Сознание как проблема философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:15, реферат

Краткое описание

На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала, да и сегодня привлекает внимание философов, ибо человеческое сознание влияет на отношение человека к миру и к самому себе.
Сознание человека имеет огромные возможности воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит огромная ответственность за настоящее и будущее цивилизации, своей собственной судьбы

Содержание

1. Сознание как проблема философии. Отражение как генетическая предпосылка сознания. Эволюция форм отражения
2. Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального.
3. Духовная жизнь общества и общественное сознание: их соотношение и сущность.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.78 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по своему происхождению сознание есть естественно – исторический и закономерный продукт развития природы и общества, а по сущности сознание есть свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга отражать действительный мир в форме идеальных образов.

Какие же основные свойства можно выделить в сознании и какие оно функции выполняет?

Как уже было сказано, формирование сознания у каждого  человека невозможно без его активнейшего включения в совместную деятельность и различные формы общения  в ходе этой предметно – практической деятельности. По сути дела, речь идет о том, что сознание возникает  в определенной системе общественных отношений, а поэтому оно, сознание, являет собой основную функцию человека как существа социального, общественного.

Как подчеркивают отечественные и западные психологи, становление и проявление в homo sapiens человеческо – сущностного бытия носит достаточно сложный характер. Известно немало случаев, когда малолетние дети, попав в животную среду, не только не приобретали, но даже теряли человеческие характеристики. Да, человек мыслит с помощью мозга, который «дается» ему от рождения, но «сделать» его человеческим возможно лишь в определенной системе общественных отношений, трудовой целеполагающей деятельности с помощью языка как средства коммуникативного общения.

К основным свойствам  сознания относятся:

1. целеполагание;

2. планирование  действий для достижения определенных  результатов;

3. предвидение,  с помощью которого осмысливается  и осознается будущее;

4. абстрактное  или понятийно – логическое  мышление, позволяющее понять внутренние  сущностные параметры бытия;

5. предметное  сознание, которое нацелено на  осмысление и фиксирование предметного  содержания познаваемого мира;

6. самосознание  как осознание человеком самого  себя как высшей общественной  сущности и осознание того, что  происходит не только в самом  сознании, но в психике в целом.

7. рефлексивность сознания.

1. Целеполагающая  деятельность человека принципиально  отличается от всех видов деятельности  тем, что человек ментально  (мысленно) как бы представляет  себе результат своего труда.  К. Маркс заметил по этому  случаю, что «паук совершает операции, напоминающие операции ткача,  и пчела постройкой своих восковых  ячеек посрамляет некоторых людей  – архитекторов. Но самый плохой  архитектор отличается от наилучшей  пчелы тем, что, прежде чем  строить дом, он уже построил  его в голове». В конце процесса  труда получается результат, который  уже, в начале этого процесса, имелся в представлении человека, т.е. идеально.

2. Планирование действий для достижения конкретных результатов и предвидение будущего у человека базируется не только на основе его потребностей и интересов, но и детерминированы биосоциальной сущностью и природой самого человека.

3. Когда мы говорим о сознании, то нельзя думать, будто сознание является неким абстрактным феноменом, не связанным с чувственным, и эмоционально – волевыми формами отражения мира. Связь, безусловно, есть, но все же стержнем сознания всегда является наличие в нем абстрактного мышления, которое существовать и проявляться вне языка не может. Язык как бы предстает у человека в качестве материальной формы выражения мыслей. Человеческий язык – это язык понятийного общения, в котором отражаются наиболее общие и существенные признаки вещей.

Сам процесс  возникновения человеческого языка  и мышления протекал очень медленно. Каждое новое слово или понятие  осваивалось в среднем в течение 10 тыс. лет. Но тем не менее, именно труд обеспечил процесс формирования содержания сознания, такого содержания, в котором отразилось, в форме понятий, суждений и умозаключений, целая комплексная система взаимосвязей и взаимозависимостей человека в мире.

7. Возникновение  в мире самосознания есть результат  окончательного, не только практического,  но и теоретического, в определенном  смысле, выделения человека из  окружающего мира, самооценка и  самореализация своих физических  и духовных способностей, т.е.  возникновение самосознания ─  это показатель рефлексивности сознания.

