Социальная структура современного российского общества. Основные тенденции ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:26, реферат

Краткое описание

Социальная структура современной России - это структура государства переходного типа - из социализма в капитализм, эту эпоху называют периодом первичного накопления капитала. Такое общество описали исследователи общества середины -- конца XIX века, среди них М. Вебер и К. Маркс. Принятое в современной науке положение о переходных обществах, как сердцевине теории «модернизации»1, имеет глобальное значение и призвано характеризовать главным образом переход от доисторического состояния традиционалистских обществ к современному обществу западного типа.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социологии 2.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Сначала кратко охарактеризуем идеи этих исследователей.

Российский социолог, естествоиспытатель и идеолог славянофильства Николай Яковлевич ДАНИЛЕВСКИЙ изложил социологическую теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций) в книге «Россия и Европа». Он посчитал, что цивилизации находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой, они проходят предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культур но-исторических типов. Наиболее исторически перспективным типом считал «славянский тип»", наиболее полно выраженный в русском народе и противостоящий культурам Запада Идеи Данилевского предвосхищали аналогичные концепции философа культуры Освальда Шпенглера. Данилевский также автор трудов «Дарвинизм» и «Сборник политических и экономических статей»   .

Российский социолог, правовед, историк и этнограф, один из основателей Московского психологического общества Максим Максимович

10 Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - М.,2001. с.59-60. " Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. с. 129. 12 Гофман А.Б. Указ. соч. с.61.

 

8

КОВАЛЕВСКИЙ испытал  заметное влияние английского, социолога  и философа Герберта Спенсера, что  и предопределило его интерес  к социологическим исследованиям. В своем учении о социальном прогрессе  Ковалевский проводил гуманистическую идею солидарности между социальными группами и народами, а главную задачу социологии видел в выявлении сущности этой солидарности, описании и объяснении ее многообразных форм. Развивая сравнительно-исторический метод исследования общественной эволюции различных народов, предложил собственную общую формулу поступательного движения общественной жизни, в которой революции рассматривал как случайное и патологическое явление . Основные труды Ковалевского: «Первобытное право»; «Современные социологи»; «Социология».

Российский социолог, публицист, теоретик «народничества», один из создателей субъективного метода в социологии Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ. Он считал, что истина не есть воспроизведение объективных  свойств вещей, она существует лишь для человека и удовлетворяет его познавательные способности. Именно эту сторону должна брать социология, имеющая дело с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности, с преломлением в ней групповых социальных интересов. Мерилом прогресса является личность, ее развитие в «разнородных» направлениях . Однако история шла скорее по линии разделения труда, что приводило к «однородности» личности, превращению ее в простой придаток общественного механизма и появлению конфликтов между личностью и обществом. Но развитие полноценной личности, полагал Михайловский, не должно приводить к ее отчуждению от общества, напротив, она должна развиваться в кооперации с равными себе. Произведения Михайловского были изданы в «Полном собрании сочинений.

Теперь, подробнее о теории и практике этих мыслителей.

Понятие «культурно-исторического  типа» введено И.Я. Данилевским, утверждавшим ненаучный характер господствующего в западной культуре линейного однофакторного видения истории. Эта ситуация, по его мнению, есть следствие потребности философско-теоретического обоснования политических, экономических и культурных притязаний доминирующего в Европе германо-романского типа. Преодоление данной ситуации возможно на основе иного подхода к проблеме истории и исторического познания. Его сущность — в представлении истории как взаимоотношений различных культурно-исторических типов или «самобытных цивилизаций» . Таким образом, факт исторического прогресса будет объяснен не осуществлением того или иного метаистори чес кого принципа, но исходя из картины борьбы между культур но-историческим и типами, подобной картине борьбы видов в эволюционной теории. Сам прогресс осуществляется не в пределах одного

13 Ковалевский М.М. Социология. - С-Пб.,1999. с.308.

14 Михайловский Н.Я. Полное собрание сочинений. С-ТТб.,1997. с.291.

15 Данилевский Н.Я. Указ. соч. с.69-70.

 

9

универсального типа цивилизации, но в историческом осуществлении гегемонии какого-либо типа за счет преимуществ его оснований и структуры, т.е. по степени развития типа. Всего выделяется 11 основных типов (за вычетом мексиканского и перуанского, чье развитие было искусственно прервано): египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, или новосемитический, германо-романский, или европейский, и становящийся славянский. Наряду с «уединенными» цивилизациями (китайской и индийской), Данилевский утверждает историческую важность «преемственных» типов - от египетского к германо-романскому. Но эта преемственность осуществляется не актуально, а как развитие нового самостоятельного типа на почве, «удобренной» предшествующим, уже завершившим свой цикл существования. Принцип исторического прогресса имеет отношение только к преемственным типам. Если культурно-исторический тип есть «положительный исторический деятель», то те этнокультурные образования, которые не создают цельного типа, но несут лишь разрушение уже распадающейся цивилизации (гунны, турки и т. д.), являются «отрицательными деятелями»16. Также видно в историческом осуществлении гегемонии какого-либо типа за счет преимуществ его оснований и структуры, т.е. по степени развития типа. Всего выделяются этнические общности, входящие в состав или сферу влияния того или иного типа, «вносящие в него разнообразие и богатство, но не достигающие сами исторической индивидуальности» (например, финские племена)17.

