он и вводит в философский категориальный аппарат понятие «материи» как косной и пассивной субстанции, через которую и раскрывается «подлинная» активность и сущность бытия идеального как такового.
Другое дело, что Платон эту проблему не решил и ее разрешение растянулось на целые столетия, вплоть до XIX в. Да и сегодня, в современной философии, неоднозначно понимается ее природа, сущность и значение.
В XIX в. философы – марксисты К. Маркс и Ф. Энгельс поставили перед собой задачу философски обосновать и раскрыть философскую природу и сущность бытия идеального.
До XIX в. все многообразные формы решения проблемы идеального тяготеют к идеалистическим и материалистическим толкованиям.
Идеалисты полагали, что идеальное – это особая субстанция, противостоящая материальному миру. Домарксовские материалисты (Демокрит, Спиноза, Дидро, Фейербах и др.) полагали, что идеальное – это образ как результат отражения одного материального тела в другом, т.е. идеальное выполняло функцию особым образом организованной материи.
Представители же вульгарного материализма (Фогт, Бюхнер, Молешотт и.др.) отождествили идеальное с материальными, нервно – физиологическими структурами мозга и их отправлениями.
В целом, представители домарксовского материализма исходили из понимания человека как части природы, не доводя понимания человека как продукта труда, преобразующего как внешний мир, так и самого себя, свой внутренний мир. Вот почему идеальное, в силу этого, и не могло быть понято как результат и деятельная функция трудовой, практически – предметной деятельности общественного человека, как образ внешнего мира, возникающий в мыслящим теле не в виде результата пассивного содержания, а как продукт и форма активного преобразования природы трудом многих поколений людей. Это и дало основание К. Марксу сделать вывод, что «идеальное есть не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Философ П.В. Копнин писал, что «идеальное – это то, что отражает свойства материального, но само этими свойствами не обладает». Э.В. Ильенков окончательно ставит точку: «Идеальное есть не что иное, как форма вещи, но существующее вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности. В природе самой по себе, в том числе в природе человека как биологического существа, идеального нет».
Какие здесь напрашиваются выводы?
1. Идеальное по своей природе и сущности носит вторичный, производный характер, т.е. оно есть инобытие материального.
2. Идеальное
есть субъективный образ
3. Основным
фундаментом идеального
Другими словами, не случайно ведь Э. Ильенков подчеркнул, что идеальное - это форма вещи, но находящаяся вне ее, т.е. в практике. Поэтому результат наших мыслей обнаруживает себя в вещных, материальных образованиях, но истоки их находятся за их пределами. Такова природа и логика становления сущности идеального как всеобщей конструкции бытия.
4. Идеальное всегда носит конструктивный, творческий характер, направленный на поступательное, прогрессивное преобразование мира.
Идеальное бездеятельным быть не может. И все таки: где же истоки мыслей? Где они находятся: в мозгу или за его пределами? Ответ один – в практике.
3 вопрос. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: ИХ СООТНОШЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
Проблема духовности, проблема сознания, как уже говорилось, является и сегодня наиболее актуальной в современной философской мысли. Достаточно указать на такие работы:
Крымский
А.Б. Контуры духовности: новые аспекты
идентификации – Вопросы
Трансформация и интеграция духовности, сознания в сферу общественной жизни всегда носили и носят специфический характер. С одной стороны, сознание, духовность в целом по своей сути носят общественный характер, а с другой, духовная жизнь общества, общественное сознание обладают «своими» сущностными характеристиками.
Духовность в философской литературе определяется по разному: через ее противопоставление бездуховности, осмысление ее через систему моральных, нравственных ценностей, через сопоставление с культурой или эгоизмом и т.д.
При всем многообразии точек зрения по этому вопросу, все же следует обратить внимание на то, что духовностьпредставляет собой сверхчувственную, сверхрациональную реальность, в которой специфически трансцендентным образом отражается мир, космос, душа, идеальное, их внутренняя и внешняя гармония. Именно в духовности, в духовном начале античные философы видели разгадку человеческого бытия и бытия мира. Именно в духовности они видели то истинно вечное, к познанию которого стремился, стремится и будет всегда стремиться человек.
Стремление
к постижению философской мудрости
– это устремленность к духовному
постижению мира как к высшему
этапу в индивидуально –
Что же собой
представляет понятие «духовная
жизнь общества» и «
Долгое время
понятие «духовная жизнь
Очевидно, что приведенные точки зрения не отражают адекватно природу и сущность духовной жизни общества. Как мы определим это понятие?
Духовная жизнь общества – это философская категория, в которой отражается реальный процесс жизнедеятельности людей, связанный с производством духовных ценностей в ходе духовного общения людей, направленного, в конечном счете, на удовлетворение ими духовных потребностей.
В содержательном отношении в духовную жизнь общества входят духовное производство, духовное общение и духовные потребности.
а) Духовное производство – это особого рода деятельность людей, направленная на познание явлений природы и общества, на создание частных, общих и всеобщих представлений, идей, теорий о мире. Духовное производство – это всеохватный процесс, куда входит деятельность по созданию политических и правовых, философских и научных, эстетических и нравственных и т.д. идей, принципов, норм и правил. В системе духовного производства задействованы правовые и политические деятели, деятели литературы и искусства, ученые и философы, служители – [сановники] религиозно – духовного культа и.т.д. Одним словом, все те, кто связан с созданием идей, теорий, взглядов, концепций, т.е. духовного потенциала общества.