Таким образом, сознание представляет собой высшую субъективно – объективную, идеальную  реальность, присущую только человеку и связанную с абстрактным  мышлением и языком, функцию мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении и  творчески – практическом преобразовании действительного мира, в предварительном  мысленном построении человеческих действий и предвидения их результатов, в разумном регулировании и контроле своих действий.

К основным функциям сознания можно отнести следующие:

1. с помощью  сознания человек осуществляет  познавательную функцию, т.е. получает  все виды первичной информации  о мире;

2. конструктивная  функция сознания связана с  конструктивным и целенаправленным  преобразованием мира, созданием  так называемой «второй» природы;

3. в регулятивной  функции сознания фиксируется  тот факт, что сознание как  бы направляет человеческую деятельность  на обеспечение гармонии поставленных  целей и конкретно – реальных  условий их достижения.

Короче говоря, по своему содержанию сознание представляет собой субъективный образ объективного мира, и по форме сознание есть высшая форма отражения мира в идеальных образах.

Что же такое  «идеальное»?

Эта проблема идеального, его природы и сущности, занимает достойное место в истории  развития философской мысли. Уже  в античной философии Платон поставил перед собой сложную задачу: раскрыть природу и сущность идеального бытия  как такового. Он, будучи философом - диалектиком, понял, что раскрыть природу  и сущность идеального бытия мира нельзя без уяснения природы и  сущности материального бытия мира. С этой целью он и вводит в философский  категориальный аппарат понятие  «материи» как косной и пассивной  субстанции, через которую и раскрывается «подлинная» активность и сущность бытия идеального как такового.

Другое дело, что Платон эту проблему не решил и ее разрешение растянулось на целые столетия, вплоть до XIX в. Да и сегодня, в современной философии, неоднозначно понимается ее природа, сущность и значение.

В XIX в. философы – марксисты К. Маркс и Ф. Энгельс  поставили перед собой задачу философски обосновать и раскрыть философскую  природу и сущность бытия идеального.

До XIX в. все многообразные формы решения проблемы идеального тяготеют к идеалистическим и материалистическим толкованиям.

Идеалисты полагали, что идеальное – это особая субстанция, противостоящая материальному миру. Домарксовские материалисты (Демокрит, Спиноза, Дидро, Фейербах и др.) полагали, что идеальное – это образ как результат отражения одного материального тела в другом, т.е. идеальное выполняло функцию особым образом организованной материи.

Представители же вульгарного материализма (Фогт, Бюхнер, Молешотт и.др.) отождествили идеальное с материальными, нервно – физиологическими структурами мозга и их отправлениями.

В целом, представители  домарксовского материализма исходили из понимания человека как части природы, не доводя понимания человека как продукта труда, преобразующего как внешний мир, так и самого себя, свой внутренний мир. Вот почему идеальное, в силу этого, и не могло быть понято как результат и деятельная функция трудовой, практически – предметной деятельности общественного человека, как образ внешнего мира, возникающий в мыслящим теле не в виде результата пассивного содержания, а как продукт и форма активного преобразования природы трудом многих поколений людей. Это и дало основание К. Марксу сделать вывод, что «идеальное есть не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Философ П.В. Копнин писал, что «идеальное – это то, что отражает свойства материального, но само этими свойствами не обладает». Э.В. Ильенков окончательно ставит точку: «Идеальное есть не что иное, как форма вещи, но существующее вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности. В природе самой по себе, в том числе в природе человека как биологического существа, идеального нет».

Какие здесь  напрашиваются выводы?

1. Идеальное  по своей природе и сущности  носит вторичный, производный  характер, т.е. оно есть инобытие  материального.

2. Идеальное  есть субъективный образ объективного  мира, т.е. оно тесно связано  с сознанием человека, с человеческим  мозгом, ибо нормальная физиологическая  деятельность мозга является  необходимой материальной основой  идеального, сознания в целом.

3. Основным  фундаментом идеального является  практика как предметно – материальная  деятельность, направленная на познание  и преобразование мира.

