Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 07:15, реферат
На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала, да и сегодня привлекает внимание философов, ибо человеческое сознание влияет на отношение человека к миру и к самому себе.
Сознание человека имеет огромные возможности воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит огромная ответственность за настоящее и будущее цивилизации, своей собственной судьбы
1. Сознание как проблема философии. Отражение как генетическая предпосылка сознания. Эволюция форм отражения
2. Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального.
3. Духовная жизнь общества и общественное сознание: их соотношение и сущность.
б) Духовное общение – это процесс коммуникативных связей между людьми в системе образования и воспитания, в системе производства и воспроизводства и передачи информации (радио, печать, телевидение, кино, театр и другие зрелищные мероприятия)
в) Духовные потребности – есть не что иное как мотивы человеческой деятельности, побуждающие к духовному процессу и творчеству, детерминируемые, в конечном счете, интересами людей.
Само же содержание интереса обусловлено, во-первых, самим характером потребностей, их природой и сущностью, и, во вторых, тем, насколько социальные условия жизни людей обеспечивают или не обеспечивают удовлетворение потребностей.
Сегодня перед
нашим обществом стоит
Таким образом, духовная жизнь общества – это жизнедеятельность людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей в процессе их производства и общения. Ее ядром и составной частью является общественное сознание.
Что представляет собой общественное сознание?
Либо оно есть всеобщее, вобравшее в себя деиндивидуализированное сознание конкретных его форм, либо нечто иное, не сводимое к сумме индивидуальных сознаний и не выводимое из них?
Анализ философской литературы показывает, что в разные времена, да и сегодня выделяются такие подходы, какгносеологический, социологический, онтологический, генетический и т.д. в осмыслении общественного сознания.
Кроме того, из учебника в учебник по философии «кочует» определение общественного сознания как совокупности политических, правовых, философских, эстетических, научных и религиозных идей, теорий, концепций. Поэтому следует согласиться с определением общественного сознания, которое мы предлагаем:
Общественное сознание есть особая, внутри себя организованная субъективно – социальная реальность, отражающая в себе объективно – всеобщие и универсальные взаимозависимости и механизмы социокультурной деятельности людей, В этом определении указано на 3 аспекта общественного сознания:
а) это особого рода субъективная реальность, имеющая право на существование;
б) в нем
отражены различные аспекты
в) она, эта реальность, детерминирована целым комплексом социокультурной деятельности людей.
В конечном итоге,
общественное сознание является важнейшим
компонентом и показателем
Будучи вторичным по отношению и общественному бытию, т.е. к материальной жизни общества, общественное сознание, вместе с тем, носит относительно самостоятельный характер. Чем это вызвано?
1. общественным разделением труда, которое детерменировало относительное обособление духовной жизни по отношению к материальной;
2. внутренними закономерностями развития и функционирования самого, собственно общественного сознания.
В
чем же проявляется
относительная
1. в отставании
общественного сознания от
2. в опережении
общественного бытия
3. в преемственности развития общественного сознания в целом и его форм.
Дело в том, что новые общественные идеи и теории не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе теоретического и методологического материала прошлых эпох. Только так образуется естественно – закономерная связь развития мировой истории через экономические подъемы и застои, прогресс и регресс, революции и эволюции и т.д.
4. активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию.
Возникнув на
основе экономического базиса общества,
общественные идеи и теории оказывают
обратное воздействие на него, как
в позитивном, так и негативном
смысле. Так, Ф. Энгельс в конце
своей жизни разъяснял суть диалектико
– материалистического понимания истории:
«Политические, правовые, философские…
воззрения основаны на экономическом
развитии. Но все они также оказывают влияние
друг на друга и на экономический базис.
Дело обстоит не так, что только экономическое
положение являются причиной, ч
Кроме того,
прогрессивная система
Какова же
структура общественного
В ней можно выделить:
1. уровни общественного сознания (эмпирический и теоретический);
2. формы общественного сознания.
Эмпирический уровень общественного сознания – это уровень, основывающийся на человеческом опыте и практике, обусловленных повседневным трудом, деятельностью и жизнью людей.
Он включает в себя: а) эмпирические знания о мире, с помощью которых удовлетворяются самые разнообразные и необходимые житейские, будничные потребности человека (правила обработки земли, народная медицина и т.д.);
б) общественная психология, складывающаяся стихийно, на основе повседневных условий жизни (это - эмоции и чувства, переживания и сопереживания, настроения и привычки, иллюзии и предрассудки, традиции и черты характера у разных социальных групп и общностей людей).
Теоретический уровень, в котором фиксируется обобщенное и опосредованное отражение общественного бытия в форме законов. Основными элементами его являются наука и общественная идеология.
В литературе сложилось более 150 определений понятию науки. На мой взгляд, если их суммировать и обобщить, то можно дать такое определение: наука есть социально – организованная форма человеческой деятельности по производству и воспроизводству теоретических знаний, направленных на удовлетворение практики. Наука отражает бытие в логико – понятийной форме, т.е. средствами логического мышления. Будущее науки – в ее интеграции с производством на широкой теоретической и прикладной основе.
Несмотря на различие точек зрения по вопросу о сущности общественной идеологии, все же следует признать, чтоона есть форма осознания классами (обществом) своего отношения к социальной действительности, через призму коренных классовых интересов. Так или иначе, общественная идеология пронизывает собой все формы общественного сознания.
В конечном счете, содержание идеологии определяется:
1. характером
и направленностью коренных
2. степенью
совпадения или несовпадения
коренных классовых интересов
с объективными
3. насколько
решение конкретных социальных
задач обеспечивает или не
обеспечивает реализацию
И последнее
Помимо уровней общественного сознания, в его структуру входят формы, среди которых выделим: политическое и правовое сознание, научное и религиозное, философское и эстетическое, моральное сознание и др.
В этих формах, которые мы определили как «социально объективированные мыслительные конструкции, вырабатываемые в процессе предметно – материальной деятельности людей по преобразованию мира», отражаются и находят воплощение социальные связи и отношения людей.
Будучи общественным, по своей природе, общественное сознание являет собой, в конечном счете, форму и продукт развития самого общественного производства.