Одной из ведущих проблем  того времени был спор о направлении  и тенденциях развития социализма. Н.К. Михайловский определял социализм  как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта — общины («мира»), артели.

В тесной связи с общесоциологической  теорией находилась и методология  субъективной социологии Михайловского. В ней подчеркивалась мысль о  существовании принципиального  различия между природными и общественными  явлениями. Природные — это закономерные, повторяющиеся явления, общественные — неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания — научного и социологического.   Истина,  по  Михайловскому,  не  есть  воспроизведение

' Данилевский Н.Я. Указ. соч. с.71 17 Там же. с.77.

 

10

объективных свойств  вещей самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию  закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избежать произвола мнений, Н.К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность «нормального человека», нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, то есть с построения социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей18. В русле субъективной социологии шло изучение конкретных проблем политической социологии, механизма, роль партии в общественной борьбе.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М.М. Ковалевского. Ведущую роль в  своей социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о  социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами, народом. Одной из основных задач социологии М.М. Ковалевского считал выявление сущности солидарности, описание и выяснение многообразных ее форм. В своих многочисленных работах М.М. Ковалевский активно использовал и развивал исторический метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях, осуществить познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления в двух разных осуществляющих явлений   .

Итак, в качестве самостоятельного явления о российской социологии может идти речь, начиная  с конца XIX - начала XX вв. Наиболее интересными являются взгляды Данилевского, Ковалевского и Михайловского. Главная идея Николая Данилевского - теория «культурно-исторических типов». Через них проходят стадии возмужания, дряхления и гибели всякого общества. Сам ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Развивая сравнительно-исторический метод, Максим Ковалевский, исследует общественную эволюцию различных народов. Он предложил собственную формулу поступательного движения общественной жизни, в которой революции рассматривал как случайное и патологическое явление. Николай Михайловский в основу всего ставит целеполагающие и этические факторы человеческой деятельности, с преломлением в ней групповых социальных интересов. Мерилом прогресса является личность, ее развитие в «разнородных» направлениях.

iK Михайловский Н.К. Указ. соч. с.293 Ковалевский М.М. Указ. соч. с.310.

 

11

3.   Проведите   причинно-следственные  связи   в  цепочке  взаимосвязей: «сознание  и мышление» - «сознание и память» - «сознание и язык»

Свой ответ на этот вопрос я построю в такой форме: определение, рассуждение на тему этого  определения и вывод с переходом на следующее

определение.

Сознание - это  высшая, свойственная лишь человеку форма  отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и  к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий20. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом., знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой, формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Отношение сознания к  бытию образует основной вопрос философии, который является совокупностью  двух элементов: онтологического (вопрос о первичности духа или материи) и гносеологического (вопрос о познаваемости мира). Я придерживаюсь материалистической точки зрения на природу и сущность сознания, ибо, по моему мнению, любое решение данного вопроса в идеалистическом (и тем более, в субъективно-идеалистическом) духе неизбежно приведет к солипсизму.

Основные виды сознания: сознательное и бессознательное. Бессознательное либо рефлекторное внесознательное действие (инстинкт, рефлекс, под гипнозом, в состоянии сомнамбулизма), не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, либо обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Очевидно, что для понимания бессознательного как философской категории нам важно лишь второе значение этого термина. Хотя, следует отметить, что на протяжении истории развития философской мысли, эти два значения сливались и взаимоподменялись (например, очень трудно провести между ними границу в работах Декарта, Фрейда и др.).

Я однозначно признаю  правомерность употребления термина "бессознательное" в значение рефлекторного позыва, движения и  т.д., ибо это

Краткий философский  словарь М.,1997, С.241

 

12

является устоявшейся  практикой в психологии и не имеет прямого отношения к разбираемой философской проблеме. Что же касается второго значения данного понятия, то оно было наиболее спорным вопросом на протяжении всей истории философии. Он распадается на ряд отдельных проблем: достоверность теории "врожденных истин", сущность "внутреннего голоса" , природа интуиции, существование первоидеи или первоидеи (как то допускается в объективном идеализме), вопрос об идентичности бессознательного у индивидуумов.

Придерживаясь последовательно  материалистических позиций, я никогда не ставила вопрос о приемлемости для моего мировоззрения существования "первоидеи" (в лице абсолютного духа или же бога). Руководствуясь подобными же причинами, отвергается и теория "врожденных истин". В самом деле, чтобы истины были вроженными, должны существовать вечные идеи этих истин - таким образом все опять упирается в "первоидею", хотя с другой стороны, я признаю "врожденные истины" в виде априорных категорий, близких к кантовским. Наконец, вопрос об интуиции и "внутреннем голосе" я считаю скорее психологическим, нежели философским, и придерживаюсь здесь теории Фрейда, согласно которой бессознательное (в т.ч. интуиция) является латентным (забытым, задавленным) сознательным. Таким образом, исходя из вышеизложенного, я считаю, что последовательно материалистическое решение проблемы бессознательного вполне возможно. В свете вышесказанного, следует различать сознание и мышление

Мышление это процесс  отображения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого  познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход "от явления к сущности"'.

Информация о работе Социальная структура современного российского общества. Основные тенденции ее развития