Другими словами, не случайно ведь Э. Ильенков подчеркнул, что идеальное - это форма вещи, но находящаяся вне ее, т.е. в практике. Поэтому результат наших мыслей обнаруживает себя в вещных, материальных образованиях, но истоки их находятся за их пределами. Такова природа и логика становления сущности идеального как всеобщей конструкции бытия.

4. Идеальное всегда носит конструктивный, творческий характер, направленный на поступательное, прогрессивное преобразование мира.

Идеальное бездеятельным быть не может. И все таки: где же истоки мыслей? Где они находятся: в мозгу или за его пределами? Ответ один – в практике.

3 вопрос. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: ИХ СООТНОШЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Проблема  духовности, проблема сознания, как  уже говорилось, является и сегодня  наиболее актуальной в современной  философской мысли. Достаточно указать  на такие работы:

Крымский  А.Б. Контуры духовности: новые аспекты  идентификации – Вопросы философии, 1992, № 12; Пролив В.Т. Духовность и бытие  человека. Киев, 1992; Франк С. Духовные основы общества. М., 1992; Э. Фромм. Духовная сущность человека. – Философские науки, 1990, № 8,9; Афонов А.П., Социализация индивида как субъективно – объективный процесс – Донецк, 2001; В.А. Кутырев Проблема духовности… Вопросы философии, 2001, №8 и др.

Трансформация и интеграция духовности, сознания в сферу общественной жизни всегда носили и носят специфический  характер. С одной стороны, сознание, духовность в целом по своей сути носят общественный характер, а с другой, духовная жизнь общества, общественное сознание обладают «своими» сущностными характеристиками.

Духовность  в философской литературе определяется по разному: через ее противопоставление бездуховности, осмысление ее через систему моральных, нравственных ценностей, через сопоставление с культурой или эгоизмом и т.д.

При всем многообразии точек зрения по этому вопросу, все  же следует обратить внимание на то, что духовностьпредставляет собой сверхчувственную, сверхрациональную реальность, в которой специфически трансцендентным образом отражается мир, космос, душа, идеальное, их внутренняя и внешняя гармония. Именно в духовности, в духовном начале античные философы видели разгадку человеческого бытия и бытия мира. Именно в духовности они видели то истинно вечное, к познанию которого стремился, стремится и будет всегда стремиться человек.

Стремление  к постижению философской мудрости – это устремленность к духовному  постижению мира как к высшему  этапу в индивидуально – личностном развитии человека, студента.

Что же собой  представляет понятие «духовная  жизнь общества» и «общественное  сознание»?

Долгое время  понятие «духовная жизнь общества»  употреблялось как синоним понятия  «общественное сознание» и практически  не имело самостоятельного определения. Кроме того, порой в литературе мы встречаемся с точкой зрения, когда духовная жизнь общества рассматривается  как духовное производство. И, наконец, еще одна позиция, согласно которой  духовная жизнь общества отождествляется  с культурой.

Очевидно, что  приведенные точки зрения не отражают адекватно природу и сущность духовной жизни общества. Как мы определим это понятие?

Духовная  жизнь общества –  это философская  категория, в которой  отражается реальный процесс жизнедеятельности  людей, связанный  с производством  духовных ценностей  в ходе духовного  общения людей, направленного, в конечном счете, на удовлетворение ими  духовных потребностей.

В содержательном отношении в духовную жизнь общества входят духовное производство, духовное общение и духовные потребности.

а) Духовное производство – это особого рода деятельность людей, направленная на познание явлений природы и общества, на создание частных, общих и всеобщих представлений, идей, теорий о мире. Духовное производство – это всеохватный процесс, куда входит деятельность по созданию политических и правовых, философских и научных, эстетических и нравственных и т.д. идей, принципов, норм и правил. В системе духовного производства задействованы правовые и политические деятели, деятели литературы и искусства, ученые и философы, служители – [сановники] религиозно – духовного культа и.т.д. Одним словом, все те, кто связан с созданием идей, теорий, взглядов, концепций, т.е. духовного потенциала общества.

Информация о работе Сознание как проблема философии